К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Абзалова Л.Р. 1, Шанц Е.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социально-экономическое развитие, происходящее в Российской Федерации за последнее десятилетие, вызвало необходимость модернизации всей системы образования. Дошкольное образование, как первая ступень общего образования играет важную роль в этой модернизации.

Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста - одна из главных стратегических задач страны. В Российской Федерации стандартизация системы образования проводится с целью повышения доступности и качества образования, а также с целью развития и поддержки талантливых детей. В настоящее время для дошкольного образования установлен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт [5]. Он регламентируется и обеспечивается таким нормативно-правовым документом, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ [4].

Дошкольные образовательные организации, в свою очередь, стали ставить конкретные задачи, способствующие всестороннему развитию и воспитанию детей. Одной из таких задач является художественно-эстетическое развитие. Художественное воспитание детей необходимо начинать в самом раннем возрасте. Виды творчества могут быть совершенно любыми: изобразительное искусство, музыка, литература, танцы - главное, чтобы ребенок с малых лет впитывал художественную культуру, чтобы она стала неотъемлемой частью его жизни и оказала формирующее воздействие на его личность. Изобразительное искусство занимает особое место в развитии личности дошкольника, так как лежащая в ее основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Особое значение в этом процессе имеет определение наиболее эффективных условий развития детского изобразительного творчества, которые стали предметом изучения многих психологов и педагогов Н.С.Александровой, Б.Г.Ананьева, А.В. Бакушинского, Н.А.Ветлугиной, Л.С. Выготского, Е.И.Игнатьева, Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Б.М.Теплова, Г.В. Лабунской, А.Н.Леонтьева, Б.Т.Лихачева, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, Р.М. Чумичевой, В.А.Петровского, С.Л.Рубинштейна и других [1,2,3].

В.А.Сухомлинский утверждал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Рисование оказывает влияние на то, что принято называть «мелкой моторикой», то есть ребенок развивает кисти рук, пальцы. Это тонкие координации укрепляют связи между нейронами мозга и нервами в кистях.

Рисуя, ребенок все внимание сосредотачивает на рисунке, а в это время у него развивается самостоятельность, организованность, умение все распланировать, желание как можно лучше выполнить свою работу. По мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как разговаривать. Ведь неслучайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».

Всем известно большое значение детских рисунков, как проявлений души ребенка, как выражение детских переживаний. Исследованиями и интерпретациями детских рисунков занимались как зарубежные, так и отечественные ученые: известный русский физиолог В.М. Бехтерев, искусствовед А.В. Бакушинский, педагоги Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, психологи Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, В.С. Мухина, О.М. Дьяченко и др. [1].

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явлений действительности и передача активного эмоционального отношения к нему (Г.В. Лабунская).

У детей дошкольного возраста существуют трудности в создании образа, передаче пропорций, свойств, качеств изображаемых предметов и явлений. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей - все это вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное. Это приводит к потере интереса к этой деятельности. Поэтому овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развитие способности к рисованию. Отсюда возникает необходимость обучения детей изобразительным умениям, создания необходимых для этого условий.

Анализ процесса создания ребенком изображения, проведенный Т.С. Комаровой, показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умение выражать эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей в целях образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений [3].

Необходимость развития изобразительных умений, и, в частности, технических навыков, отмечают многие педагоги и психологи такие, как А.В.Запорожец, Н.П.Сакулина, П.П.Чистяков, Либерти Тэдд, В.М. Бехтерев, К.М.Лепилов, Е.В.Разыграев, В.И.Бейер, Е.А.Флерина, Е.И.Чарушин, А.П.Усова и другие, которые утверждают, что способности к изображению проявляются и развиваются только в процессе изобразительной деятельности ребенка и лучше всего в процессе обучения под руководством взрослого [1]. Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от рисования вообще. Иногда, не зная технических приемов рисования, дети сами пытаются их найти. Чаще всего это бывают неправильные приемы: рука с инструментом движется неловко, загораживает рисунок, не позволяя видеть появляющиеся на бумаге линии. В результате форма предмета в рисунке искажается, вызывая огорчения маленького художника.

Так, Т.С.Комарова и Н.П.Сакулина, рассматривая вопросы развития изобразительных умений, выделяют задачи развития у детей технических навыков и умений средствами использования нетрадиционных техник, которые включаются в занятия по изобразительной деятельности. Используя и комбинируя разные способы изображения, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику применить, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Так, у детей развивается память, они учатся планировать процесс рисования. Многие нетрадиционные техники рисования способствуют коррекции мелкой моторики пальцев рук. Они требуют точности и быстроты действия, умения определять силу нажима на материал или на инструмент.

Всё выше изложенное позволяет сделать вывод, что рисование с использованием нетрадиционных техник, может помочь обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить ее интересным содержанием, яркими, положительными эмоциями, предоставить возможность каждому пережить радость творчества. В теории и практике наиболее полно освещены вопросы по творческому развитию, однако недостаточно раскрыты вопросы по развитию у детей изобразительных умений.

Литература:

1. Сакулина, Н.П., Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] /Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова. - М., 1982. - 134 с.

2. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебное пособие [Текст] /Т.Г.Казакова. - М.: Владос, 2006. - 255 с.

3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] /Под ред. Т. С. Комаровой. - М.: Просвещение, 2007.—256 с.

4.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http: //минобрнауки.рф/документы/2974. [Дата обращения: 10.01.2016].

5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс].- Режим доступа: //http: //www.rg,ru.2013/11/25/doshk-standart-dok.htm [Дата обращения: 11.01.2016].

Просмотров работы: 1002