ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Абрамовских Н.В. 1, Эседова Г.М. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная экологическая ситуация требует изменения отношения общества и человека к экологическим проблемам. Решение отмеченных проблем возможно не только средствами специальных научных лабораторий и специалистов, но и усилиями учащихся (Д.С. Ермаков, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, С.Н. Николаева, И.Н. Пономарева, О.Н. Пономарева, Г.П. Сикорская, В.А. Ясвин и др.). В связи с этим, разработка и совершенствование теоретических и практических основ экологического образования детей младшего школьного возраста является одной из первоочередных задач национального уровня: «Система непрерывного экологического образования, доступного для каждого человека, должна развиваться на протяжении всей жизни наших людей» (Д.А. Медведев). Формирование экологической составляющей образования, культуры здорового и безопасного образа жизни, выступает одним из основных направлений, концепции духовно-нравственного развития и воспитания, детей младшего школьного возраста (А.М. Кондаков, А.Я. Данилюк, В.А. Тишков) и одним из условий реализации образовательной программы начального общего образования, предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009 г. ч. II., п.10.8).

Современное экологическое образование претерпевает преобразование – происходит его становление в интересах устойчивого развития общества и природы (В.И. Панов, Н.М. Мамедов, А.И. Субетто, А.Д. Урсул и др.). Также значительная роль в экологическом образовании отводится компетентностному подходу, который связывается с важностью формирования у выпускников функциональной грамотности, способности применять полученные знания и умения в условиях реальной жизни при решении экологических проблем (М.В. Аргунова, Д.С Ермаков, С.А. Степанов, Г.А. Ягодин и др.). В связи с этим, требуют решения вопросы модернизации образовательных стандартов и программ общего и дополнительного экологического образования, развития научно-методического обеспечения эколого-образовательного процесса, обобщения опыта практической реализации экологических составляющих обучения. Созданию полноценных условий для реализации основных идей компетентностного подхода в экологическом образовании может способствовать эффективная организация внеурочной деятельности (О.Б. Волжина, И.И. Петрова, Е.В. Рогалева, И.С. Сергеева, В.В. Макунина, И.В. Попова и др.). Перспектива развития компетентностного подхода в экологическом образовании связывается со становлением нового планируемого результата – экологической компетентности. Экологическая компетентность на сегодня активно изучается на концептуальном уровне и результативно реализуется в программах экологического образования учащихся (Е.Н. Дзятковская, Д.С. Ермаков, А.Н. Захлебный, Г.А. Ягодин и др.). Однако, исследования по формированию экологической компетентности выполнены, преимущественно, в области среднего и высшего профессионального образования в процессе учебной деятельности и затрагивают педагогические особенности подготовки будущих учителей, инженеров и др., также рассматриваются преимущественно для старшеклассников, опыт формирования экологической компетентности младших школьников в процессе внеурочной деятельности единичен (Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Л.В. Моисеева, Ю.Г. Никитина). В связи с отмеченным требуется создать условия для формирования экологической компетентности детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности.

По мнению авторов (Л.В. Моисеева, Ю.Г. Никитина), экологическая компетентность – это интегративное качество личности, определяющее ее способность действовать в системе «человек-общество-природа» в соответствии с усвоенными экологическими знаниями, умениями, навыками, с убеждениями, мотивами, ценностными представлениями экологически значимыми личными качествами и практическим опытом экологической деятельности [8].

Формирование экологической компетентности детей младшего школьного возраста может реализовываться через различные направления внеурочной деятельности, среди которых особое место занимает проектная деятельность (Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Л.В. Моисеева, Ю.Г. Никитина). Подготовке детей младшего школьного возраста к проектной деятельности способствует решение проектных задач.

Определяя понятие «проектная задача», согласимся с точкой зрения А.Б. Воронцова, что проектная задача – это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся.

И.В. Жакулина дает похожее определение: «Проектная задача – это задача, которая в квазиреальной, квазимодельной ситуациях использует те общие способы, средства действия, которые дети формулируют в рамках учебных задач. То есть это перенос общих способов, средств действия в квазиреальную модельную ситуацию, где мы можем увидеть, как дети действуют в малых группах в нестандартной ситуации».

Благодаря таким задачам уже в начальной школе у детей появляется возможность овладевать культурными способами действий и обеспечивается становление учебно-практической самостоятельности, направленной на решение реальных жизненных экологических задач (А.В. Асмолов, А.Б. Воронцов, Д.В. Григорьев, П.В. Степанов).

Младший школьный возраст является сенситивным периодом для начала формирования многих базовых качеств личности, в том числе и для развития экологической компетентности ребенка. В настоящий момент отсутствует единое мнение относительно цели и результата экологического образования детей, адекватного возрасту и соотносимого с экологической компетентностью как личной характеристикой и показателем качества образования. Эффективное формирование экологической компетентности возможно в рамках курса «окружающий мир», так как данный курс предоставляет широкие возможности для формирования у детей младшего школьного возраста фундамента экологической грамотности и соответствующих компетенций – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Следовательно, приобретает актуальность поиск средств, технологий, методов обучения и диагностики экологического образования, обеспечивающих формирование ценностного отношения к природе, умения оценивать свое поведение и поведение окружающих людей и уверенно действовать с опорой на собственные знания, что в конечном итоге обеспечивает развитие экологической компетентности у выпускника начальной школы. Учеными ведется активная разработка технологий по реализации ФГОС, в котором немалое место отводится «формированию ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач» [1].

У младших школьников отношение к природе, в первую очередь, проявляется в познавательной сфере. Этому способствуют два фактора: значимость в их жизни учебной деятельности: большинство учеников еще увлечены самим процессом познания, что задает определенную стратегию поведения – им интересно узнать вообще что-то новое; приобретенное умение читать: у детей младшего школьного возраста возникает возможность самостоятельно получать ответы на свои «почему»[5,6,7].

Тем не менее, доминирование когнитивного компонента является своего рода «остаточным явлением» от дошкольного периода. Все большее значение начинает приобретать практический компонент. Именно в младшем школьном возрасте дети особенно настойчиво просят родителей завести дома какое-нибудь животное. Но импульсивность младшего школьника не позволяет ему ежедневно, постоянно заботиться о животном или растении, поэтому реально это становится обязанностью взрослого. Согласимся с высказыванием Л.С. Выготского о том, что «ребёнок в процессе деятельности весь в непосредственном реальном движении, он творит действие, его интересует процесс действия, а не результат» [2,4].

Ребёнок младшего школьного возраста осваивает окружающий мир на предметно-деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Сформированная в этот период наглядно-образная картина мира является важнейшим фактором формирования экологической компетентности личности.

В начальной школе отмечается необходимость и актуальность углубления социально-экологических знаний (А.А. Плешаков, 2011; Н.И. Ворожейкина З.А. Клепинина, 2011) в рамках курса ≪Окружающий мир≫. Резервом для такого углубления может стать внеурочная деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

Формирование экологической компетентности тесно связано с развитием гражданского общества и нацелено на консолидацию всех сил в решении экологических проблем на основе общности интересов в обеспечении благоприятной окружающей среды. Экологическое образование имеет универсальный и междисциплинарный характер. Именно поэтому оно имеет возможность и должно войти в содержание всех форм общего образования, в том числе реализоваться посредством организации внеурочной деятельности экологической направленности, выступающим одним из главных направлений в учебном процессе современной школы в условиях введения ФГОС.

В ФГОС ООО сформулирован основной принцип современного экологического образования: переход от трансляции и передачи знаний к практико-ориентированному образовательному процессу (активные методы), направленному на получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в социоприродной среде.

Одной из эффективных технологий экологического образования, которая успешно может быть использована на уроках окружающего мира, а также в процессе внеурочной деятельности является проектная деятельность. Большое внимание, методу проектов уделяется в работе И.В. Цветковой. Так как метод проектов является методом практического целенаправленного действия, то он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. Кроме того, он способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности.

Выявление особенностей процесса формирования экологической компетентности младших школьников приводит к пониманию необходимости изучения экологической компетентности младших школьников в единстве с развитием их учебной деятельности. Уточнение понятий "экологическая деятельность", "учебная деятельность", "универсальные учебные действия", "экологические действия" позволяет рассматривать экологическую деятельность в качестве базовой составляющей экологической компетентности в рамках образовательного процесса. Среди эффективных форм и методов развития экологической компетентности младших школьников актуализируется "внеурочная деятельность", "проектная деятельность" и "решение проектных задач".

Литература:

  1. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников/ [Текст] А.Я. Данилюк // Педагогика. – 2012. – N 4. – С. 55-64.

  2. Дежникова, Н.С. [и др.]. Воспитание экологической культуры у детей и подростков : экол. занятия, сюжет.-ролевые игры, сценарии лит.-экол. праздников [Текст] / Н. С. Дежникова [и др.]. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 63 с.

  3. Дзятковская, Е.Н. Психологические проблемы школьного экологического образования [Текст] / Е. Н. Дзятковская // Гуманитарный вектор. - 2014. - № 1 (37) - С. 125-136. -

  4. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях // Начальное образование. – 2010. –N 2. – С. 3-8.

  5. Клепинина, З.А. Развитие экологической грамотности учащихся [Текст] / З. А. Клепинина // Начальная школа. - 2011. - № 1. - С. 93-97.

  6. Миронов, А.В. Экологическая составляющая нового образовательного стандарта [Текст] / А.В. Миронов // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 48-51.

  7. Миронов, А.В. Актуальные вопросы экологического образования школьников [Текст] / А. В. Миронов // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 11 - С. 3-8.

  8. Моисеева, Л.В., Никитина, Ю.Г. Формирование экологической компетенции у младших школьников./ [Текст] Л.В. Моисеева, Ю.Г. Никитина. / Педагогическое образование в России. – 2011, №2. С. 206.

Просмотров работы: 1156