ЦЕННОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЦЕННОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Мокина Я.А. 1
1Алтайский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Взаимоотношения – это главная наука в жизни, самая ценная для человека. Но как бы то ни было удивительно, обучению этой науке уделяется недостаточно внимания как в семьях, так и в школах. Людям кажется, что ребёнок обучается взаимодействию и общению с другими стихийно, автоматически. Однако реальность свидетельствует о низком качестве такого автоматического обучения, что ведёт «к явным потерям в воспитательной работе», как пишет Я.Л. Коломинский [1, с. 110]. О личных близких взаимоотношениях большинство родителей и учителей и вовсе умалчивают, считая такие отношения «личным делом каждого». Хотя в действительности именно личные отношения приносят человеку наибольшее счастье, и понимание их ценности каждому человеку необходимо.

По мнению Я.Л. Коломинского, внутренней основой личных взаимоотношений между людьми является потребность в общении [1, с. 108]. Отношения обеспечивают реализацию двух ещё более глубинных потребностей человека: потребность в другом человеке, в эмоциональном контакте с ним и потребность в самоутверждении личности [2]. Н.Е. Щуркова пишет, что "без другого счастье невозможно...Счастье слагается из постоянного взаимодействия с другим" [4, с. 139, 141].

Общение человека развивается по определённым законам, но каждый человек создаёт уникальную ситуацию общения в соответствии со своей индивидуальностью. С самого рождения в человеке зарождается стремление к личным отношениям. Установлено, что ребёнок с рождения эмоционально переживает потребность во взрослом человеке, в частности потребность в заботе и любви матери. К двум годам жизни он устанавливает контакты с другими детьми, проявляет индивидуальные симпатии и антипатии. С возрастом потребность в общении все более расширяется и углубляется. К 4-5 летнему возрасту ребёнок испытывает стабильную нужду в общении со сверстниками. В этом возрасте развитие ребёнка изучается в русле взаимоотношений с другими детьми, общение с другими оказывает существенное влияние на формирование нравственных качеств личности. С приходом в школу в жизни ребёнка появляется новая деятельность - учебная, в основе которой лежат деловые отношения. Но потребность в личных близких отношениях становится ещё более интенсивной и осознаваемой [1, с. 312].

Общаясь с другими детьми ребёнок прежде всего насыщается эмоционально. Эмоциональная связь выражается в таких качествах детей как эмпатия, сочувствие, доверие, уважение, понимание, принятие, дружба. Когда ребёнок чувствует эмпатию, то приобретает способность адекватно выражать себя и понимать других. Ребёнок становится эмоционально наполнен, удовлетворён и, как следствие, ощущает психологическую безопасность и защищённость, которые позволяют ему быть открытым к людям и миру. Он будет устойчив в мире, уверен в себе и удовлетворён [5]. В обратной ситуации, ребёнок накапливает чувство общественного дефицита и проявляет эмоции агрессии и жестокости. Он развивает недоверчивость, становится закрытым. Как правило, он не умеет распознавать эмоции других людей, их потребности и, как следствие, чувствует себя отчуждённым. В психике человека, а особенно ребёнка определённо происходят изменения, когда он испытывает негативные или позитивные эмоции. Эти эмоции возникают из удовлетворения или неудовлетворения потребностей и вызывают определенные впечатления. Закручиваясь в «снежный ком», они образуют внутреннее состояние человека, его отношение к жизни и позицию. В детском возрасте как раз и происходит накопление багажа (чувств, эмоций, впечатлений), который человек понесет с собой дальше во взрослую жизнь.

В настоящее время в школах более часто учителя преподают детям знания из разных областей, при этом дружбе между школьниками, сплочению коллектива, развитию сотрудничества во взаимодействии не придают важного значения, хотя дети учатся вместе и им для успешного обучения необходимо ощущать доброе отношение учителя и чувствовать себя принятым и нужным в детском коллективе. Ответственность учителя состоит в гармоничном связывании деловых и личных отношений в школьном классе. Успешная организация совместной деятельности на уроках способствует зарождению новых или укреплению существующих личных отношений, углублению симпатии и эмоциональной удовлетворённости детей. Близкие личные отношения в свою очередь обеспечивают наиболее радостные и результативные деловые отношения, и как следствие повышение успеваемости школьников.

Колоссальное влияние на умение общаться ребёнка и выстраивать взаимоотношения оказывает пример родителей или учителя. Дети прежде всего не просто смиренно слушают и выполняют наставления старших. Они перенимают и впитывают живой опыт отношений, действий, поступков воспитателя, который открывается перед их детской жизнью. Ребёнок, пока ещё мал, интуитивно чувствует, что в авторитарных, властных отношениях счастья нет. Он стремится к добрым и доверительным отношениям. Поэтому приоритетным в данном случае является обучение родителей и учителей психологической культуре, а в частности науке взаимоотношений, для того чтобы они могли быть примером счастливых и уважительных отношений для детей. Другими словами, родители и учителя должны осознавать качество и характер выстраиваемых ими отношений с детьми.

Еще одно важное направление работы в решении указанной проблемы это обучение человека построению взаимоотношений со сверстниками уже со школьных лет, взаимоотношений, основанных на нравственности и базовых ценностях мировой культуры. С возраста 6-7 лет ребёнок выстраивает отношения сознательно, поэтому данный возраст самый подходящий для привития интереса к теме взаимоотношений. Это могут быть внеклассные занятия по этикету, беседы на темы осмысления ценности человека в мире, чтение книг с примерами добрых чутких взаимоотношений, создание ситуаций для неформального общения детей вне уроков, игры, направленные на открытие внутреннего мира каждого учащего класса, совместное участие детей в общественных и благотворительных акциях.

Таким образом, формирование личных отношений ребёнка с другими людьми зависит от атмосферы, в которой он находится. Родители и учителя должны уметь создать благоприятную атмосферу взаимоотношений, в которой ребёнок будет чувствовать себя счастливым. Этому будут способствовать и понимание глубинных потребностей человека, и признание ребёнка как индивидуальности, и чуткое и уважительное отношение к нему как к личности. Пора детства – особая пора, в которую ребёнку важно почувствовать эмоциональную защиту и «напитаться» примером добрых уважительных отношений. Обучение в школьном классе предоставляет для этого все возможности. В силах родителей и учителей сделать школу для детей таким местом, куда они будут стремится не по принуждению, а из-за естественного желания учится и общаться с людьми, которые понимают друг друга, которым хорошо вместе.

Список литературы:

1. Коломинский Я. Л. Социальная психология класса: науч. - метод. пособие для педагогов и психологов / Я. Л. Коломинский. – Мн. : ООО "ФУАинформ", 2003. – 307 с.

2. Лутошкин А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива / А. Н. Лутошкин. – М. : Знание, 1978. – 48 с. // Педпортал: [сайт]. – Режим доступа: http: // pedportal.net 351542.pdf

3. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. – Томск : Пеленг, 1993. – 268 с.

4. Щуркова Н. Е. Этика школьной жизни / Н. Е. Щуркова. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.

5. Covell C. N., Scalora M. J. Empathic deficits in sexual offenders. An integration of affective, social, and cognitive constructs / C. N. Covell, M. J. Scalora // Aggression and Violent Behavior. –2002. – № 7. – P. 251–270.

Просмотров работы: 292