ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Панова А.Н. 1
1Алтайский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема валеологического воспитания младших школьников является достаточно актуальной в современном мире. К сожалению, не во всех школах преподается предмет “Валеология”, но как положительный момент можно отметить, что в школьной программе в рамках предмета “Окружающий мир” рассматриваются некоторые темы, касающиеся здоровья детей. Существуют также валеологические центры, но далеко не все они сотрудничают со школами.

Во 2 классе школы № 103 г. Барнаула было проведено тестирование 30 учащихся. Тест был разработан нами с целью выявления проблем, и выбора более подходящих тем для уроков оздоровительной направленности по предмету “Окружающий мир”. После обработки результатов выявлены как минусы, так и плюсы.

Обрадовал ответ на вопрос “ Что такое “кариес”, потому что все дети ответили верно, но не все дети ответили, что нужно чистить зубы 2 раза в день. Это вопрос очень важный, так как ребенку, а особенно младшему школьнику, нужно объяснить, что о зубах нужно заботиться. Очень полезно на уроке окружающего мира показать ребятам небольшой мультфильм, созданный компанией “Colgate” под названием “Доктор Заяц и легенда о Зубном королевстве”. Там в форме сказки и доступным для ребенка языком рассказывают, почему важно заботиться о зубах, можно посмотреть с родителями дома этот мультфильм.

На вопрос “Планирую ли я свой день?” 23 ребенка ответили, что планируют, 4 - не планируют, 1 - затрудняюсь ответить, 2 - ничего не успеваю за день.

На наш взгляд, важно научить детей планированию следующего дня, начиная с возраста начальной школы. Это поможет соблюдению режима дня. Ребенок, подрастая, уже выработает привычку распределять свои дела, оставляя время для труда и отдыха. Учителю можно провести классный час на тему “Мой режим дня” и в качестве домашнего задания на выходные дни младшим школьникам предложить составить вместе с родителями свой режим дня или нарисовать в форме картинок. Формирование режима дня с малых лет поможет ребенку в течение всей жизни добиться успеха в будущем.

На вопрос “Сколько часов в день ты смотришь телевизор, играешь в компьютер?” 19 детей выбрали вариант 1-2 часа, 5 детей - 3-4 часа, 3 ребенка ответили, что нет на это времени, а 3 - больше 4 часов в день.

К сожалению, в связи с загруженностью на работе родители не всегда могут уделять своему ребенку должное количество времени, контролировать процесс работы с компьютером и просмотр телевизионных передач, поэтому отсюда следует проблема частого просмотра телевизора, игр на компьютере. Это влечет за собой, в первую очередь, нарушение зрения ребенка. Информация с монитора, телевизора после нескольких часов просмотра дает чрезмерную нагрузку и на психику детей, особенно мелькающие картинки. Для детей младшего школьного возраста рекомендуется ограничить просмотр телепередач и работы за компьютером в совокупности хотя бы до 1-2 часов и, конечно, в течение этого времени делать перерывы, гимнастику для глаз.

На вопрос “Какова последовательность твоих действий по подготовке к урокам?” 12 детей ответили - уроки делаю после того, как поем, 11 - обедаю, отдыхаю, потом делаю уроки, 5 - делаю уроки сразу после прихода из школы, 2 - каждый день по-разному.

Говоря о том, должен ли младший школьник отдыхать после школы, перед тем как делать уроки, однозначно можно дать ответ, что должен. В наше время действуют новые стандарты образования. Они уже не такие как несколько лет назад. Нагрузка в виде домашнего задания для младших школьников возросла, поэтому, чтобы сохранить здоровье нужно отдыхать после прихода из школы, обязательно бывать на свежем воздухе.

На вопрос “Отбери из списка продукты, которые нельзя есть с семечками” 14 детей отметили вариант – арбуз,10 – арбуз, виноград, 2 – виноград, 2 – киви, 1 – киви, арбуз, виноград, банан, 1 – киви, арбуз.

Данный вопрос подобран не случайно, он связан со здоровьем ребенка. По статистике чаще всего аппендициты возникают у детей. Виноградные семечки представляют особую опасность для развития аппендицита, так как они очень мелкие, но ребенок может съесть большое количество этого продукта. В семье далеко не все знают о мерах профилактики этого заболевания и обсуждают этот вопрос. Родителям нужно обязательно поговорить на данную тему с детьми, учителю – во время урока “Правильное питание” изложить эту проблему в доступной для детей форме. А также следует включить вопросы, касающиеся вредных и полезных продуктов, потому что практически все дети знают, какие продукты полезны, а какие – вредны, но не все знают почему. Задача педагога в теме “Правильное питание” не просто рассказать о тех или иных продуктах, а объяснить, почему одни продукты вредные, а другие – приносят пользу.

На вопрос “С чем связано искривление позвоночника?” 16 детей ответили – с неправильной осанкой; 11 – при ношении рюкзака на одном плече; 2 - с неправильной осанкой, при ношении рюкзака на одном плече; 1 – с неправильным питанием, с неправильной осанкой.

Данный вопрос касается сохранения здоровья позвоночника младшего школьника. Позвоночник ребенка в школе во время урока испытывает определенную нагрузку, находясь в напряжении, поэтому нужно разговаривать с детьми о том, как правильно сидеть за партой во время урока, как нужно нести школьную сумку, чтобы позвоночник не искривился.

На вопрос “Как ты думаешь, какое расстояние должно быть между глазами и партой на уроке?” 15 детей ответили – 30 см, 7 – 40 см, 5 – не знаю, 3 – 50 см.

Не все ребята знают, что расстояние между глазами и партой на уроке должно быть около 30 см, нужно объяснить младшим школьникам, что если расстояние меньше, то могут постепенно развиться проблемы со зрением и добавиться проблемы с осанкой. Ребятам нужно напоминать, что локоть правой руки – у правшей или локоть левой руки – у левшей должны лежать на парте, тогда и осанка будет прямой. Учителю можно сесть за стол и показать, как правильно сидеть за партой во время написания работы, тогда дети лучше запомнят, потому что задействуется зрительная память.

На вопрос “Расскажи, делаешь ли ты зарядку по утрам?” 14 детей ответили – не делаю, 8 – иногда делаю, 7 - всегда делаю, 1 – затрудняюсь ответить.

Утренняя зарядка важна для здоровья младшего школьника. Когда дети делают зарядку, то организм как бы “просыпается”, но зарядку лучше делать не сразу как проснулся, а спустя время, когда организм привык к наступлению нового дня, лучше после водных процедур.

На вопрос “Расскажи, в какое время ты ложишься спать” 15 детей ответили – в 10 часов вечера, 7 – по-разному, 4 - в 12 часов ночи, 3 - в 11 часов вечера, 1 - каждый день по-разному.

На вопрос “Сколько часов ты спишь?” 11 детей ответили – 5-6 часов, 8 – по-разному, 7 – 8-10 часов, 4 – 6-7 часов.

После анализа результатов теста выявлена главным образом проблема несоблюдения режима дня. Режим дня формируется, прежде всего, из семьи, так как семья как социальный институт закладывает основы воспитания и развития ребенка. А начальная школа помогает в воспитании детей, привитии им коммуникативных навыков, адаптации к окружающему миру, становлении индивида личностью.

Режим дня является главной составляющей как физического, так и психического здоровья младшего школьника. Если ребенок не будет высыпаться, то он не сможет продуктивно работать в классе на уроке, а хроническое недосыпание может привести к нарушению психического здоровья. Поэтому на основе проведенного тестирования будет разработана программа, включающая в себя цикл уроков валеологической направленности о здоровье зубов, сохранении зрения, укрепления позвоночника, правильном питании и соблюдении режима дня.

Список литературы:

  1. Айзман, Р.И. Проблемы педагогической и медицинской валеологии [Текст] / Р.И. Айзман // Медицинские и педагогические проблемы валеологии: материалы межрегионального симпозиума. - Новосибирск,1996. - №2. - С. 3-6.

  2. Бабаев, Д. Б. Сущность валеологизации учебно-воспитательного процесса в школе [Текст] / Д. Б. Бабаев, А.Р. Мурзахматов // Наука и новые технологии. - 2009. - № 7. - С. 258.

  3. Зайцев, Г.К. Проблемы организации здоровьеформирующего школьного образования [Текст] / Г.К. Зайцев // Академия профессионального образования. – 2015. – № 8. - С. 35, 39, 41.

  4. Нефедова, Л.А. Работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни [Текст] / Л.А. Нефедова // Начальная школа. - 2011. - № 1. - С.30-32.

  5. Шайхутдинова, Ф.Г. Путь к здоровому образу жизни. Классный час [Текст] / Ф.Г. Шайхутдинова // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 97-99.

Просмотров работы: 526