МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Ельчищева К.И. 1
1Алтайский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Задача современного образования младших школьников сводится не только к формированию предметных результатов, но и к формированию исследовательских умений. Исследовательские умения являются сложными по структуре, их развитие и формирование требует целенаправленной деятельности педагога и обучающихся. Основными и необходимыми условиями для формирования исследовательских умений младших школьников являются целенаправленность и систематичность, мотивированность, творческая среда, психологический комфорт, личность педагога, учет возрастных особенностей.

Исследовательские умения включают в себя способность: ставить и выявлять проблемы, уточнять не ясные вопросы, формулировать и проверять гипотезы, планировать и разрабатывать исследовательские действия, собирать данные (накапливать факты, наблюдать, доказывать), анализировать, синтезировать и сопоставлять их, выступать с подготовленными сообщениями, делать обобщения и выводы и др. Умение наблюдать входит в состав исследовательских умений.

Нами был проведен педагогический эксперимент по исследованию уровня сформированности умения наблюдать на уроках окружающего мира, который проходил в МБОУ "Гимназия № 42" г. Барнаула с учащимися 3 класса.

В качестве диагностического инструментария было использовано:

- интервьюирование учителя;

- тест для учащихся «Умеешь ли ты наблюдать на уроках окружающего мира?»;

- диагностическая методика для учащихся Буровой Л. И. [Бурова Л. И. Экологическая практика учащихся начальной школы: организация и содержание];

- дневник наблюдений за погодой.

Согласно проведенным исследованиям можно говорить о том, что сформированность исследовательского умения наблюдать у учащихся третьего класса находится на низком уровне (45 %). Учащиеся не могут самостоятельно и целенаправленно вести наблюдения, испытывают затруднения в построении плана наблюдения, сравнение объектов характеризуется неточностью, искажается интерпретация и фиксация результатов.

Причиной низкого уровня сформированности наблюдать, может быть следующее:

1) учителем не соблюдается последовательность этапов формирования умения наблюдать;

2) совместно с учащимися не организуется составление алгоритма проведения наблюдений на уроках окружающего мира;

3) не применяются задания, направленные на развитие всех показателей умения наблюдать.

Для решения этой проблемы нами разработаны методические рекомендации по формированию исследовательского умения наблюдать у младших школьников на уроках окружающего мира.

Для разработки методических рекомендаций мы обратились к программе по окружающему миру О. Г. Поглазовой [6].

Процесс формирования умения наблюдать включает следующие этапы:

Обучение умению проводить наблюдения целесообразно начинать с объектов (явлений, предметов), которые демонстрирует учитель. В данном случае учитель должен четко разъяснить цель деятельности, дать указания о том, в какой форме (или каким способом) лучше зафиксировать полученные результаты [1, с. 136].

На данном этапе в 1 классе можно предлагать следующие задания. Тема «Окружающий мир, его изучение».

Задание «Рассмотрим предмет». Нужно поставить перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Это может быть яркая игрушка (кукла или игрушечный автомобиль), предмет мебели, книга и др. Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет и его детали воспринимаются и запоминаются легче [8, с. 35].

Следующий этап выполнения упражнения - нарисуем изученную вещь по памяти. Желательно воспроизвести и общие внешние характеристики предмета, и все его детали. Это упражнение надо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.

Другой блок заданий для развития внимания при наблюдении - «парные картинки, содержащие различия». Перед учащимися стоит задача обнаружить эти различия. При выполнении этого задания применяется прием сравнения [8, с. 38 - 39].

Второй этап. Первые выполняемые фронтально наблюдения не являются вполне самостоятельными, они осуществляются при активном участии учителя. Он не только формулирует цель, но и показывает приемы, обеспечивающие лучшую видимость объекта, более полное его восприятие. При этом применяются различные способы кодирования результатов наблюдения. В одних случаях это будет рисунок - схема установки с конкретными словесными пояснениями. В других случаях это будут зарисовки, изображающие наиболее характерные моменты (этапы) в развитии явления или процесса [1, с. 136 - 137].

Во 2 классе можно предложить учащимся в рамках темы «Зелёная аптека» задание по наблюдению за травянистыми растениями [3, с. 21 – 24]. Цель работы формулируется учителем.Целью будет формирование умения проводить фенотипические наблюдения. Фенотип - это совокупность внешних и внутренних признаков организма, приобретённых в результате онтогенеза (индивидуального развития).

Учащимся дается инструктивная карточка, в которой отмечено то, что нужно выполнить. Учитель показывает приемы работы. Результаты наблюдений фиксируются в таблице 1, а также выполняется рисунок растения.

Таблица 1

Наблюдение за травянистым растением

Дата

Что измерять

             

Длина стебля (от почвы до верхушки)

             

Количество листьев

             

Размер нижнего листа

             

Есть ли цветок

             

Количество цветов

             

Есть ли плод

             

Обитатели

             

Учитель также помогает сделать выводы по результатам наблюдений. После выполнения работы нужно сделать выводы:

1. В течение лета мое растение вы росло на _____ см.

2. За лето у моего растения появилось ______ листьев.

3. Зацвело мое растение _________________.

4. Первый плод появился ________________.

5. На моем растении я видел следующих обитателей: _____________.

6. Мое растение небесполезно. Животные и человек используют его так: ___________________________________________________________.

На третьем этапе формирования умения наблюдать учащимся предоставляется полная самостоятельность в выполнении всех операций, из которых слагается наблюдение, и выбор способа записи результатов [1, с. 139].

В 3 классе по теме «Сезонные изменения в природе» можно дать учащимся только название явления, например, листопад, распространение плодов и семян или зимовка птиц. Учащимся нужно самостоятельно выбрать объекты и основания для наблюдения. Рассмотрим возможный вариант выполнения задания на примере явления листопад. Задание представлено в таблице 2.

Таблица 2

Наблюдение за листопадом

Явление

Объекты наблюдений

Содержание рабочего листа

Листопад

1. Дерево (у которого значительная часть листьев опала).

2. Опавшие листья. (Листопаду предшествует изменение окраски листьев).

3. Погодные условия. Наличие или отсутствие ветра. (При ветре листьев опадает больше, чем в затишье.)

1. Название дерева __________________.

2. Каким образом опали листья с дерева. Зарисовка.

3. Какой цвет листьев преобладает среди опавшей листвы.

4. Что предшествовало листопаду.

5. По листьям, ещё висящим на дереве, определим, есть ли сейчас ветер.

Дается лишь заготовка таблицы, а её заполнение является самостоятельной задачей учащегося. Это задание может служить как домашним заданием, так и выполняться в рамках учебного времени. В этом задании можно выделить такой прием, как заполнение листа наблюдений [5, с. 39 - 40].

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что на данных этапах в большей мере отражена позиция учителя. Если на первом этапе он выступает полноправным руководителем, а учащиеся исполнителями, то к третьему этапу он лишь контролирует их деятельность. Полностью меняется позиция ученика – от исполнителя к соучастнику и инициатору. Ученики присваивают исследовательские процедуры в наблюдении: постановка цели, выбор способов ее решения, поиск информации, способ представления результатов, рефлексия.

Согласно второму положению совместно с учениками выстраивается план деятельности учащегося при проведении наблюдения.

Для того чтобы рассмотреть, каким образом можно организовать с учащимися подобного рода работу, предлагаем фрагмент урока, который посвящен составлению алгоритма наблюдений.

Фрагмент урока по окружающему миру

Тема: «Учусь наблюдать».

Тип урока: изучение нового материала.

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Приемы: словарная работа; беседа; восстановление алгоритма.

Выявление причины затруднения.

Приемы: беседа.

Построение проекта выхода из затруднения.

Реализация построенного проекта.

Приемы: беседа; просмотр видео наблюдение; анализ; обобщение; моделирование (рисунок - схема); составление алгоритма.

- Ребята, сегодня мы будем в роли ученых и, как вы уже догадались, будем узнавать что-то новое о наблюдении.

- Мы сейчас уточним, что значит наблюдать и вспомним алгоритм сравнения.

- Попробуйте продолжить предложение: «Наблюдать – это значит…» (ответы учащихся)

- Вспомните, где мы можем узнать точную формулировку значения слова? (в словаре)

- Верно. Давайте уточним наше понимание этого слова в словаре Т. Ф. Ефремовой. (Наблюдать – внимательно следить глазами… или воспринимать, замечать какое - либо свойство… или исследовать, изучать).

- Что означает слово «наблюдать», мы выяснили, а сейчас вспомним алгоритм сравнения объектов, т.к. сегодня на занятии вам пригодится умение сравнивать. Но наш алгоритм рассыпался, вам нужно его восстановить.

1. Мысленно анализирую объекты

2. Фиксирую названия свойств, по которым буду сравнивать.

3. Сопоставляю свойства объектов.

4. Устанавливаю различные и одинаковые свойства.

Проверка алгоритма

- А как вы думаете, для проведения наблюдения нужен алгоритм? (да)

- Кстати, а что такое алгоритм? (Алгоритм - это последовательность действий для достижения цели) (на доску)

- Значит, для чего нужен алгоритм наблюдения? (чтобы правильно провести наблюдение и чтобы понимать, что необходимо сделать)

- А сейчас вспомните уроки окружающего мира, на некоторых из них мы проводили наблюдение, когда изучали свойства воды. Вспомните, как мы это делали, и попробуйте самостоятельно составить алгоритм наблюдения (2 мин). Подумайте, из каких шагов состоит алгоритм наблюдения.

- Поднимите руки те, кто не смог выполнить задание? В чем ваше затруднение? ( Мы не можем составить алгоритм наблюдения)

- Поднимите руки те, кто выполнил задание?

- А ваше затруднение в чем? ( Мы не можем обосновать, у нас нет эталона)

- У вас у всех возникло затруднение.

- Что вы не можете сделать? (мы не можем составить алгоритм наблюдения)

- Почему так вышло? (мы этого не изучали)

- Какую цель перед собой поставим? (построить алгоритм наблюдения и разобраться, как им пользоваться) (вывешиваю на доску)

- Какова будет тема урока? (Учусь наблюдать) Учитель прикрепляет тему урока на доску.

- Открытие вы будете делать необычным образом. Я сегодня буду в роли помощника, а вы в роли ученых - наблюдателей.

- Хотите узнать, за кем вы будете сегодня наблюдать? (да) Отгадайте загадку:

Яркая, нарядная,

Лёгкая, приятная,

На траву садится,

В цветочек превратится! (бабочка)

- Молодцы! Вы будете наблюдать за развитием бабочки. Мы ходили на экскурсию и видели много разных видов бабочек. А как развивается бабочка, мы пока не знаем.

- Скажите, а как мы будем действовать, чтобы достичь цели? (по плану)

Давайте прочитаем план нашей работы:

- Какой 1 пункт плана? ( Выполняю наблюдение за развитием бабочки)

- Вам надо просмотреть мультфильм о жизни бабочки.

- Ученые наблюдают этот процесс в жизни в среднем 2-3 недели. Вы же будете наблюдать за процессом в ускоренном режиме. Просмотр видеофильма.

- Выполнили 1-ый шаг плана? (да)

- Поставим + напротив 1 пункта.

- Какой 2-ой шаг необходимо реализовать? (Соотнести шаги алгоритма с картой наблюдения).

- Работать вы будете в группах. У каждой группы есть таблица с шагами алгоритма и описанием увиденного в фильме. Вы должны выстроить эти шаги в логической последовательности и наклеить их в пустые ячейки. После выполнения задания учащиеся озвучивают свои результаты.

- Приступайте. (5 мин)

Описание наблюдения:

Цель наблюдения: изучить, как появляется на свет бабочка.

Объект наблюдения: бабочка.

Результаты:

1-я стадия: яйцо

2-я стадия: гусеница

3-я стадия: куколка

4-я стадия: бабочка

Вывод: бабочка проходит 4 стадии в развитии, для того чтобы появиться на свет.

После выполнения задания представитель каждой группы озвучивает результат.

- Какой шаг алгоритма вы приклеили первым? (выбираю объект)

- Какой шаг второй? (провожу наблюдение и фиксирую результаты)

- Какие результаты зафиксировали ученые в нашем наблюдении? (стадии развития бабочки) Назовите их.

- Как звучит последний шаг нашего алгоритма? (формулирую вывод).

- Какой вывод сделали ученые? (бабочка проходит 4 стадии в развитии, для того чтобы появиться на свет).

- Молодцы! Вы справились с заданием.

- Остался лишь последний шаг нашего плана. Как он звучит? (составляем эталон).

- Теперь вам будет легче составить эталон, опираясь на восстановленные шаги.

Учитель постепенно открывает алгоритм на доске.

- С чего началось наблюдение? (постановка цели).

- Какой 1 шаг алгоритма? (ставлю цель наблюдения).

- 2 - ой шаг? (выбираю объект наблюдения).

- 3 – ий шаг? (выясняю условия, необходимые для наблюдения).

- 4 – ый шаг? (планирую наблюдения).

- 5 – ый шаг? (выбираю способ фиксации наблюдения).

- 6 – ой шаг? (провожу наблюдение и фиксирую результаты).

- 7-ой шаг? (анализирую результаты наблюдения).

- 8 – ой шаг? (формулирую выводы).

- Кто догадался, что мы с вами только что составили? (Эталон алгоритм наблюдения).

В данном фрагменте мы видим, что учитель выступает в роли помощника. Он отдает детям часть своих функций, при этом оставляя за собой право, вопросами направлять учеников (- Какой шаг алгоритма вы приклеили первым? Какой шаг второй?).

Вслед за Л. И. Буровой выделяем следующие показатели сформированности умения наблюдать:

- умение целенаправленно подчинять своё восприятие природы соответственно поставленной задаче;

- планомерность (определённая последовательность рассмотрения объекта или явления);

- полнота наблюдения (разносторонность рассмотрения свойств и состояний объекта или явления);

- тонкость (умение подмечать малозаметные компоненты объекта);

- интерпретация (осмысление воспринятого в свете прежнего субъектного опыта);

- саморегуляция (оценка своей деятельности).

Для развития такого показателя, как планомерность, можно в 3 классе по теме «Развитие растений» проводит долговременные наблюдения. Например, развитие растения из семени [7, с. 65 - 67]. В ходе наблюдения учащимся нужно проследить все стадии развития растения и заполнить рабочие листы. Учащимся даются инструкции, в которых обозначена последовательность работы.

Первым этапом выполнения данного задания будет рассмотрение и описание сухих семян. Далее учащиеся приступают к их проращиванию и посадке. Учащиеся измеряют рост растения, отмечают, в какой части растения происходят изменения и какие новые органы появляются.

Для фиксации данных наблюдений предлагается семь рабочих листов. В каждой таблице необходимо заполнить следующие столбцы:

- дата;

- описание изменения семени;

- рисунок.

Подобное задание помогает учащимся выполнять задания самостоятельно, без помощи учителя.

Для развития показателя полнота наблюдений можно использовать работу в группах. Это позволит наиболее полно охарактеризовать рассматриваемый объект или явление. Рассмотрим возможность организации групповой работы в 3 классе на примере темы «Осенние изменения в природе».

Учащиеся отмечают изменения, происходящие с приходом осени. Наблюдают за изменением температуры воздуха, солнцем, облаками, водоемами, растениями и почвой. Одно из данных для каждой группы заданий - это сбор гербария.

По итогам наблюдений проводится беседа. Каждая группа отчитывается перед классом о своем наблюдении. Учащиеся под руководством учителя оформляют общий отчет. Важно, чтобы учащиеся осознали, что получение полного объема данных о наблюдаемом объекте или явлении является неотъемлемой частью наблюдения [4, с. 38 - 40].

Для развития умения фиксировать результаты наблюдений во 2 классе в разделе «Человек и природа» можно предложить следующие задание.

Учащимся дается задание понаблюдать за поведением людей и нарисовать, какие прически, а также брови, ресницы, усы, бакенбарды, бороды имеют люди с разным настроением и темпераментом. Результаты наблюдений фиксируются в таблице 3.

Таблица 3

Наблюдение за поведением и внешним видом людей

Это задание носит социальный характер, оно основано на наблюдении за поведением людей. Задание позволяет формировать умение фиксировать результаты наблюдения с помощью рисунков. При выполнении этого задания учащиеся пользуются рядом логических операций (анализ, синтез, обобщение) и социальным опытом [8, с. 47].

Предложенные задания позволят сформировать у учащихся умение проводить наблюдения на уроках окружающего мира.

Таким образом, в качестве основных условий формирования умения наблюдать выступает соблюдение последовательности этапов формирования умения наблюдать, совместное составление алгоритма проведения наблюдений и применение заданий, направленных на развитие всех показателей умения наблюдать. Составленные методические рекомендации могут изменить в лучшую сторону процесс формирования исследовательского умения наблюдать и повысить уровень сформированности данного умения у младших школьников в рамках предмета окружающий мир.

Список литературы

1. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений профессионального образования педагогического профиля / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. – Москва: ВЛАДОС, 2001. - 240 с.

2. Аквилева, Г. Н. Наблюдения и опыты на уроках природоведения [Текст] / Г. Н. Аквилева, З. А. Кляпинина. – Москва: Просвещение, 1998. – 95 с.

3. Егорова, И. В. Наблюдение за травянистым растением. Летнее задание по природоведению для учащихся 4-го класса [Текст] / М. В. Егорова // Начальная школа: пляс до и после. – 2014. - № 05. – С. 21-24.

4. Изучение сезонных изменений на уроках окружающего мира в начальной школе [Текст]: методические рекомендации для учителей начальной школы / сост. Л. Л. Дашьянц, Р. А. Шевелева, И. В. Бекишева. - Омск: Омский государственный университет, 2014. - 116 с.

5. Исаева, Е. В. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении природы младшими школьниками [Текст] / Е.В. Исаева // Начальная школа. - 2010. - № 1.- С. 38-41.

6. Поглазова, О. Т. Окружающий мир: Программа. 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 – 4 классы [Текст] / О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 304 с.

7. Развитие исследовательских умений младших школьников [Текст] / под ред. Н.Б. Шумаковой. – Москва: Просвещение, 2011. – 157 с.

8. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания [Текст] / А. И. Савенков. – Москва: Просвещение, 2008. – 120 с.

Просмотров работы: 2008