ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИС ПРОДАЖИ И РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ БИЛЕТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИС ПРОДАЖИ И РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ БИЛЕТОВ

Полтавец Д.Ю. 1
1ЯФ РЭУ им.Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В современном мире технологии играют важную роль практически во всех сферах жизни. Автоматизация жизненных процессов удовлетворяет множеству потребностей человека. Особую ценность для людей имеет время. Целью информационных систем является упрощение работы человека с информацией, и тем самым происходит сокращение времени работы.

В настоящее время люди часто ходят в различные заведение развлекательного характера, в такие как театр. До появления информационных технологий, людям часто приходилось долгое время стоять в очередях из за медленной работы кассира. Сейчас благодаря информационным системам процесс работы кассира стал намного быстрее и удобнее.

Цель данной работы - создание автоматизированного приложения для логистических процессов управления театральной кассы. Данная информационная система позволит кассиру театра осуществлять ввод информации о предстоящих спектаклях, составление расписания, хранение данных, быстрый поиск, составление отчетностей, а также бронирование и продажа билетов.

Объектом исследования является управление кассира информацией о спектаклях и билетами.

Предмет исследования - автоматизированное решение задач, таких как: формирование списка спектаклей и группировка по жанрам, быстрый поиск забронированных билетов, контроль продажи забронированных билетов, учет общего количества проданных билетов и суммы прибыли. Данные задачи позволят улучшить качество и увеличить скорость работы кассира.

Глава 1. Теоретическая часть.

  1.  
    1. Формализация процесса проектирования АРМ кассира.

Ключевыми задачами кассира являются:

  • Введение репертуара театра.

  • Составление расписания показов спектаклей.

  • Поиск информации по запросу клиента.

  • Предоставление информации клиенту.

  • Формирование и печать приказа и дополнения к нему об утверждении расписания и расценок мест на спектакли.

  • Прием заказов билетов от частных лиц и организаций: по телефону и через Internet.

  • Продажи билетов непосредственно зрителю в кассах театра.

  • Реализация билетов через уполномоченных лиц за наличный и безналичный расчет.

  • Расчетов с уполномоченными.

  • Печать любой информации на билете на принтере.

  • Составление всей отчетности по реализации билетов, по расчетам с уполномоченными, по кассовым операциям и др.

После получения запроса от клиента, кассир обращается в информационную систему для поиска запрашиваемой клиентом информации о спектакле, о расписании, о дате и др. После получение информации кассир информирует клиента. Если клиента устраивает полученная информация, он может забронировать или сразу купить билет с выбранным спектаклем, датой и местом.

  1.  
    1. Описание предметной области.

Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова - первый драматический театр России, основанный в 1750 году.

Волковский театр - один из самых известных и крупных театров России. В театре работает более 200 сотрудников, из них 55 человек - труппа. В театре две сцены - Основная (зрительный зал на 931 место) и Камерная (зрительный зал на 120 мест). В настоящее время в репертуаре имеется 30 постановок. После смены руководства театр изменил свой имидж со старой сцены на современную и молодую режиссуру. Театр проводит несколько крупных театральных фестивалей, таких как: «Русская драматургия на языках мира» и «Будущее театральной России».

Театр предоставляет возможность каждый день ходить на спектакли, показывая по одному спектаклю каждый день, кроме дней премьер и выходных. В такие дни показывают плановый спектакль и премьеру. Соответственно в театре каждый день находится около 900 человек. Театр предоставляет возможность бронирования билетов на спектакли. Для получения информации существует сайт театра, на котором размещена информация о расписании спектаклей, описания спектаклей, план зала, библиотека актеров и режиссеров, новости и объявления. Билеты можно приобрести непосредственно в кассах театра, по телефону забронировать билеты, а также в универсальных кассах по всему городу. Цены на спектакли от 100 до 700 рублей. Цены зависят от зоны забронированного места и от спектакля - премьерный или нет.

  1.  
    1. Применения выбранной технологии, методов и средств проектирования.

Для проектирования АРМ кассира театра будут применяться следующие CASE-средства: Ramus, ERWin, а также программный продукт для автоматизации деятельности 1С.Предприятие.

Программное обеспечение «Ramus» предназначено для использования в проектах, в которых необходимо описание бизнес-процессов предприятия. «Ramus» поддерживает методологии моделирования бизнес-процессов IDEF0 и DFD, а также имеет ряд дополнительных возможностей, призванных удовлетворить потребности команд разработчиков систем управления предприятиями. «Ramus» обладает гибкими возможностями построения отчетности по графическим моделям.

Для создания моделей данных в ERwin можно использовать две нотации: IDEF1X и IE. Первым этапом проектирования данных является создания независимой от конкретной СУБД логической модели. После создания логической модели данных ERwin конвертирует ее в зависящую от конкретной, предварительно выбранной СУБД физическую. Другой способ создания модели - процесс обратного проектирования существующей базы данных. Модифицированная модель может быть затем загружена обратно в БД.

Система программ «1С:Предприятие 8» включает в себя платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе, для автоматизации деятельности организаций и частных лиц. Сама платформа не является программным продуктом для использования конечными пользователями, которые обычно работают с одним из многих прикладных решений (конфигураций), разработанных на данной платформе. Такой подход позволяет автоматизировать различные виды деятельности, используя единую технологическую платформу.

Глава 2. Практическая часть.

2.1 Моделирование предметной области.

Методология IDEF0 объединяет диаграммы в модель через объекты системы. Такая схема требует согласования наименования и учета объектов системы с тем, чтобы две диаграммы могли рассматриваться, как взаимосвязанные между собой. IDEF0 используется собственный графический язык, который представляет собой полное и выразительное средство, способное наглядно представлять широкий спектр деловых, производственных и других процессов и операций предприятия на любом уровне детализации. В IDEF0 все, что происходит в системе и ее элементах, принято называть функциями. Каждой функции ставится в соответствие блок. Для того чтобы представить реальные производственные операции, блоки могут быть интерпретированы как деятельность, связанная с другими блоками, с интерфейсными стрелками, определяющими, когда и как переключаются или управляются операции. Модель IDEF0 всегда начинается с представления системы как единого целого – одного функционального блока с интерфейсными дугами, простирающимися за пределы рассматриваемой области. (Рис.2). Диаграмма состоит из одной работы, которая называется «Продажа билетов». Взаимодействие работы с внешним миром описывается в виде стрелок, которые представляют собой некую информацию и именуются существительными. В данной работе описаны стрелки типа вход (Input): «Информация от клиента», «Билеты на продажу» ,они представляют собой входную информацию. Стрелка типа выход (Output) «Отчет о продаже», содержит в себе выходную информацию. Стрелка «Кассир» является стрелкой типа механизм (Mechanizm) и входит в нижнюю грань работы. Она показывает то, что процесс «Продажа билетов» ведется под контролем кассира. Стрелки «Законы РФ» и «Нормативные документы» являются стрелками типа управление (Control), входят в верхнюю грань работы и показывает правила, процедуры.

Рис. 1 Модель IDEF0 «Продажа билетов»

При разбиении сложного процесса на составляющие его функции применяется принцип декомпозиции (Рис.2). Декомпозиция позволяет представить модель системы в виде иерархической структуры отдельных диаграмм, что делает ее менее перегруженной и легко усваиваемой. Декомпозиция наглядно отражает этапы процесса. Все подпроцессы находятся под контролем кассира. Весь процесс продажи регламентируется Законами РФ и нормативными документами.

Рис.2 Диаграмма декомпозиции IDEF0 «Продажа билетов»

2.2 Иерархия диаграмм.

Рис. 3 Иерархия диаграмм.

2.3 Спецификация процессов.

1. Получение билета на продажу.

Рис.4 Схема декомпозиции. Уровень А1. «Получение билета на продажу»

Диаграмма отражает этапы:

  1. Оформление накладной на билеты.

Составляется накладная о спектаклях входящих в репертуар

Документы: Накладная.

  1. Внесение билетов в БД

В БД составляется справочник о спектаклях, в котором описывается название спектакля, жанр и описание фильма.

Документы: Накладная, БД.

  1. Составление расписания

Из справочника и накладной составляется расписание показов спектаклей.

Документы: БД, Расписание.

  1. Публикация

Публикация расписания на сайте и афише.

  1. Работа с клиентом.

Рис.5 Схема декомпозиции. Уровень А2. «Работа с клиентом»

Диаграмма отражает этапы:

  1. Получение запроса от клиента

Кассир получает информацию от клиента в живую, по телефону, через интернет.

  1. Обращение в БД

Поиск информации по запросу клиента

  1. Информирование клиента

Передача клиенту результатов поиска.

  1. Продажа билета.

Рис.6 Схема декомпозиции. Уровень А3. «Продажа билета»

Диаграмма отражает этапы:

  1. Получение информации от клиента.

Обработка запроса клиента.

  1. Бронирование

Составление билета. Бронирование определенного места на определенный спектакль.

  1. Продажа билета.

Обмен между кассиром и клиентом деньгами и билетом.

  1. Анализ деятельности.

Рис.7 Схема декомпозиции. Уровень А4. «Анализ деятельности»

Диаграмма отражает этапы:

  1. Обработка информации.

Сортировка и поиск информации о продажах за прошедший день/месяц.

Документ: Накладная.

  1. Подсчет прибыли.

Автоматизированный подсчет прибыли от продажи билеты за прошедший день/месяц.

Документы: Накладная.

  1. Составление отчетных документов.

Составление отчета о прибыли по накладной.

Документы: Отчет.

IDEF1 (Рис.8) - это метод структурного анализа для проектирования сложных ИС. IDEF1 позволяет разрабатывать концептуальную модель предметной области системы баз данных в форме одной или нескольких ER- диаграмм, эквивалентных отношениям в третьей нормальной форме. Усовершенствованной версией IDEF1 является методология IDEF1X, разработанная с учетом таких требований, как простота изучения и возможность автоматизации. Методология IDEF1X адаптирована для совместного использования с IDEF0 в рамках единой технологии моделирования. То есть в рамках IDEF0 детализируются функциональные блоки, а в рамках IDEF1X детализируются стрелки, взаимодействующие с функциями.

Рис.8 Модель – IDEF1X «Продажа билетов»

2.4 Обоснование выбора 1С :Предприятие для разработки БД.

Система программ "1С:Предприятие " включает в себя платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе, для автоматизации деятельности организаций и частных лиц. Сама платформа не является программным продуктом для использования конечными пользователями, которые обычно работают с одним из многих прикладных решений (конфигураций), разработанных на данной платформе. Такой подход позволяет автоматизировать различные виды деятельности, используя единую технологическую платформу.

Области применения

Гибкость платформы позволяет применять "1С:Предприятие " в самых разнообразных областях:

  • автоматизация производственных и торговых предприятий, бюджетных и финансовых организаций, предприятий сферы обслуживания и т.д.

  • поддержка оперативного управления предприятием;

  • автоматизация организационной и хозяйственной деятельности;

  • ведение бухгалтерского учета с несколькими планами счетов и произвольными измерениями учета, регламентированная отчетность;

  • широкие возможности для управленческого учета и построения аналитической отчетности, поддержка многовалютного учета;

  • решение задач планирования, бюджетирования и финансового анализа;

  • расчет зарплаты и управление персоналом;

  • другие области применения.

2.5. Построение инфологической (концептуальной) модели предметной области.

Инфологическая модель представляет собой описание предметной области, выполненное без жесткой ориентации на используемые в дальнейшем программные и технические средства. Инфологическая модель должная быть динамической и позволять легкую корректировку. Основные требования, предъявляемые к инфологической модели:

• должна содержать всю необходимую и достаточную информацию для последующего проектирования базы данных.

• должна быть понятна лицам, принимающим участие в создании и использовании.

При разработке БД для кассира театра было проведено исследование предметной области, в результате выделено следующие сущности: Билет, Спектакль, Жанр, Цена, Расписание. Каждая сущность в свою очередь имеет список атрибутов, по которым будут осуществляться связи. Тип связи будет определять отношения между атрибутами сущности. На основе вышеуказанного анализа произвели ER-моделирование сущностей и связей между ними. ER-диаграмма на логическом уровне представлена на рисунке 9. ER-диаграмма на физическом уровне представлена на рисунке 10.

Рис.9 ER-диаграмма на логическом уровне.

Рис.10 ER-диаграмма на физическом уровне.

Таблица 1. Описание таблицы «Спектакли»

Наименование поля

Расшифровка

Тип данных

1

Наименование

Название спектакля

Строка

2

Жанр

Названия жанров

СправочникСсылка.Жанр

3

Описание

Описание спектакля: автор, режиссер.

Строка

Таблица 2. Описание таблицы «Жанр»

Наименование поля

Расшифровка

Тип данных

1

Наименование

Название жанра

Строка

Таблица 3. Описание таблицы «Расписание»

Наименование поля

Расшифровка

Тип данных

1

Название

Название спектакля

СправочникСсылка.Спектакли

2

Дата

Дата показа спектакля

Дата

Таблица 4. Описание таблицы «Цена»

Наименование поля

Расшифровка

Тип данных

1

Наименование

Название зоны театра

Строка

2

Цена

Цена места в зоне

Число

Таблица 1. Описание таблицы «Билет»

Наименование поля

Расшифровка

Тип данных

1

Дата

Дата бронирования билета

Дата

2

Фамилия

Фамилия клиента

Строка

3

Имя

Имя клиента

Строка

4

Спектакль

Название выбранного спектакля

СправочникСсылка.Расписание

5

Дата

Дата показа выбранного спектакля

Дата

6

Ряд

Номер выбранного ряда

Число

7

Место

Номер выбранного места

Число

8

Зона

Название выбранной зоны

Строка

9

Цена

Цена места в выбранной зоне

СправочникСсылка.Цена

10

Бронь

Отметка бронирования места

Булево

11

Оплачено

Отметка оплаты забронированного места

Булево

2.6. Разработка интерфейса приложения.

Работа приложения «Театральная касса» начинается с открытия рабочего стола.(Рис.11)

Рис. 11 Рабочий стол.

Форма осуществляет вход в разделы: «Продажа», «Спектакли», «Отчеты». Раздел «Продажа» является одним из главных разделов. При открытии раздела можно выбрать форму документа «Билет», в которой кассир может заполнить и записать новый билет, найти ранее записанный билет, удалить просроченную бронь.

Рис. 12 Форма «Билет».

При нажатии кнопки «Создать» открывается форма (Рис.13) в которой кассир заполняет поля, соответственно запросу клиента. Для выбора спектакля открывается окно ссылки на справочник расписание, и автоматически заполняется поле дата показа. Для выбора зоны открывается окно ссылки справочника цена, и автоматически заполняется поле цена. На форме расположена кнопка «Печать»(Рис.14) с типом гиперссылка. При нажатии открывается гиперссылка в раздел «Отчеты» в форму отчета «Печать».

Рис.13 Форма заполнения билета.

В отчете «Печать» отражается сведения о забронированном билете. Возможен поиск и печать определенного билета. Информация представлена в определенной форме макета.

Рис.14 Отчет «Печать».

В разделе «Отчеты» существует отчет «Отчет»(Рис.15), в котором отображаются данные о прибыли и итоговая сумма прибыли. Возможен отбор по периоду.

Рис.15 Отчет «Отчет».

Отчет «Бронь»(Рис.16) отображает забронированные билеты на ближайшие дни после текущей даты. Благодаря данному отчету, кассир видит, у каких забронированных билетов истек срок брони.

Рис.16 Отчет «Бронь».

В раздел «Спектакли» входит 3 справочника: «Спектакли», «Жанр», «Расписание». На форме «Спектакль» (Рис.17) кассир заполняет справочник репертуара театра.

Рис.17 Справочник «Спектакли».

На форме «Жанр» (Рис.18) кассир заполняет справочник жанров.

Рис.18. Форма «Жанр».

На форме «Расписание» (Рис.19) кассир заполняет справочник расписания показов спектаклей.

Рис.19 Форма «Расписание».

В разделе «Продажа» находится форма «Цена» (Рис.20), в которой кассир заполняет справочник, в котором информация о зонах зала и о ценах на место в определенной зоне.

Рис.20 Форма «Цена».

Заключение.

В данной курсовой работе нами была разработана и спроектирована информационная система предметной области «Продажа театральных билетов».

В результате созданы логические и физические модели, модели представления данных.

Целью нашей курсовой работы являлись разработка и проектирование информационной системы для автоматизации работы театральной билетной кассы, что позволит работникам данной сферы сократить время работы с клиентом и улучшить результат деятельности кассы.

В результате проделанной нами работы мы получили следующие результаты: автоматизация работы театральной билетной кассы, удобство работы кассира с ней, что ускорило процесс обслуживания клиентов и улучшило работу с ними.

Продажа театральных билетов всегда будет актуальна, поскольку люди с каждым годом все больше приобщаются к культурной жизни. Развитие системы не стоит на месте, совершенствуются все новые и новые системы.

Список литературы.

  1. Заботина Н.Н./ Проектирование информационных систем - НИЦ Инфра- М, 2013

  2. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем- М.: Финансы и статистика, 2005.-544с.

  3. Жданова Е.И., Диязитдинова А.Р..Проектирование информационных систем. Методические указания по выполнению курсового проекта.Самара,2009г.

  4. www.volkovteatr.ru

  5. v8.1c.ru

  6. http://www.softmark.ru/catalog/1c/

Просмотров работы: 1398