РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ И ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ЯФ РЭУ ИМ. Г. В. ПЛЕХАНОВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ И ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ЯФ РЭУ ИМ. Г. В. ПЛЕХАНОВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Канашев С.А. 1, Заботина Н.Н. 1
1Ярославский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Социологические исследования, проводимые в различных сферах, позволяют получать ответы на актуальные вопросы, обостряют имеющиеся и выявляют новые проблемы. Цель таких исследований: получить точные и объективные данные об объекте, процессе или явлении. Такая первичная информация может стать основой для обоснования принимаемых решений. Социологические исследования включают такие этапы как сбор, обработку и анализ данных, на основе которых можно изучить различные характеристики исследуемых объектов или процессов. Одним из самых распространенных методов исследования в социологии является анкетирование. Преимущества этого метода заключается в простоте его реализации, оперативности проведения и экономичности.

В качестве объекта исследования выступали студенты очной формы обучения Ярославского филиала РЭУ им. Г.В.Плеханова.

Цель – создание программы, автоматизирующей проведение и обработку социологического опроса.

Приложение для анкетирования студентов и обработки результатов по выявлению уровня удовлетворенности качеством обучения в вузе позволит оценивать выбор вуза и направлений обучения глазами студентов, их точку зрения на уровень содержания образовательной программы, практическую ценность изучаемых дисциплин, организацию учебного процесса и другие возможности.

Также программа позволит рассчитывать интегральные оценки удовлетворенности студентов по различным критериям, по которым можно судить о степени соответствия выбора вуза ожиданиям студентов. Приложение позволит формировать перечень факторов, влияющих на общественную оценку качества обучения студентов в вузе. Отчеты, формируемые приложением, станут основой для предложений и рекомендаций по улучшению качества обучения в вузе.

Глава 1. Теоретическая часть
  1.  
    1. Методы социологических исследований

При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности:

  • Эксперимент (неконтролируемый и контролируемый);

  • Анализ документов (количественный и качественный);

  • Наблюдение (включенное и не включенное);

  • Опрос (интервьюирование и анкетирование);

Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса.

В основном, различают три вида социологического исследования:

  • Описательное;

  • Разведывательное;

  • Аналитическое;

Разведывательное исследование – самый простой вид социологического исследования, который позволяет решать задачи, ограниченного характера. Идет обработка анкет, бланк-интервью, опросного листа. Программа данного исследования упрощена. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.

Описательное исследование - наиболее сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. В описательном исследование возможно применение одного или нескольких методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.

Разведывательное исследование обычно предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе его уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка.

Самый сложный вид социологического исследования – аналитическое исследование. При нем получаются наиболее важные данные. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины лежащие в его основе. Главное назначение такого исследования – поиск причинно-следственных связей.

Аналитическое исследование завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

Подготовка социологического исследования непосредственно начинается не с составления анкеты, а с разработки его программы, состоящей из дух разделов – методического и методологического.

В методологический раздел программы входят:

а) формулировка и обоснование объекта и предмета социальной проблемы;

б) определение объекта и предмета социологического исследования;

в) определение задач исследователя и формулировка гипотез.

Методический раздел программы предполагает определение изучаемой совокупности, характеристику методов сбора первичной социологической информации, последовательность применения инструментария для ее сбора, логическую схему обработки собранных данных.

Существенной частью программы любого исследования является прежде всего глубокое и всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения социальной проблемы, под которой следует понимать "социальное противоречие", осознаваемое субъектами как значимое для них несоответствие между существующим и должностным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей.

Важно различать объект и предмет исследования. Выбор объекта и предмета исследования в определенной мере уже заложен в самой социальной проблеме.

Объектом исследования могут любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.

Предмет исследования - те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению. Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога.

Анализ любой проблемы можно провести в теоретическом и прикладном направлениях в зависимости от цели исследования. Цель исследования может быть сформулирована как теоретическая. Тогда при подготовке программы основное внимание уделяется теоретическим и методологическим вопросам. Объект исследования определяется только после того, как выполнена предварительная теоретическая работа.

Анкетирование – одна из форм проведения опроса, заключающаяся в получении письменных ответов на поставленные вопросы, в нашем случае программном получении ответов.

Применяется для изучения тех элементов процесса, которые не поддаются оценке с помощью объективных методов

Основные достоинства анкетирования: сравнительная экономичность, возможность охвата больших групп исследуемых, применимость к различным профессиям, хорошая формализация результатов, малые затраты времени. [4]

Анкетирование может быть:

  • почтовое;

  • прессовое;

  • групповое.

Анкетированием может заниматься любой сотрудник. Но анкетирование достаточно сложный процесс по организации анкеты. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

Анкета состоит:

1. вводная часть (цель проведения исследования, методы заполнения анкеты, благодарность за участие в анкетировании).

2. вопросник (закрытые вопросы, открытые вопросы, полуоткрытые вопросы).

3. паспортичка (статус и положение участника).

1.2 Обработка данных социологических исследований

Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

Обработка данных включает в себя следующие компоненты:

Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования.

Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования.

Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработки.

В зависимости от методов получения первичной информации возможно применение различных приемов обработки и анализа данных. Так, если социолог определенную часть информации извлекает из документальных источников, то он использует два основных метода анализа документов. Неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ - анализ содержания) рассчитан на извлечение социологических информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом предпола­гается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов.

Формализованный анализ документов основан на стандартизации процедур поиска, определения в содержании документа единиц счета, которыми могут быть отдельные слова (термины, географические названия, имена политических деятелей и т.д.), суждения, выраженные и виде предложений, абзацев, фрагментов текстов и т.д., а также различные виды публикаций (по жанру, типу авторов, темам и т.п.). Единицы счета определяются в зависимости от целей социологического исследования.

При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др. Так, ранжирование - это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг - это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг 1 присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг - объекту с наивысшей суммой. Ранжирование дополняется, как правило, другими методами экспертных оценок. Шкалирование и основные виды шкал были рассмотрены ранее в настоящей главе.

Завершается эмпирическое социологическое исследование формирова­нием выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными.

Полученные с ЭВМ социоматрицы, а затем сведенные в таблицы или отображенные при помощи графиков и рисунков результаты социологического исследования являют собой числовые величины, пригодные для выводов о характере и признаках изучаемого явления. Однако без исследователя эти выводы не могут быть сделаны. Поэтому первое условие, позволяющее должным образом использовать социологические данные, - их всестороннее и правильное объяснение, именуемое социологами интерпретацией. Интерпретацию результатов исследования нельзя осуществить “умом” ЭВМ. Отсюда следуют важные методологические положения:

  • характер оценки и интерпретации социологических данных большей частью предопределен уже на стадии концептуального “оформления” исследования, то есть на этапе интерпретации и операционализмами основных понятий, когда выяснились качественные характеристики изучаемого явления;

  • полнота “съема” той информации, что содержат в себе таблицы и схемы, ее логическая обработка и интерпретация всецело зависят от глубины знания исследователем объекта и предмета, с которыми он имеет дело;

  • большое значение для умелой интерпретации социологических данных имеет социальный опыт исследователя, его склонность к анализу и обобщению широкой, изначально весьма мозаичной эмпирической информации.

В конечном счете, это и определяет глубину, социальную обоснованность тех выводов и рекомендаций, которым суждено быть использованными в повседневной социальной практике.

Дать единые правила того, как интерпретировать тот или иной результат социологического исследования, трудно. В каждом конкретном случае интерпретация осуществляется усилиями коллектива людей, опытными социологами. Она связывается с объективными и субъективными факторами, действующими в обследованной группе населения или регионе, опирается не только на итоги проведенного социологического исследования, но и на статистический материал, результаты других исследований. Одним словом, на все то, что позволяет проверять и уточнять правильность интерпретации полученных результатов, усиливать степень обоснованности сформулированных на их основе выводов.

Однако отсутствие возможности дать единые правила истолкования данных исследований вовсе не означает, что в таком деле можно беспредельно фантазировать. Границы творческой фантазии здесь устанавливает требование общей логики интерпретации. Она состоит в превращении социологических данных в показатели. Эти показатели уже не просто какие-то числовые величины (процент, средняя арифметическая, дисперсия и т.д.), а социологические данные, получившие оценку путем их соотнесения с первоначальными замыслами исследователя (целью и задачами исследования), его знаниями, опытом. Всякий показатель есть, образно говоря, венец интерпретации и несет определенную смысловую нагрузку, указывает на направленность последующих выводов и рекомендаций.

Из сказанного следует два принципиальных вывода.

Во-первых, сами по себе полученные данные показателями не являются, а представляют собой лишь обобщенные по заданным логическим и математическим правилам числовые величины, которым еще только предстоит приобрести определенное, то есть стать показателем (чего-то).

Во-вторых, каждая числовая величина может быть проинтерпретирована с различных точек зрения (в том числе, с позиций разных теоретических парадигм), а посему обладать свойством многозначности. Например, данные, из которых видно, что 90% студентов регулярно посещают занятия, могут выступить в качестве показателя не только уровня посещаемости занятий, но и одновременно отношения студентов к ним, либо уровня организации занятий и т. д. Или, данные о том, что в выборах готовы участвовать 60% электората могут служить показателем политической активности либо пассивности масс, отношения (индифферентности) государства, к своим гражданским правам. Именно поэтому исходная позиция исследователя строго предопределена задачами исследования.

Итак, социологические данные превращаются в показатель только в том случае, если исследователь “вносит” в них содержательный смысл, то есть соотносит их с изучаемой проблемой, с наиболее важными сторонами объекта и предмета исследования. Отклонение от этих требований чревато ошибочными выводами, ибо ведет к конструированию показателя, не связанного с первоначальными замыслами исследователя либо неверно объясняющего действительное значение полученных результатов.

В процессе логического превращения усредненных числовых величин в показатели большое значение имеют ранее выдвинутые гипотезы. Именно на стадии интерпретации социологических данных сказывается вся важность и практическая значимость глубоко продуманных гипотез. Характер проверки гипотез в прикладной социологии предопределен видом исследования. Например, в разведывательном исследовании гипотеза проверяется непосредственно (путем соотнесения предполагаемого утверждения с выявленной в результате исследования числовой величиной). Так, истинность утверждения: “Большинство аудитории осталось удовлетворенной прослушанной лекцией” - считается доказанной однозначно, если в результате опроса положительную оценку лекции высказали более 50% опрошенных.

В свою очередь, процедура проверки гипотез в описательном и аналитическом исследованиях более сложная. В описательном исследовании она предполагает интерпретацию усредненных величин полученных на основе обобщения характеристик разнородного по составу объекта анализа. Такие величины носят довольно неопределенный характер. Последнее обстоятельство, как правило, затрудняет однозначную интерпретацию социологических данных, а, следовательно, и четкую формулировку выводов, доказывающих или опровергающих гипотезу.

Порой вокруг этих данных разгораются даже жаркие споры, ибо, по мнению одних, они носят позитивный характер, по мнению других - негативный, третьи же не улавливают в них ни того, ни другого. Такова уж одна из особенностей результатов социологического исследования - диапазон их интерпретации довольно широк. И надо обладать определенными знаниями, способностями (прежде всего развитым аналитическим мышлением, социологической культурой), чтобы уверенно ориентироваться в полученном эмпирическом материале, делать на его основе правильные выводы, связывая их с практическим значением текущих и перспективных задач.

Например, если мы получили результат, согласно которому 40% опрошенных активно участвуют в экологическом движении, он не несет в себе одновременно информацию о том, кто эти люди, каковы их социально-демографические и другие характеристики. Поэтому усредненные величины - это лишь первая ступень на пути выделения однородных подгрупп в опрошенной совокупности.

Для того чтобы результаты описательного исследования превратились в показатель, их также надо оценивать. Эта процедура всегда выполняется в форме соотнесения социологических данных:

  • либо со знаниями и установками исследователя;

  • либо между собой;

  • либо с некоторым “родственным” внешним признаком. Рассмотрим три названных вида соотнесения (оценки) подробнее. В тех случаях, когда требуется превратить в показатель некоторую среднюю величину, а ее сравнение с другими величинами затруднено, единственный “эталон” оценки - позиция исследователя по поводу изучаемой проблемы.

Обратимся к примеру. Допустим, в результате проведенного социологи­ческого исследования было выявлено, что 60% опрошенных удовлетворены новой формой организации труда, введенной, скажем, три месяца назад в практику того или иного предприятия. Возникает вполне закономерный вопрос, как интерпретировать этот показатель. Либо так: “Число удовлетворенных за относительно короткий срок функционирования нововведения достигло уже 60%, что, несомненно, является важным показателем эффективности предпринятых усилий по его внедрению”. Либо так: “Данные исследования показывают, что, несмотря на затраченные усилия по внедрению новой формы организации труда, удовлетворенность ею выразили менее двух третей опро­шенных, это свидетельствует о наличии каких-то просчетов в нововведении”.

Данный пример наглядно демонстрирует, что для однозначной оценки усредненной числовой величины важную роль играет позиция исследователя, основанная на знании конкретной обстановки, которая вызвала к жизни проведение самого исследования.

Один из наиболее распространенных способов интерпретации данных в описательном исследовании - сравнение рядов распределения по относительно однородным подгруппам, выделенным в обследованной совокупности. Оно может быть осуществлено двумя путями: внутренним и внешним соотнесением. Под внутренним соотнесением понимают сравнение между собой элементов числового ряда, а под внешним соотнесением - сравнение двух или нескольких рядов распределения, построенных по двум или более признакам, из которых один обязательно общий для соотносимых рядов (например, можно сравнить распределение разных электоральных групп - являющихся сторонниками какого-то политического движения и не являющихся его сторонниками - по одному и тому же признаку: готовности принять участие в выборах).

1.3 Программные средства обработки социологических исследований

Для обработки данных социологических исследований на рынке готовых программных инструментов существует немало [2]. Зарубежные программные средства ориентированы на обработку данных с помощью статистических функций, они имеют большой набор визуальной интерпретации полученных результатов. Для первичной обработки наиболее применимы пакеты VORTEX, SPSS, STATISTICA и др., относящиеся к узкопрофессиональным средствам, работа с которыми требует специальных навыков работы и определенных знаний. Переход на импортозамещение [3] в этой сфере произошел отчасти потому, что недостатки этих программ связаны с отсутствием и/или недоступностью русскоязычных описаний, дороговизной лицензии.

На российском рынке также существуют программные продукты, автоматизирующие обработку статистических и социологических данных. Среди них можно назвать STADIA, ЭВРИСТА, МАКС, АЛЕКС и др. Каждый из этих инструментов достаточно специфичен и обойтись каким-то одним не представляется возможным.

Большинство рассмотренных программных средств обрабатывают и анализируют числовые данные и делают это успешно. Но, учитывая, что анкетные данные представляют собой нечисловую информацию разной природы, требуется использовать компьютерную обработку открытых вопросов, ответов с выбором, а также набор неструктурированных вопросов и ответов. Выполнив анализ существующих программ в рамках поставленной задачи, для разработки прикладной программы проведения и обработки результатов анкетирования в социологическом исследовании, была выбрана универсальная платформа 1С: Предприятие 8.3. Её открытые программные возможности с большим набором функционала, позволяют разрабатывать разнообразные приложения, используя объекты конфигуратора.

АРИС (ARIS – architecture of integrated information systems) это не только программа, а концепция моделирования бизнес-процессов, разработанная профессором Августом-Вильгельмом Шером. Концепция призвана соединить теорию и практику бизнеса с информационными и коммуникационными технологиями. Основа концепции АРИС заключается в представлении бизнес-процессов в форме диаграмм. Существует несколько взглядов (подходов) к моделированию бизнес-процессов. Каждый подход характеризуется определенными моделями, которые могут в себя включать много объектов и много соединений (отношений). Объекты, использующиеся в одной модели, могут появляться (использоваться) в других моделях. Для обеспечения структуры, все модели разделены на пять категорий:

1. Организационные модели – модели структуры организации. Включают в себя организационные звенья и человеческие ресурсы, представленные в иерархических организационных диаграммах.

2. Информационные модели – модели информации бизнеса. Включают в себя модели данных, структуры знаний и навыков, информационных носителей и баз данных.

3. Функциональные модели – модели действий процессов. Включают в себя иерархию функций, бизнес-целей, прикладных систем.

4. Модель товаров и услуг, преобразуемых и получаемых в результате бизнес-деятельности компании.

5. Процессные модели – динамические модели, которые показывают поведение процессов и их зависимость от ресурсов, данных и функций окружения бизнеса. Включают в себя событийно-управляемые модели (еЕРС), модели окружения функции (FAD), модель добавленной стоимости (VAD).

Первые четыре категории концентрируются на структуре организации, процессные модели концентрируются на поведении процессов во времени.

Все пять категорий соединяются в так называемое «здание АРИС», которое помогает наглядно представить отношения между статическими и динамически моделями. [5]

Глава 2. Моделирование процесса проведения и обработки социологических исследований. 2.1 Модель процессов и событий проведения анкетирования

На рисунке 1 изображена модель процессов и событий (EPC-диаграмма) в программе ARIS Express, которая отражает работу программы при полной разработке на всех этапах, как при вводе данных респондентом, так и при окончательной обработке. На данной модели видны все процессы в понятном виде от начала и до конца, чтобы можно было понять, что происходит и в каком порядке в данной базе данных.

На рисунке 2.1 изображена модель процессов и событий при разработке анкеты – этапы разработки анкеты для создания условий проведения. Следуя данным этапам, будет создано основание нашего приложения.

Рис. 1 Общая модель работы программы (обработки и проведения анкеты)

Рис.2.1-2.2 Модель разработки для проведения анкеты (слева) и модель разработки для обработки анкеты (справа)

2.2 Модель процессов и событий обработки анкетирования

На рисунке 2.2 изображена модель процессов и событий обработки анкеты – этапы разработки базы данных анкеты для создания условий обработки. По сути, это продолжение модели на рис. 2.1. После этого окончательного этапа идет вывод уже обработанных данных пользователю.

Глава 3 Разработка приложения в 1С: Предприятие 8.3 3.1 Формализация процесса проектирования системы проведения и обработки результатов анкетирования

Главными задачами функционирования системы анкетирования являются прежде всего сбор информации по удовлетворенности различными параметрами в вузе у студентов и последующая их обработка для вывода информации с целью формализации данных и их дальнейшего изучения.

Входной документ «Анкета» (форма документа на рис.1), в нем содержится ряд вопросов, на каждый из которых необходимо дать ответ. Необходимо для формирования базы данных ответов их группировки по видам и категориям, а также ранжирование ответов

Промежуточные объекты – инструменты обработки первичных данных заполненной анкеты: перечисления (содержат список различных ответов на вопрос), регистры сведений (служат для создания отчетов)

На выходе – некоторое количество отчетов, представленных в виде диаграмм (рис.2) и таблиц (рис.3), на основании которых можно проводить различные виды анализа, делать определенные выводы.

На Рис.4 схематично показаны данные процессы.

Форма анкеты, представленная на рис.1 (фрагмент) показывает вопросы и выбор вариантов ответов.

Рис. 1 Форма ввода

Рис. 2 Пример отчета, представленного в виде диаграммы

Рис. 3 Пример отчета, представленного в виде таблицы

 

Рис. 4 Процессы, проходящие при создании и обработки анкеты

 

3.2 Описание разработки приложения через конфигуратор

Работа в 1С: Предприятие происходит в 2 режимах – режим конфигуратора и режим «1С: Предприятия». Первый предназначен для разработки и редактирования объектов и т.д. Второй необходим для пользователя для пользования созданной системой.

Рис. 5 1С: Предприятие 8.3 при запуске

Для начала нужно создать пустую конфигурацию.

Для создания анкеты в данной конфигурации мы используем объект документ. Для создания нажимаем «Документы», «добавить», вводим имя «Анкета» (рис.6). Это будет наш единственный документ, который будет собирать входные данные.

Рис. 6 Свойства будущего документа "Анкета"

После создания необходимо добавить реквизиты – для нас это вопросы. «Реквизиты», Добавить. Должно получиться следующим образом (рис.7). Вводятся вопросы только без таблиц. Вопросы, содержащие таблицы будут рассмотрены позднее.

Рис. 7 Реквизиты документа (фрагмент)

Для того, чтобы пользователю не писать самостоятельно «Да», «Нет» или другие варианты ответов и для корректной обработки анкеты мы будем использовать Перечисления, которые будем привязывать к реквизитам документа.

Проще говоря, реквизиты – это вопросы; а перечисления – это ответы на вопросы.

«Перечисления», добавить (рис.8). Далее даём название (рис.9)

Рис. 8 Добавление перечисления

Рис. 9 Свойства перечисления

В разделе данные выбираем значения (рис.10) и так для каждого вопроса. Перечисления очень нам помогут.

Рис. 10 Значения перечисления

Связать перечисления и реквизиты документа довольно-таки просто. Достаточно в требуемом реквизите изменить тип на перечисление (рис. 11)

Рис. 11 Изменение типа данных реквизита документа на Перечисление...

С вопросами, содержащими таблицу, на примере данного вопроса (рис. 12) мы будем использовать табличную часть.

Рис. 12 Таблица анкеты

Всего вышло 5 Табличных частей (рис.13)

Рис. 13 Табличные части документа Анкета

Всё получилось аналогично, только реквизиты создаем уже в самой табличной части.

Рис. 14 Реквизиты табличной части

Как и с реквизитами вне табличной части, как и с данными реквизитами изменяем тип на соответствующее перечисление, которое создали ранее

В режиме 1С: Предприятия вопрос будет выглядеть так (рис. 15)

Рис. 15 Отображение табличной части в режиме 1С: Предприятие

Далее, для создания отчетов, мы создаем регистры. В регистрах будет содержаться информация по анкете, все те данные, которые нужно будет обрабатывать.

Создаем Регистр сведений под название «РезультатыТестирования». Добавляем необходимые измерения (по сути, реквизиты) (рис.16)

Рис. 16 Регистр сведений РезультатыТестирования

Затем, чтобы связать это с документом. В свойствах документа заходим на вкладку «Движения» (рис.17)

Рис. 17 Движения документа Анкета

Выбираем Регистр сведений. Нажимаем «Конструктор движений». Соединяем соответствующее значение поля и выражения (рис.18)

Рис. 18 Конструктор движений

Заключение

Цель проекта, а именно разработка системы проведения и обработки результатов анкетирования студентов Ярославского филиала РЭУ, была достигнута. Разработанное приложение соответствует всем требованиям, которые предъявлялись в процессе постановки целей и задач.

Программа хорошо справляется со своими задачами и может помочь в простой организации ввода и обработки данных, необходимых для изучения уровня удовлетворенности качеством обучения.

Список литературы
  1. Заботина Н.Н., Жолудева В.В., Лебедев А.С., Канашев С.А. Разработка информационной системы проведения и обработки результатов социологических исследований (на примере исследования удовлетворенности студентов качеством обучения в вузе) // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - № 4. - 2016.

  2. Фомина Е. Е. Обзор программных продуктов, используемых при проведении социологических исследований // Социосфера. - № 2. -2016.- с. 102.

  3. Заботина Н.Н. Импортозамещение программного обеспечения в России: проблемы, планы и перспективы // Научные исследования и разработки в эпоху глобализации: сборник статей Международной научно-практической конференции в 3 ч. Ч.2 -Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – с. 50.

  4. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

  5. Кириллов К. В. Моделирование бизнес-процессов средствами ARIS / К. В. Кириллов // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 160-166.

  6. Санжаревский И.И. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии. - Изд. 4-е, испр. и доп. Тамбов: 2012.

Просмотров работы: 485