АНАЛИЗ И ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АДАПТАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ И ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АДАПТАЦИИ

Мишина Н.Е. 1, Макушкина Л.А. 1
1Волжский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный технический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Традиционное обучение на сегодняшний день обладает низкой эффективностью, что привело к созданию и развитию автоматизированного обучения, в котором процессом обучения управляет не преподаватель, а автоматизированная обучающая система (АОС). Изначально системы подобного типа работали только по жестко заданному алгоритму. Позднее стали разрабатываться новые методики и АОС, которые их реализовывали и использовали различные механизмы адаптации, индивидуализирующие обучение (такие системы называются интеллектуальными). В основе различных методик и систем обычно лежит применение различных методов искусственного интеллекта. Подобные системы позволяют увеличить эффективность обучения по сравнению с традиционной формой.

Целью данной работы является: повышение эффективности методов управления информационным процессом обучения с использованием адаптации параметров обучения.

Для достижения поставленной цели были решены следующие исследовательские задачи:

  • Проведен анализ и исследование методов управления информационным процессом обучения с использованием адаптации внутри автоматизированной обучающей системы.

  • Составлено математическое описание модели управления информационным процессом обучения с использованием адаптации параметров обучения.

  • Выполнить программную реализацию модели управления информационным процессом обучения с использованием адаптации параметров обучения.

  • Проверить эффективность реализованных алгоритмов модели управления информационным процессом обучения с использованием адаптации параметров обучения.

Постановка задачи

В автоматизированном обучении для управления процессом обучения применяются модели предметной области (учебного материала), модели студентов и модели обучения. Модель предметной области представляет собой набор понятий и связей между ними. Модель обучаемого, как правило, отражает уровень его знаний в текущий момент времени и иногда дополняется некоторыми его личностными характеристиками, влияющими на усвоение им знаний

В начале выполненного исследования были рассмотрены такие методы управления обучения как: методика на основе модели предметной области и модели обучаемого, методика на основе автоматной модели процесса обучения, методика на основе процессной модели обучения.

Каждая из методик обладает своими достоинства и недостатками, для сравнения их эффективности, необходимо их реализовать и оценить степень усвоения знаний студентами.

Далее были рассмотрены методы адаптации процесса обучения. В общем случае можно выделить два класса методов адаптации: адаптация по знаниям студента, обычно выполняется изменение траектории обучения и второй тип – адаптация в соответствии с личными особенностями студентов. Данный тип адаптации встречается в системах довольно редко, чаще встречается описание теоретических аспектов выполнения данного рода адаптации.

Далее были рассмотрены такие автоматизированные обучающие системы как система АОС-Д, Автоматизированная система от компании "Моделирующие системы", SAP Learning Solution (SAP LSO), Learning management system (LMS).

Система АОС-Д является обучающим комплексом, предназначенным для изучения материала и контроля полученных знаний учениками самостоятельно по следующим темам: требования нормативных документов, правильный порядок действий оперативного персонала хозяйства перевозок, в том числе в случае появления нестандартных и аварийных ситуаций в движении поездов и маневровой работе.

Автоматизированный Обучающий Курс (АОК) - это четко структурированная очередность занятий, которая отвечает всем требованиям, предъявляемым к АОС. Занятие является электронным документом, который обеспечивает взаимодействие пользователя с системой. Занятие, с одной стороны, выполняет функцию поддержки интерактивности с пользователем, а с другой - реализует обратную связь с программно-техническим комплексом АОС.

SAP Learning Solution (SAP LSO) является приложением, предназначенным для автоматизации самого процесса обучения, которое включает все необходимые функции для управления корпоративным обучением, начиная от формирования содержимого обучения, задания его плана и бюджета и до получения конечных результатов обучения, которые представляются в виде увеличения уровня знаний в самой компании.

В НИУ ВШЭ используется система обучения Learning Management System (LMS), которая является системой поддержки очного и очно-заочного обучения, которая может применяться всеми участниками данного учебного процесса. В LMS НИУ ВШЭ каждый студент может получить персонифицированную информацию о своем индивидуальном учебном плане, собственной успеваемости (электронная зачетная книжка) и индивидуальном расписании. Все материалы, опубликованные преподавателем на сайтах по изучаемым или уже пройденным дисциплинам, доступны студенту в любое временя.

В результате выполненного анализа можно сделать вывод, что для управления процессов обучения должна быть реализована в системе траектория обучения (адаптация по знаниям) и средства управления выводом информации пользователя (адаптация по личностным особенностям).

Библиографический список

  1. Макушкина Л.А., Лемякина Л.В Разработка автоматизированной системы интернет тестирования школьников с целью родительского контроля посещаемости и успеваемости учеников// Макушкина Л.А., Лемякина Л.В. Вестник магистратуры. 2013. № 5 (20). С. 49-52.

  2. А Макушкина Л.А., Володькина П.Н. Автоматизированная система профессионального отбора и повышения квалификации персонала сети магазинов Добрострой// Макушкина Л.А., Володькина П.Н. Вестник магистратуры. 2013. № 5 (20). С. 53-55.

  3. Рыбанов А., Макушкина Л. Программная модель микропроцессора Intel 8080. Регистры: квантованный учебный текст с заданиями в тестовой форме// Рыбанов А., Макушкина Л. Педагогические измерения. 2014. № 3. С. 70-80.

  4. Рыбанов А.А. Количественные оценки эффективности процесса формирования ответов на тестовые задания при дистанционном тестировании знаний// Качество. Инновации. Образование издательство: Европейский центр по качеству (Москва) Номер: 5 Год: 2006 Страницы: 44-52

Просмотров работы: 431