ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПРИРОДЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПРИРОДЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Грязнухина И.И. 1, Иванова М.К. 2
1ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» Педагогический институт Кафедра дошкольного образования
2ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современность предъявляет к гармоничному воспитанию детей все более сложные требования. Все значимей становится необходимость формировать в каждом ребенке творческую личность, видящую красоту окружающего мира, стремящуюся участвовать в творческом преобразовании действительности [1,c.144].Формирование такого человека начинается с дошкольного возраста.

Огромную роль в становлении творческой личности ребенка играет поэзия. Поэзия - это стихотворная, то есть ритмически организованная художественная речь, в отличие от прозы, не имеющей определенного упорядоченного ритма.Поэтическая речь ритмически четко организована, а это особенно важно в стихах для детской аудитории. Поэзия, вообще, богата яркими образами, красочна, зрелищна и фонетически очень насыщена. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, развивает воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка [3,c.98].

При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание[2,c.34].

В рамках нашего исследования мы определили значение поэтического образа природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Базой исследования является старшая группа МБДОУ-ЦРР сад №90 «Ласточка» ГО «город Якутск». Исследование проводилось в период с 7ноября 2017г. по 24 февраля 2017 г. К участию мы привлекли 20 детей (в возрасте 5-6 лет), в ходе эксперимента разделили их на экспериментальную и контрольную группы по 10 человек. На констатирующемэтапе эксперимента нами были использованы диагностические задания Н.Н. Кондратьевой по выявлению экологической воспитанности дошкольников. По итогам диагностики первой подгруппы детей были выявлены следующие уровни экологической воспитанности детей.

В экспериментальной группе третьим (высоким) уровнем экологической воспитанности обладают 3 ребенка из 10 (30%). В контрольной группе из 10 детей лишь 2 ребенка (20%). Для детей высокого уровня экологической воспитанности характерна выраженная направленность к природе, в их поведении практически не наблюдается негативных проявлений, они охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому.

Также для обеих групп в большей степени характерен второй (средний) уровень экологической воспитанности: в контрольной группе 4 ребенка (40%), в экспериментальной группе 5 детей (50%). Дети данной группы у конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого, в целом знают правила поведения в природе, но мотивируют необходимость их соблюдения практической пользой.

По итогам констатирующего этапа мы выявили, что в обеих группах к первому (низкому) уровню экологической воспитанности можно отнести 3 детей (30%) из 10. Данным детям присуще неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. По собственной инициативе не проявляют желания общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними, представления о природных объектах поверхностны, неадекватны. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают почему.

Таким образом, обозначилась насущная необходимость экологического воспитания детей посредством поэтического образа природы.

Мы апробировали систему работы по ознакомлению с поэтическим произведениями, которая предполагает комплексное изучение следующих произведений: А.С. Пушкина «Зимний вечер», С.А. Есенина «Береза», И. Бунина «Белый снег», Ф. Тютчева «Зима недаром злится…».

Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в ноябре проходит знакомство со стихотворением А.С. Пушкина «Зимний вечер», дети повторяют признаки зимы как сезона года. В декабре начинается знакомство со стихотворением С. Есенина «Береза» и повторяют характерные признаки березы как живого объекта природы. В январе начинается знакомство со стихотворением И. Бунина «Белый снег», где дети рассматривают снег как неживой объект природы. В феврале проходит знакомство со стихотворением Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», где на наш взгляд, образ природы, смена сезонов описана наиболее ярко.

В каждом разделе указаны формы работы, цели, содержание работы, примерные результаты, чтобы было наглядное прослеживание эффективности использования поэтического образа природы в экологическом воспитании старших дошкольников.

Помимо интеллектуальной работы: наблюдения, чтения, беседы познавательного характера, организованной образовательной деятельности, проводилась так же работа, направленная на удовлетворение эстетических и нравственных потребностей детей, а именно продуктивные виды деятельности, слушание музыкальных произведений, нравственные беседы.

Анализ результатов в заключительном этапе исследования, показал, что у детей экспериментальной группы результаты изменились незначительно. Первый (низкий) уровень экологической воспитанности показывают 2 ребенка из 10 (20%). Результаты контрольной группы, показывают, что у детей, которых на констатирующем этапе мы выявили первый (низкий) уровень экологической воспитанности, на контрольном этапе эксперимента результаты стали значительно лучше. По результатам диагностики мы выявили у них второй (средний) уровень экологической воспитанности. Дети стали бережнее, а главное вдумчивее относиться ко всем живым существам, чаще стали самостоятельно трудиться в центре природы, самостоятельно проверяя необходимость полива растений, понимая направленность ухода, качественно выполнять все компоненты трудового процесса, достигая тем самым, качественного результата. Вербальное и реальное отношение к природе стало совпадать чаще. В непосредственной деятельности можно было наблюдать как дети, любовались иллюстрациями с пейзажной живописью, с каким интересом рассматривали на прогулке снег, продолжали самостоятельно исследовать его свойства, с каким трепетом дети стали относится к живым объектам природы. Гуманное отношение к объектам живой и неживой природы стало выступать как проявление нравственной экологической потребности.

Таким образом, мы видим улучшение результатов, что свидетельствует о значимости поэтического образа природы в экологическом воспитании старших дошкольников.

Список использованных источников:

1. Арчегова, И.Б. Экологическое мировоззрение – основа развития/ И.Б. Арчегова // Проблема – 2003. - N 2/ –C. 144.

2. Гомозова, С.А. Использование художественного слова / С.А. Гомозова // Дошкольное воспитание. - 1980. – N3.– С.34.

3. Компанцева, Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке / Л.В.Компанцева. - М., 1985.– С. 98.

Просмотров работы: 361