Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них − опытно-экспериментальная работа − исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Актуальность исследования состоит в том, что в образовательном процессе экспериментирование является средством обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостях, закономерностях. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие познавательного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе.
В ходе исследования нами обозначены подходы к определению понятия «детское экспериментирование». Анализ литературы показал, что данное явление не рассматривается однозначно, существуют различные трактовки понятия «детское экспериментирование».
А.И. Савенков рассматривает опытно-экспериментальную деятельность как целостное образование личности в совокупности процессов: интеллектуальных, эмоциональных, волевых, творческих [40].
По мнению В.И. Панова, опытно-экспериментальная деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий [30].
Н. Лысенко рассматривает опытно-экспериментальную деятельность как организованную педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения [22].
По мнению Н. Н. Поддьякова, «детское экспериментирование», как и экспериментирование вообще, развивает новую сторону мыслительной деятельности – «умение оперировать неясными знаниями» [34].
Н.А. Степанова отмечает, что «в детском экспериментировании наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования)» [46].
Анализ литературы позволил выявить основные функции детского экспериментирования: развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности); освоение ребенком причинно-следственных, пространственных и временных отношений; освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира); развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
Эффективность развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования определяется совокупностью следующих педагогических условий:
– систематизация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников;
– формирование интереса детей дошкольного возраста к образовательной деятельности, содержащей опыты, эксперименты, исследования;
– создание безопасной развивающей предметно-пространственной среды соответствующей направленности.
Познавательная мотивация и исследовательская активность ребёнка, по мнению А.М. Матюшкина, выражаются в высокой избирательности ребёнка по отношению к исследуемому новому, что составляет основу развития его познавательных способностей [23]. Главная цель исследовательского поведения в любом виде деятельности дошкольников (игра, общение, труд и т.д.) – это формирование у ребёнка способности творчески осваивать окружающий мир. Современные исследователи (А.И. Савенков, А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, О.В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста для развития познавательных и исследовательских способностей.
Н.А. Степанова в развитии естественнонаучных понятий придерживается рекомендаций А.В.Усовой о том, что способ формирования понятий, последовательность чередования этапов должны определяться в зависимости от содержания формируемого понятия, уровня общего развития, их предшествующего опыта, имеющейся у них понятийной базы, уровня познавательных способностей, воображения и т.д. Процесс развития понятий должен иметь своей целью не сумму знаний (результат деятельности), а развитие своеобразной методологии познавательной деятельности (процесса деятельности) и уже начиная с дошкольного возраста, ориентировал ребенка на самостоятельный поиск сущности предметов, явлений. «Важным проявлением познавательного интереса являются вопросы детей, выступающие движущими силами процесса понимания. В связи с этим, необходимо подчеркнуть значимость обоснованной и правильной постановки вопросов педагогом, направляющей мысль ребенка на самостоятельный поиск ответов. Кроме того, следует отметить значимость аналогий, в основе которых идея сходства, идея переноса известного в малоизвестные явления» [46].
Создание в дошкольном учреждении развивающей предметно-пространственной среды развития и саморазвития ребенка способствует самостоятельному приобретению опыта. Материал детских игр должен позволять ставить постепенно все более усложняющиеся и самостоятельно решаемые задачи в процессе экспериментальной деятельности. Для этого он должен быть достаточно простым, гибким, способным по желанию ребенка быть усложняемым и упрощенным.
В содержании работы представлено детское экспериментирование на выявление свойств воздуха; выявление свойств воды; выявление свойств снега и льда; выявление свойств песка и глины; знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений.
Организация детского экспериментирования разработана по структуре, предложенной И.Л. Паршуковой: постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации; тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия); уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования; уточнение плана исследования; выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования; распределение детей на группы; анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования. Проведенные эксперименты заносятся в индивидуальные дневники наблюдений.
Для эффективной реализации детского экспериментирования для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста нами разработаны методические рекомендации. Для экспериментирования необходимо выделять время в непосредственно образовательной деятельности, в режимных процессах, самостоятельной деятельности. Отношения с детьми необходимо выстраивать на основе партнерства. Организация детского экспериментирования с детьми дошкольного возраста требует особого материально-технического обеспечения. В группе может быть организована лаборатория, которая будет оснащена оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности. Реализация задач по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Список использованной литературы:
Лысенко, Н.В. Организация поисково-исследовательской работы в детском саду / Н.В. Лысенко. – Киев: РУМК, 2010. – 122 с.
Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 392 с.
Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В.И Панов. – СПб.: Питер, 2012. – 357 с.
Паршукова, Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова// Дошкольная педагогика. – 2011. – № 1. – С. 25-31.
Поддьяков, Н.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – С. 51-58.
Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А.И. Савенков // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4. – С. 10-15.