В Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 года по физической культуре определен набор общеобразовательных программ. Все они имеют направленность на физическое воспитание, в том числе и в дошкольных образовательных организациях [1].
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17.10.2013 года отмечено, что физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере [2].
За последние годы различные аспекты проблемы развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста были предметом исследования многих учёных. Так, удалось решить следующие вопросы проблемы:
- особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста (А.В. Кенеман, Н.А. Фомин, Д.Б. Хухлаева, В.Н. Щебеко и др.);
- выносливость рассмотрена в тесной взаимосвязи с общим развитием ребёнка (Е.Н. Вавилова, В.И. Лях, Ю.И. Данько и др.);
- развитие выносливости у детей старшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр (А. В. Кенеман, М.М. Конторович, Э.Я. Степанкова и др.).
В тоже время следует отметить, что далеко не все проблемы развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста удалось решить, а также использовать потенциальные пути повышения её эффективности. Одним из них является использование подвижных игр в развитии выносливости детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы в практике работы ДОУ обусловили выбор темы исследования: «Развитие выносливости у детей шести – семи лет в подвижных играх».
Главная задача при развитии выносливости у детей дошкольного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей выносливости на основе различных подвижных игр. При этом необходимо придерживаться следующих правил:
1.Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям детей дошкольного возраста. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на организм дошкольника без ущерба для здоровья .
2.Систематичность. Эффективность физической нагрузки во время игры, т.е. ее влияние на организм ребенка, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований.
3.Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечнососудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо определить интенсивность и продолжительность нагрузки [3].
Подвижная игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств, одним из которых является выносливость. Выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и, в первую очередь, сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье ребёнка, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию. Развитие выносливости помогают детям научиться преодолевать возникающие трудности, мобилизовать себя, доводя начатое дело до конца: умение управлять собой положительно отражается на успехах ребенка в школе. Развитие выносливости у детей в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей и закономерностей, которые определяются морфологической, функциональной зрелостью детского организма, своеобразием реагирования на физическую нагрузку. Главная задача при развитии выносливости у детей дошкольного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в программах физического воспитания.
Таким образом, игра является ведущим видом деятельности дошкольника, она понятна и доступна ему. С помощью подвижных игр мы можем развивать физические качества у детей, в том числе и выносливость.
На основе вышесказанного нами были выделены педагогические условия проведения подвижных игр для развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста:
нагрузочные требования должны соответствовать возможностям детей дошкольного возраста;
системность и последовательность воздействий нагрузочных требований;
постепенность повышения нагрузочных требований.
Картотека, включающая 30 подвижных игр для развития выносливости у детей, представлена в виде карточек-заданий. (И.М. Коротков, В.Г. Яковлева и др.)[4]
1.Подвижная игра «Пустое место»
Инвентарь:
Цель: развитие выносливости, ловкости, быстроты.
Подготовка |
Ход игры |
Правила |
Играющие стано-вятся в круг, положив руки на пояс, получаются окошки. Выбирается один водящий. |
Водящий ходит сзади круга и говорит: Вокруг домика хожу И в окошечко гляжу, К одному я подойду И тихонько постучу. После слова постучу, водящий останавливается, заглядывает в «окошко», против которого остановился, и говорит: «Тук, тук, тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел? «Водящий называет имя. Стоящий в кругу спрашивает: «Зачем пришел?». Водящий отвечает: «Бежим вперегонки», оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу детей остается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в кругу, опоздавший становится водящим. |
|
2.Подвижная игра «Бездомный заяц»
Инвентарь: обручи
Цель: развитие ловкости, выносливости, гибкости.
Подготовка |
Ход игры |
Правила |
Готовятся дома, раскладываются обручи в разных местах зала. Выбираются два водящих «волк», «бездомный заяц». |
Играющие, кроме двух водящих, становятся в обручи, расположенные в разных местах площадки. Один из водящих - «волк», другой - «бездомный заяц». Заяц, спасаясь от преследования, забегает в любой «дом». Игрок, к которому забежал бездомный заяц, лишается места и сам становится бездомным зайцем, начинает бежать от волка. Если волк запятнает зайца, они меняются ролями. |
1. Вставать можно в любой обруч. 2. Волк должен коснуться зайца рукой, а не хватать его. |
3.Подвижная игра «Пожарные на учении»
Инвентарь: колокольчики.
Цель: развитие выносливости, силы, техники лазанья, построение в колонну.
Подготовка |
Ход игры |
Правила |
На расстоянии 5-6 шагов от гимнастической стенки воспитатель проводит черту. Дети строятся лицом к гимнастической стенке в колонны. Напро-тив каждой колонны на одной высоте вешаются на гимнастической стенке колокольчики. |
По сигналу воспитателя «раз, два, три – беги» первые в колонне бегут к гимнастической стенке, влезают на неё и звонят, затем они возвращаются в колонны. Игра продолжается до тех пор, пока дети, стоявшие в начале игры первыми, вновь не окажутся на черте. Выигрывает та колонна, которая больше раз, успела позвонить первой. |
|
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный комплекс подвижных игр и методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагогов дошкольного образования для развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа, URL: http://www.consultant.ru.
2.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа, URL: http:// минобрнауки.рф.pdf
3.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебн. Пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений.- 2-е изд., испр. и доп / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 480 с.
4.Коротков, И.М. Подвижные игры для детей / И.М. Коротков. – М: Просвещение, 2014. – 261 с.