РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

Аверьянова В.В. 1, Яковлева Л.А. 1
1МГТУ-ФГБОУ ВО"Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Переход ребенка в школу приносит с собой сложный комплекс новых воздействий, приспособление к которым сопряжено с немалыми трудностями, связанными с освоением учебной деятельности, школьных норм поведения, управлением двигательной активностью, значительной статической нагрузкой. Это требует активизации всех систем жизнедеятельности организма ребенка, напряженного функционирования адаптивных механизмов, определенного развития физических качеств (выносливость, сила, ловкость, быстрота и гибкость).

В Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 года по физической культуре определен набор общеобразовательных программ. Все они имеют направленность на физическое воспитание, в том числе и в дошкольных образовательных организациях [1].

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17.10.2013 года отмечено, что физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере [2].

За последние годы различные аспекты проблемы развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста были предметом исследования многих учёных. Так, удалось решить следующие вопросы проблемы:

- особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста (А.В. Кенеман, Н.А. Фомин, Д.Б. Хухлаева, В.Н. Щебеко и др.);

- выносливость рассмотрена в тесной взаимосвязи с общим развитием ребёнка (Е.Н. Вавилова, В.И. Лях, Ю.И. Данько и др.);

- развитие выносливости у детей старшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр (А. В. Кенеман, М.М. Конторович, Э.Я. Степанкова и др.).

В тоже время следует отметить, что далеко не все проблемы развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста удалось решить, а также использовать потенциальные пути повышения её эффективности. Одним из них является использование подвижных игр в развитии выносливости детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы в практике работы ДОУ обусловили выбор темы исследования: «Развитие выносливости у детей шести – семи лет в подвижных играх».

Главная задача при развитии выносливости у детей дошкольного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей выносливости на основе различных подвижных игр. При этом необходимо придерживаться следующих правил:

1.Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям детей дошкольного возраста. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на организм дошкольника без ущерба для здоровья .

2.Систематичность. Эффективность физической нагрузки во время игры, т.е. ее влияние на организм ребенка, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований.

3.Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечнососудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо определить интенсивность и продолжительность нагрузки [3].

Подвижная игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств, одним из которых является выносливость. Выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и, в первую очередь, сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье ребёнка, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию. Развитие выносливости помогают детям научиться преодолевать возникающие трудности, мобилизовать себя, доводя начатое дело до конца: умение управлять собой положительно отражается на успехах ребенка в школе. Развитие выносливости у детей в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей и закономерностей, которые определяются морфологической, функциональной зрелостью детского организма, своеобразием реагирования на физическую нагрузку. Главная задача при развитии выносливости у детей дошкольного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в программах физического воспитания.

Таким образом, игра является ведущим видом деятельности дошкольника, она понятна и доступна ему. С помощью подвижных игр мы можем развивать физические качества у детей, в том числе и выносливость.

На основе вышесказанного нами были выделены педагогические условия проведения подвижных игр для развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста:

  • нагрузочные требования должны соответствовать возможностям детей дошкольного возраста;

  • системность и последовательность воздействий нагрузочных требований;

  • постепенность повышения нагрузочных требований.

Картотека, включающая 30 подвижных игр для развития выносливости у детей, представлена в виде карточек-заданий. (И.М. Коротков, В.Г. Яковлева и др.)[4]

1.Подвижная игра «Пустое место»

Инвентарь:

Цель: развитие выносливости, ловкости, быстроты.

Подготовка

Ход игры

Правила

Играющие стано-вятся в круг, положив руки на пояс, получаются окошки. Выбирается один водящий.

Водящий ходит сзади круга и говорит:

Вокруг домика хожу

И в окошечко гляжу,

К одному я подойду

И тихонько постучу.

После слова постучу, водящий останавливается, заглядывает в «окошко», против которого остановился, и говорит: «Тук, тук, тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел? «Водящий называет имя. Стоящий в кругу спрашивает: «Зачем пришел?». Водящий отвечает: «Бежим вперегонки», оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу детей остается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в кругу, опоздавший становится водящим.

  1. Ведущий дви-гается, когда говорят слова.

  2. Нельзя начинать бежать раньше слов «Бежим вперегонки»

  3. При беге нельзя толкаться.

2.Подвижная игра «Бездомный заяц»

Инвентарь: обручи

Цель: развитие ловкости, выносливости, гибкости.

Подготовка

Ход игры

Правила

Готовятся дома, раскладываются обручи в разных местах зала. Выбираются два водящих «волк», «бездомный заяц».

Играющие, кроме двух водящих, становятся в обручи, расположенные в разных местах площадки. Один из водящих - «волк», другой - «бездомный заяц». Заяц, спасаясь от преследования, забегает в любой «дом». Игрок, к которому забежал бездомный заяц, лишается места и сам становится бездомным зайцем, начинает бежать от волка. Если волк запятнает зайца, они меняются ролями.

1. Вставать можно в любой обруч.

2. Волк должен коснуться зайца рукой, а не хватать его.

3.Подвижная игра «Пожарные на учении»

Инвентарь: колокольчики.

Цель: развитие выносливости, силы, техники лазанья, построение в колонну.

Подготовка

Ход игры

Правила

На расстоянии 5-6 шагов от гимнастической стенки воспитатель проводит черту. Дети строятся лицом к гимнастической стенке в колонны. Напро-тив каждой колонны на одной высоте вешаются на гимнастической стенке колокольчики.

По сигналу воспитателя «раз, два, три – беги» первые в колонне бегут к гимнастической стенке, влезают на неё и звонят, затем они возвращаются в колонны. Игра продолжается до тех пор, пока дети, стоявшие в начале игры первыми, вновь не окажутся на черте. Выигрывает та колонна, которая больше раз, успела позвонить первой.

  1. Бежать можно только после сигнала воспитателя «беги».

  2. Слезать только с райки на рейку. Нарушившим это правило, выигрыш не засчитывается.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный комплекс подвижных игр и методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагогов дошкольного образования для развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа, URL: http://www.consultant.ru.

2.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа, URL: http:// минобрнауки.рф.pdf

3.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебн. Пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений.- 2-е изд., испр. и доп / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 480 с.

4.Коротков, И.М. Подвижные игры для детей / И.М. Коротков. – М: Просвещение, 2014. – 261 с.

Просмотров работы: 1087