СПЕЦИФИКА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СПЕЦИФИКА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Вдовцева А.С. 1, Степанова Н.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования существует давно, но до сих пор остается не до конца разрешенной. В широком понимании преемственность определяется как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели на каждом возрастном этапе его развития, то есть наличие связи различных ступеней, сохранение отдельных элементов и характеристик при переходе на новую ступень развития. В связи с чем, проблема преемственности различных ступеней в образовании является одной из важнейших для общества, где сохранение тесной интеграционной связи между дошкольным и начальным общим образованием – одна из приоритетных задач российского образования.

Согласно ФЗ «Об образовании», основа проблемы создания преемственности между дошкольным и начальным общим образованием лежит в различии целей их программ 4. Так, если в дошкольном образовании целью является всестороннее развитие личности ребенка, на основе которого в качестве вспомогательных элементов в разнообразных (преимущественно игровых) формах закладываются навыки учебной деятельности. В то время как в программе начального общего образования главная цель состоит в обучении школьников конкретным учебным умениям и навыкам (чтение, счет, письмо). Проблема преемственности работы дошкольного и начального общего образования предусматривает необходимость использования комплексных программ обучения и воспитания, поиск оптимальных направлений совершенствования всей педагогической системы российского образования, подготовку квалифицированных специалистов для адекватного развития и воспитания детей согласно требованиям образовательных программ и стандартов 3. Необходим комплексный подход на государственном уровне к решению образовательных задач на каждой ступени в сохранении их тесной взаимосвязи, что предусматривает преемственность в содержании по всем темам обучения в дошкольных и начальных школьных учреждениях.

В качестве первого шага в попытке решения проблемы преемственности было введение в 2009 году одновременно двух стандартов: федеральных государственных требований и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 1.

Важнейшей задачей новых стандартов является приоритет в образовательном процессе ДОО развивающей познавательной деятельности, то есть развития мотивации детей к обучению, формирование познавательной сферы, на которых основывается последующее создание самой системы непрерывного образования. В данном контексте в начальном школьном образовании субъект-объектные отношения между педагогом и детьми сменяются на субъект-субъектные, согласно которым учителю как значительно более опытному необходимо найти свой индивидуальный подход к каждому ребенку, и как профессионалу в области образования сохранив при этом общую образовательную линию для всей группы детей, используя все имеющееся в его арсенале разнообразие педагогических приемов и методов работы.

При этом взаимодействие между педагогом и ребенком не становится взаимоотношением равноправных партнеров, но основано на более мягких отношениях, где педагог выступает не как недосягаемый авторитет, которому нужно беспрекословно подчиняться, а как старший наставник.

В рамках сохранения преемственности основными задачами образования, помимо ориентации на учебную деятельность, должен делаться упор на формировании культурной личности, адаптации к общественной жизни, воспитании базовых основ гуманизма, трудолюбия и гражданственности в условиях единого образовательного пространства дошкольного и начального общего образования 5.

Для решения вышеназванных задач требуется правильная организация работы с детьми по различным направлениям: 1. Укрепить здоровье (обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка и организовать физическую активность детей). 2. Сформировать положительную мотивацию (посредством использование наиболее доступных форм и методов занятий для каждой возрастной категории). 3. Сформировать предпосылки учебной деятельности (умение воспринимать задание старших, доводить их решение до конца, планировать на определенное время). 4. Развивать познавательную сферу (речь, мышление, память воображение и т.д.). 5. Использовать все многообразие организационных форм (индивидуальных, групповых и коллективных). 6. Активизировать творческую любознательность, самостоятельность и активность (постановка вопросов, поиск ответов, собственные суждения и практические выводы детей). 7. Создать в рамках учреждения развивающую среду, основанную на тесном сотрудничестве педагогов и детей, а не на авторитарном управлении.

Так, согласно позиции Т.А. Шиловской, в рамках создания преемственности необходим обмен опытом между воспитателями ДОО и учителями начальных классов 5. Прежде всего это касается работы со старшими дошкольниками и первоклассниками, разница в психологическом аспекте между которыми незначительна, а условия воспитания в ДОО и школе значительно разнятся. В связи с этим, учителям необходимо практическое ознакомление с основными формами и методами работы с детьми в ДОО, а самих старших дошкольников нужно постепенно приобщать еще в рамках ДОО к занятиям, создавая не только общее представление о школе, но и формируя положительную мотивацию детей к последующему образованию.

Для последующей успешной адаптации к школе необходимо всестороннее воспитание и развитие, формирование психологической готовности к обучению в школе и развитие у детей положительной учебной мотивации 2.

Данные направления целесообразно реализовывать на деятельностном уровне, формируя сами умения учиться у детей дошкольного детства, что обеспечит готовность к школе не только с психологической, но и дидактической точки зрения, так как данные умения сопряжены с формированием учебной мотивации как одной из главных составляющих учебной деятельности. В рамках практической работы дошкольных образовательных учреждений это осуществить не так сложно, как представляется. Ориентация на развивающее обучение в образовательном процессе ДОУ должна переломить привычно косное отношение к детям-дошкольникам, традиционного толкования обучения как формирование знаний, умений и навыков предметного характера преимущественно репродуктивными методическими приемами. Такая работа должна осуществляться не вразрез с имеющимися формами воспитательного процесса, но продуктивно дополняя их новыми формами и содержанием.

В рамках описанного выше деятельностного подхода к образовательному процессу в ДОО требуется организация следующих условий:

1. Создание практических и методических основ обмена опытом между педагогами начальных школ и воспитателями старших групп в ДОО в рамках обеспечения преемственности образовательного процесса.

2. Составление индивидуальных проектов взаимодействия конкретных школ и ближайших к ним ДОО согласно требований образовательных программам ФГОС НОО и ФГОС ДОО.

3. Проведение мероприятий по обмену опытом, таких как:"День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д. между школами и старшими группами ДОО.

4. Работа по формированию индивидуальной готовности старших детей ДОО к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей).

5. Проведение ППК с участием специалистов ДОО и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора).

6. Проведение мониторинга со стороны местных отделов образования о совместной деятельности школ и ДОО города.

Таким образом, организация процесса преемственности возможна на основе ориентации на развивающую познавательную деятельность в образовательном процессе ДОО и создании тесного практического сотрудничества с начальной школой, успешность реализации которого во многом зависит как от инициативы самих педагогических работников, так и от помощи в такой организации и контроля за его исполнением со стороны федерального и местного отделов образования.

Список литературы:

  1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785).

  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

  3. Степанова Н.А. Дистанционный курс «Образовательные программы дошкольного образования»: электронный учебно-методический комплекс / Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. № 9 (64). С. 8.

  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

  5. Шиловская Т.А. ФГОС НОО. Социальная сеть работников образования // http://nsportal.ru.

 

 

Просмотров работы: 480