Связная диалогическая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Именно диалогическая форма общения способствует развитию социальных отношений у детей; посредством диалога один ребёнок привлекает внимание другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним. Согласно современным методическим подходам к речевому развитию важным является не только формирование отдельных диалогических умений, но и обучение детей осознанному построению диалога.
Мы предлагаем технологию развития речевого общения дошкольников. Технология включает в себя задачи, представленные в трёх блоках: подготовительный; обучающий; творческий.
В первом блоке решаются задачи:
1. Учить детей вступать в диалог с взрослыми.
2. Развивать умение вступать в контакт со сверстниками и детьми других возрастов для достижения взаимопонимания.
3. Развивать умение употреблять речевые формы вежливого общения, использование дружелюбного спокойного тона.
4. Учить вступать в диалогическое взаимодействие с партнером; устанавливать контакт со сверстниками.
5. Развивать умение слушать и слышать партнера, реагировать на его высказывания.
6.Учить использовать слова, помогающие уточнять передаваемую мысль – «мне кажется», «честно говоря».
8.Формировать умения речевого этикета.
Для решения поставленных задач предлагаем использовать занятия, разговоры с детьми разных видов, игры. Например, игры-разговоры, которые проводится один на один или с подгруппой из 2-5 человек, с использование игрушек, предметов. У кого в руках игрушка, тот и говорит, передавая из рук в руки игрушку, мы учим ребёнка подчинять своё поведение правилами, уважать речь собеседника и «брать» слово самому.
Эффективными, на наш взгляд, являются игры-разговоры: «Мне нравится, что ты…»; «Я желаю тебе…»; «Если я была…».
Задачи второго блока:
1. Учить реагировать на обращение, отвечать на вопросы воспитателя.
3. Развивать умения прямо адресовывать свое обращение в ходе общения.
4. Развивать умение договариваться, приходить к согласию в решении спорных вопросов.
5. Учить планировать высказывания с учетом ситуации общения.
6 . Побуждать детей аргументировано высказываться на различные темы.
7. Побуждать детей к диалогу: оговаривать совместные действия, объяснять причины и следствия, делать совместные выводы.
Интересными формами работы на данном этапе являются игры парами, беседы «Чего не бывает», словесные поручения, этюды «Капризуля», «Задавака».
В третьем блоке решаются задачи:
1.Совершенствовать умения речевого этикета.
2.Продолжать формирование умения обмениваться чувствами, представлениями, переживаниями, высказывать собственное мнение.
3.Совершенствовать умения говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться ситуацией общения.
4.Совершенствовать умения соотносить средства вербального и невербального общения.
5.Развивать умения поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуации общения, проявлять инициативу в общении).
Мы предлагаем использовать такие формы как: сюжетно-ролевые игры на развитие информационно-коммуникативных умений («Диалог», «Угадай, кто я», «Подарки»), регуляционно-коммуникативных умений («Детектив», «Школа доверия») и аффективно-коммуникативных умений («Игра с масками», «Три подружки», «Что случилось»), проблемные ситуации, светские беседы («Я в театре», «Чем я люблю заниматься»), этические беседы («Настроение»), сеансы общения, презентации ( «Знакомство с социальными ролями: гость и хозяин»); режиссёрские игры: «Мы журналисты», «Снимаем кино».
Работа по формированию диалогических умений не возможна без активного участия родителей. Поэтому нами была разработано содержание взаимодействия педагога с родителями по данной проблеме, включающее интересные и эффективные формы: шпаргалка для родителей, использование модели трёх вопросов (Что мы знаем?, Что мы хотим узнать?, Что сделать, чтобы узнать?) и др.
Мы видим перспективу дальнейшей работы в описании предметно – развивающей среды, которая играет важную роль в решении нашей проблемы.
Литература
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения: метод. пособие для воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 128 с.
Градусова Л.В., Левшина Н.И., Санникова Л.Н. Мотивация как залог успеха развития речевой активности дошкольников//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4-3. С. 38-41.
Елистратова О.В., Левшина Н.И.К вопросу реализации интегративного подхода в образовательном процессе ДОО. В сборнике: Мир детства и образование сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. 2014. С. 42-47.
Левшина Н.И., Градусова Л.В.Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности//Детский сад: теория и практика. 2014. № 6 (42). С. 94-103.
Левшина Н.И.Развитие языковой способности дошкольников//Дошкольная педагогика. 2015. № 3 (108). С. 10-12.
Санникова Л. Н., Леонова Е. А. Развитие речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания // Мир детства и образование: сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. С. 137-141.
Турченко В.И. Градусова Л.В. Левшина Н.И. Современный дошкольник в мире взрослых и сверстников, или «…племя молодое, незнакомое…»// Детский сад: теория и практика. 2011. № 1. С. 50-56.