Посредством театральной деятельности в детском саду дети ознакомятся с национальными традициями, историей, литературой разных жанров, музыкальными произведениями, искусством, живописью. Помимо практических занятий в стенах детского сада, лучшим вариантом показать окружающий творческий мир – это организация регулярных походов в дома культуры, театры, музеи, на выставки, роль которых состоит в том, чтобы почерпнуть новые идеи для развития собственных творческих способностей.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Игра и ее роль для ребёнка не просто пережитые воспоминания, а пережитые впечатления и фантазируя ребёнок моделирует новые события на основе старых впечатлений, но уже по своему, как оно могло бы стать лучше. Ребёнок в театральной игре черпает знания из окружающего мира и строит образы, принадлежащие ему самому. У детей в старших дошкольных группах уже появляется творческий замысел в поведении и речи. Проявленная драматургия в этом возрасте – это конечно не шедевр, но уже стремление к искусству. Впоследствии способности в театральной деятельности у старших дошкольников только растут и развиваются. Театр нравится детям, а значит это один из самых доступных видов искусств, что позволяет достичь значительных результатов в развитии речи, образовании и психологии старших дошкольников.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что с театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Театрализованная деятельность требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой, поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.
Таким образом, театрализованная деятельность выступает эффективным средством социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольника, всесторонне обогащающая его опыт, активизирующая интерес к искусству, способствующая раскрытию и развитию артистических способностей.
Литература
Гусева Л.Г. О развитии личности одаренного ребенка//Современные проблемы науки и образования: материалы XLVII внутривузовской научной конференции преподавателей МаГУ. - Магнитогорск : МаГУ, 2009. – с. 27-28
Елистратова О.В., Левшина Н.И.К вопросу реализации интегративного подхода в образовательном процессе ДОО. В сборнике: Мир детства и образование сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. 2014. С. 42-47.
Коротаева Е.В., Святцева А.В. Подходы к развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста//Современные проблемы науки и образования.2016.№ 2. С.192.
Левшина Н.И., Градусова Л.В. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности//Детский сад: теория и практика. 2014. № 6 (42). С. 94-103.
Левшина Н.И. Развитие языковой способности дошкольников//Дошкольная педагогика. 2015. № 3 (108). С. 10-12.
Минеева Ю.В., Салихова З., Левшина Н.И.Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников//Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.