Что такое портфолио? Для чего и зачем нужно создавать портфолио? В чем заключается важность и значимость портфолио как технологии предоставления педагогического опыта?
В последнее время приходится сталкиваться с педагогами, которые имея огромный опыт работы, не умеют его обобщать, презентовать, оценивать и говорить о своих результатах труда. Поэтому портфолио завоевывает все большую популярность и становится необходимым для педагогов, повышающих свой профессиональный уровень.
В переводе с итальянского «портфолио» означает «папка с документами». Портфолио педагога – это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагога и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Главное назначение портфолио – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в конкурсах, проведенные педагогом исследования. Второе важное предназначение портфолио педагога – это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории [2].
Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
В настоящее время в отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат. Именно технологический подход позволяет рассматривать «портфолио» как педагогическую технологию. Слово «технология» произошло от греческих слов «techne» -искусство, мастерство и «logos» - учение. В результате чего термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве и мастерстве. Внедрение технологии «портфолио» в ДОУ требует большой и систематической работы по повышению квалификации и профессионального роста личности педагога, его компетентности. Необходимость ее внедрения очевидна, поскольку требует у педагогов готовности понять и принять эту технологию как очередную инновацию, с помощью которой появится возможность предоставления педагогического опыта.
Основными подходами к разработке и ведению портфолио [3] являются:
компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций);
деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности: образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);
системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации портфолио педагога; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции портфолио в целом и отдельных его компонентов).
Основными принципами формирования и ведения портфолио являются:
принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение портфолио);
принцип диагностико-прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности);
принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);
принцип научности (обоснование целесообразности построения портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов);
принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОУ).
Технология портфолио призвана выполнять ряд задач [1]:
стимулировать мотивацию к деятельности у педагогов;
создать условия для систематизации накопленного опыта педагогов;
содействовать повышению уровня мастерства педагогов, ориентированного на дальнейшее самосовершенствование и саморазвитие;
создать условия для предоставления педагогического опыта.
Наиболее распространенными видами портфолио педагога выступают:
бумажное портфолио – представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.);
портфолио-презентация – создается в программе для создания презентаций (например, PowerPoint) содержит, как правило, краткую текстовую информацию, иллюстративный материал и ссылки на вложенные документы. Данный вид портфолио является своего рода визиткой педагога;
электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.);
веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на собственном сайте. Данный вид портфолио обладает большей информативной наполняемостью. Сайт воспитателя выступает в качестве самостоятельного ресурса, электронное портфолио способствует распространению опыта педагога, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации воспитателя, позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов [4].
Регулярное и системное заполнение портфолио поможет педагогам систематизировать и проанализировать работу, станет ориентиром при направлении на аттестацию, поможет зафиксировать динамику профессионального развития педагога и составить объективные суждения о профессиональной деятельности.
Список использованной литературы:
Атемаскина, Ю. Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения / Ю. Атемаскина // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 1. – С. 132-139.
Вахрушева, Л. Портфолио как технология становления педагога дошкольного образования / Л. Вахрушева, С. Савинова // Детский сад от А до Я. – 2009. – № 6. – С. 78-88.
Дубникова, О.В. Портфолио педагога ДОУ / О. В.Дубникова // Справочник старшего воспитателя. – 2011. – № 2. – С. 18-24.
Кучергина, О.В. Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения / О. В.Кучергина // Управление ДОУ. – 2006. – №.2. – С. 35-41.