СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в управленческой деятельности.

В современных условиях реформирования системы образования особую значимость приобретает проблема планирования деятельности образовательного учреждения. Сегодня растет востребованность технологий проектирования, планирования, аналитического прогнозирования, т.е. все, что включает понятие «стратегическое управление организацией».

На сегодняшний день существует ряд противоречий в области стратегического управления образовательными учреждениями:

- между наличием достаточных теоретических знаний о планировании деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО) и неумением многих руководителей выстраивать долгосрочные прогнозы, стратегически мыслить и разрабатывать стратегические программы;

- между разработанным программно-целевым методом и недостаточным его применением руководителями дошкольных образовательных учреждений в своей практике.

Обратимся к научно-теоретическим основам категории «стратегическое управление».

Управлять - значит анализировать, планировать, организовывать, корректировать, контролировать, отслеживать результаты деятельности учреждения - всё это функции управления. Все функции управления нацелены на достижение определенного результата. Анализируя исследования М.И.Кондакова, Ю.А.Конаржевского, можно сказать, что функции управления определяются как «элемент содержания работы руководителя, которые соответствуют последовательно меняющимся стадиям управленческого цикла».

Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.

Необходимость стратегической управленческой деятельности руководителя дошкольной образовательной организации обусловлена рядом нормативных документов, регламентирующих его деятельность. Так, в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ в главе 3, статье 26 Управление образовательной организацией сказано, что:

1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

В ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ в статье 28, пунктах 6 и 7 сказано, что дошкольная образовательная организация во главе с руководителем обязана:

-разработать и утвердить образовательную программу образовательной организации;

-разработать и утвердить по согласованию с учредителем программу развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

Также важность компетентности руководителя в области стратегического управления рассмотрим в содержание проекта Профессионального стандарта руководителя образовательной организации на предмет его функциональных и управленческих функций как руководителя:

В разделе I «Общие сведения» раскрывается основная цель вида профессиональной деятельности: обеспечение развития, эффективной деятельности образовательной организации, повышения качества оказания образовательных услуг.

Раздел II представляет собой описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт и включает три блока:

Блок А: трудовые функции, связанные с формированием стратегии развития образовательной организации.

Блок В: трудовые функции, связанные с управлением реализацией стратегии и текущей деятельностью образовательной организации.

Блок С: трудовые функции, связанные с управлением ресурсами образовательной организации.

В разделе III дается обобщенная характеристика трудовых функций отражающих специфику работы в рамках различных уровней образования. Также оговариваются требования к образованию, опыту практической деятельности и особые условия допуска к работе руководителя. В пункте 3.1. говорится о трудовой функции «Формирование стратегии развития образовательной организации». Для нашей темы исследования наиболее интересны такие трудовые действия как:

  • выявление тенденции развития факторов внешней и внутренней среды и оценивание их влияния на деятельность образовательной организации;

  • прогнозирование стратегических направлений деятельности, определение подходов (методов, способов) к управлению организацией;

  • определение показателей и индикаторов достижения стратегических целей организации;

  • принятие решения, согласование и утверждение стратегических решений по развитию образовательной организации.

В этой трудовой функции мы выделили для себя наиболее интересные необходимые умения руководителя для эффективного стратегического управления образовательной организации:

  • принимать стратегические решения по развитию образовательной организации в условиях неопределенности;

  • формировать организационную стратегию, определять показатели и индикаторы ее достижения.

Также, в этом пункте мы подчеркнули для себя приоритетные необходимые знания руководителя, осуществляющего стратегическое планирование своей организации:

  • знание Федеральных государственных стандартов и требований;

  • знание специфики образовательной деятельности организации;

  • знание теории и методов управления образовательными системами.

Далее, считаю, целесообразным перечислить остальные трудовые функции руководителя, содержание которых не требует столь детального рассмотрения:

  • «Определение перспективных и приоритетных направлений развития образовательной организации»;

  • «Руководство разработкой программы стратегического развития образовательной организации», значимое трудовое действие - формулирование видения, миссии и стратегических задач с учетом альтернативных сценариев и рисков. Из умений можно выделить – применение методов системного и стратегического анализа.

  • «Управление реализацией стратегии и текущей деятельностью образовательной организации»;

  • «Управление реализацией программы стратегического развития образовательной организации.

Из анализа двух нормативных документов видно, как четко обозначена необходимость стратегического управления в ДОО.

Таким образом, нами определена актуальность проблемы стратегического управления в ДОО и перспектива разработки организационно-педагогических условий, которые помогут руководителю выполнить государственные требования.

Список используемых источников:

1.Багаутдинова С.Ф. Дошкольное образование: от качества условий – к качеству результатов // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 3

2.Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=166143.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154637.

4.http://sovetnik.consultant.ru/profstandarty/professionalnyj_standart_rukovoditelya_obrazovatelnoj_organizacii/

Просмотров работы: 636