ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ДОО. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ДОО.

Барамия В.Р. 1
1МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время одной из актуальных задач, стоящих перед педагогами, является охрана, сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Специалисты медицины, физиологии, психологии и педагогики ведут поиск путей повышения эффективности оздоровительной работы. (И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России. Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. По мнению ученых необходимо с концентрированность на детском периоде жизни, т. к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждой образовательной организации детей дошкольного возраста. Однако в отличие от взрослого ребенок «за здоровьем» не побежит. Необходима технология формирования культуры оздоровления личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие. Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя. Результатом обучению и воспитания дошкольников являются новые знания, которые можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций. Планирование задач удобно проводить по следующей схеме:

− формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

− воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

− развитие мотивационных установок по профилактике болезней, в том числе выявление особенностей нервно-психического здоровья и развития детей;

− совершенствование практических навыков здорового образа жизни.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, применительно к ребенку — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОО и валеологическому просвещению родителей. Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду:

− сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;

− создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;

− обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

− медико-профилактические;

− физкультурно-оздоровительные;

− технологии обеспечениясоциально-психологического благополучия ребенка;

−здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

− валеологического просвещения родителей;

−здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

-закаливание;

-беседы по валеологии;

-спортивные праздники;

-спортивные развлечения и досуги;

-недели здоровья; соревнования.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОО, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Информационные стенды, освещающие вопросы оздоровления (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры; приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОО (спортивные праздники, дни открытых дверей, дни здоровья); консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий:

− Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОО;

−Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОО;

− Установление контактов с социальными партнёрами ДОО по вопросам здоровьесбережения;

− Освоение педагогами ДОО методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОО;

− Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых;

− Работа валеологической направленности в родителями ДОО. Применение в работе ДОО здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Безусловно, все педагоги в большей или меньшей степени реализуют на занятиях, мероприятиях и в организации повседневной жизни детей приемы здоровьесбережения.

На занятиях по английскому языку в ДОО педагоги используют как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающей технологии, среди которых:

- организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, физкультминутки и др.;

- применение психологических и психопрофилактических средств и методов, включающих в себя психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, музыкотерапию (музыкальное сопровождение педагогического процесса), релаксационные упражнения и этюды, подвижные и сюжетно-ролевые игры, создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций.

Известный факт, что недостатки речи детей, как на русском, так и на английском языке тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму. Именно поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место занятиях.

На занятиях в ДОО используются некоторые виды массажа и самомассажа: языка, ушных раковин, лица, кистей рук и стоп. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Дети на занятиях обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения, которые сопровождаются английской лексикой в стихотворной форме.

Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на занятиях используют гимнастику для глаз. Эти упражнения способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, пальчиковые игры, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.

Для снятия усталости и повышения работоспособности педагоги проводят короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряжение снижается, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят. При подборе стихотворений и рифмовок к занятию педагоги обращают внимание на следующее: важно, чтобы их грамматический и лексический материал сочетались с темой занятия; преимущественно подбирают стихи и рифмовки с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения; текст чаще воспроизводится в записи или проговаривается педагогом, так как при произнесении текста детьми, у них может сбиться дыхание.

Практически на каждом занятии дети поют песни. Все это способствует положительному эмоциональному настрою и повышению мотивации к изучению предмета. В системе используют аутентичные видеоресурсы на занятии, что позволяет моделировать ситуации, при которых изучение языка происходит при погружении в культурную среду носителей языка и облегчает стрессовую ситуацию при аудировании.

Для занятий подбираются динамические паузы с использованием упражнений, синхронизирующих работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

В последние годы в отечественной психологии накоплен богатый опыт использования игры как эффективного метода коррекции эмоционально-личностного развития ребенка. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только материал, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности.

Особое значение для развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Для современного ребенка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в некоего символического партнера для игры. Кукла для ребенка – партнер по общению во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Использование кукол просто необходимо на занятиях по английскому языку в ДОО.

Кукла позволяет ребенку «спрятаться», даже если он боится говорить, краснеет, говоря за куклу, он успокаивается. В результате такой куклотерапии, ребенок начинает говорить увереннее, ведь это не он говорит, а его герой.

Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на занятиях по английскому языку:

- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- корректируется поведение, и преодолеваются психологические трудности;

- формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: практическое пособие/ В.Ф. Базарный. - М.: АРКТИ, 2005. - 175 с.

  2. Полетаева, Н. М. Научно-практические основы валеологической педагогики/ Н. М. Полетаева. – СПб.: Познание, 2001. – 190 с.

  3. Сократов, Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учебное пособие/ Н. В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.

Просмотров работы: 490