СИСТЕМА ЦЕЛЕВЫХ ПРОГУЛОК ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СИСТЕМА ЦЕЛЕВЫХ ПРОГУЛОК ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сиразетдинова Д.Р. 1, Шепилова Н.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экологическое воспитание и образование детей важная проблема настоящего времени, так как только экологическое мировоззрение, экологическая культура людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает мышление детей дошкольного возраста, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла своё отражение в научной и методической литературе задолго до нашего времени.

Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Дистерверг, К.Д. Ушинский и др. убедительно говорили о благотворном влиянии природы на ребёнка, рассматривали её как средство нравственного, познавательного развития подрастающего поколения, настаивали на необходимости формирования у детей ответственного отношения к миру природы.

Психологами (Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков, Л.И. Божович, Л.В. Занков и др.) доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, образовательный процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении экологического образования. Для того чтобы образовательный процесс был успешным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

В ФГОС ДО есть аспект, который имеет непосредственное отношение к экологическому образованию. Одна из задач сформулирована следующим образом: «развитие эмоционально-ценностного восприятия... мира природы». Эта задача реализуется в рамках экологического образования, поскольку формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к природе относятся к сфере экологического воспитания. А эмоционально-ценностное отношение возможно при наличии у детей представлений (знаний) о природе как о чем-то ценном, т.е. здесь должны присутствовать и элементы экологического обучения.

В соответствии с ФГОС ДО предполагается деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса экологического развития дошкольников. Экологическая направленность определяется как форма активности личности, обуславливающая развитие экологического сознания.

В ФГОС ДО важным положением являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы так: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».

Результаты констатирующего эксперимента по изучению экологического развития детей младшего дошкольного возраста свидетельствуют о недостаточно высоком уровне: 20 % детей имеют низкий уровень экологического развития, 44 % детей имеют средний уровень, 36 % детей имеют высокий уровень экологического развития.

Нами была предложена система целевых прогулок, направленная на экологическое развитие детей младшего дошкольного возраста, целью которой явилось повышение уровня экологического развития детей младшего дошкольного возраста c помощью системы целевых прогулок. Система составлена на основе анализа работ Т.C. Назаровой, А.В. Бабич, Е. Cавельевой, Е.А. Володиной, Н.А. Шепиловой и др.

Таблица 1

Система целевых прогулок по экологическому развитию детей

младшего дошкольного возраста

Тема

Цель

Материалы

Методы и приемы

«Почему сердит мороз?»

1. Расширять представления о зиме.

2. Воспитывать интерес к поэтическому слову.

3. Вовлекать детей в диалог, поощрять инициативные высказывания.

Лопатки, санки, ледянки

Наблюдение, беседа, художественное слово, подвижная игра, трудовые действия

«Наблюдения за птицами зимой»

1. Углублять знания о жизни птиц в зимний период.

2. Развивать умения и желание помогать птицам.

Корм для птиц

Наблюдение, беседа, вопросы, подвижная игра, трудовые действия

«Приметы ранней весны»

1. Закреплять знания о времени года.

2. Изучать приметы ранней весны.

Лопатки, формочки, ведерки

Наблюдение, беседа, сравнение, подвижная игра, трудовые действия

«Наблюдение за набуханием почек на деревьях»

1. Закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений в природе.

2. Вызвать радостные чувства.

Носилки, грабли,ведерки, совочки, формочки

Наблюдение, беседа, художественное слово, подвижная игра, трудовые действия

«Наблюдение за состоянием природы»

1. Формировать представление о состоянии природы весной (тепло, много зеленой травы, цветов, летают бабочки).

2. Вызвать радостные переживания от общения с природой.

Грабли, метелки

Наблюдение, беседа, художественное слово, подвижная игра, трудовые действия

«Чем питается божья коровка?»

1. Рассказать о том, что жучок – хищник, поедает очень маленьких букашек (тлю).

Прозрачный сосуд (для эксперимента), совочки, формочки

Наблюдение, беседа, проблемная ситуация, эксперимент, подвижная игра, трудовые действия

«Наблюдение за цветущими растениями»

1. Познакомить детей с цветущими растениями.

2. Разобрать строение растений.

3. Поговорить о пользе цветов.

4. Учить бережно относиться к растениям.

Лейки, формочки, совочки

Наблюдение, беседа, художественное слово,подвижная игра, трудовые действия

«Жаркое лето»

1. Знакомить детей с характерными признаками лета.

2. Сравнить лето с другими временами года.

3. Закрепить названия сезонной одежды.

Куклы, одетые по сезону, цветные кружки, формочки, совочки

Наблюдение, беседа, вопросы, подвижная игра, трудовые действия

«Наблюдение за кошкой»

1. Расширять представление о домашнем животном – кошке.

2. Воспитывать желание заботиться о животных.

Маски – эмблемы, карандаши

Наблюдение, беседа, художественное слово, подвижная игра, трудовые действия

«Рябинка»

1. Знакомить детей с признаками осени в природе родного края.

2. Активизировать словарь.

3. Воспитывать любовь к природе.

Бусы из ягод рябины, грабли, ведерки, носилки

Наблюдение, беседа, подвижная игра, художественное слово, трудовые действия

«Воробушки»

1.Расширять представления детей о трудной жизни воробьев в зимний период времени.

2.Воспитывать доброжелательное отношение к зимующим птицам.

3. Побуждать вступать в игровое взаимодействие со сверстниками.

Кормушки, корм для птиц, игрушка птичка

Наблюдение, беседа, вопросы, подвижная игра, трудовые действия

«Снежок на дорожках»

1. Дать представления о зиме.

2. Пояснить, что снег – это много – много снежинок.

3. Активизировать словарь.

Перышки (для эксперимента), веник, лопатки

Наблюдение, беседа, эксперимент, подвижная игра, художественное слово, трудовые действия

Образовательная деятельность по данной системе строится на основе наблюдений за объектами природы. Наблюдения позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о природе, помогает показать природу в естественных условиях, во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Понимание связей и отношений формирует понимание природы. Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях природы. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить красоту природы.

Кроме этого, необходимо использовать такие методы и формы экологического развития детей как беседа, вопросы, эксперимент, подвижные игры и игровые упражнения, сравнение, проблемная ситуация, художественное слово, трудовые действия.

Предложенная нами система предполагает:

- воспитание гуманного отношения детей к природе,

- формирование экологических знаний и представлений,

- развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхищаться ею, стремление оберегать и сохранять ее),

- желание участвовать в трудовой деятельности по уходу за растениями и животными.

Итак, используя целевую прогулку в экологическом развитии, дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность.

Список использованной литературы:

  1. Гайдуль, Т.И. Методика проведения прогулки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zirmunysad.schools.by/pages/metodika-provedenija-progulki

  2. Трохина, Г. Г. Наблюдение на прогулке // Воспитатель. – №1. – 2007. – С. 41-43.

  3. Тугузова, С.Г., Шепилова, Н.А. Изучение ценности «природа» у дошкольников / С.Г. Тугузова, Н.А. Шепилова // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-3. С. 357-359.

  4. Шепилова, Н.А., Морозова, М.С. Формирование социально-экологического идеала у детей старшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-3. С. 359-360.

  5. Шепилова, Н.А., Хидиятова, Р.С. Педагогические рекомендации по развитию ценности «Природа» у детей младшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы педагогики и психологии / сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: А.А. Сукиасян. 2014. С. 318-321.

Просмотров работы: 955