ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Булатова Р.Д. 1, Юревич С.Н. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Методическая служба ДОУ становится своеобразным путево­дителем для педагога в области новых информационных техноло­гий, направлений развития до­школьного образования. В ситуа­ции, когда ему необходимо соот­ветствовать усложняющимся требованиям, кардинально пере­страивать свою деятельность, ме­няются и роли старшего воспитателя. В частности, он становится не столько организатором повы­шения квалификации, сколько на­ставником в выборе воспитате­лем индивидуального образова­тельного пути. Данный аспект очень наглядно прослеживается в технологии тьюторства — од­ном из видов гуманитарного пе­дагогического сопровождения (С.В. Дудчик).

Тьюторское со­провождение— особый тип пе­дагогического сопровождения, когда педагог выполняет дей­ствие по самостоятельно разра­ботанным нормам и затем обсуж­дает их с тьютором [1]. Это образовательная технология, которая используется для сопровожде­ния образовательной деятельно­сти человека в ситуациях не­определенности выбора и пере­хода по этапам развития, в процессе которого обучающий­ся выполняет образовательные действия, а тьютор создает усло­вия для его осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).

Выделим и опишем основные компоненты данной технологии.

Главной целью данной образовательной технологии в ДОУ является организация деятельности педагогов:

- по поиску и обработке информации;

- обобщению способов действия;

- постановке образовательной задачи;

- по использованию информационно-образовательной среды.

Данная технология опирается на принципы:

- гибкости – ориентации на расширение контактов, поддержку инициативы в выборе способов деятельности;

- непрерывности – обеспечения последовательного, цикличного, своевременного процесса в развитии познавательного интереса;

- открытости – управления собственной познавательной и образовательной деятельностью.

- индивидуализации – учета личностных запросов, особенностей и интересов педагогов. Принцип индивидуального подхода к педагогув процессе повышения уровня его самообразовательной компетентности способствует раскрытию потенциальных сил, возможностей, способностей [2].

Субъктом технологиитьюторского сопровождения самообразовательной деятельности педагогов выступает старший воспитатель или опытный творческий педагог. Тьютор - это тот, кто:

- сопровождает процесс самообразования;

- создаёт условия для непрерывного, открытого процесса повышения квалификации;

- инициирует процессы мотивации педагогов;

- индивидуализирует процесс повышения квалификации;

- осуществляет мониторинг уровня повышения самообразовательной и в целом профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, динамики профессионального развития;

- формирует инновационный ресурс, осуществляет презентацию достижений педагогов.

Основными функциями тьютора являются [2]: проектировочная; организационно-мотивационная; информационно-консультационная; аналитическая; рефлексивная. Каждая функция реализуется перечнем конкретных задач.

В функцию тьютора может входить деятельность по коор­динации самостоятельной уче­бы педагога и продвижению индивидуальной образователь­ной программы (ИОП).

Тьютор видит, осознает про­блему и показывает ресурсы решения проблемы. Такое со­провождение предполагает ока­зание педагогической поддержки воспитателю при самостоя­тельной разработке и реализации индивидуальной образовательной программы.

Любая технология характеризуется наличием этапов. О.И. Давыдова и А.А. Майер предлагают следующие этапы тьюторского сопровождения педагога к достижению определенного результата профессиональной деятельности [1]:

— «прогнозирование некоторого будущего состояния про­фессиональной деятельности педагога: например, получения высшей категории, участие в профессиональном конкурсе;

умение прослеживать события в обратном порядке, от ожидаемого исхода к истоку (замыслу);

выбор перспективных путей решения проблемы в условиях поливариантности. Педа­гогам приходится маневрировать большим числом возможных ком­бинаций, мысленно оценивая приемлемость продолжения каждого из них. Из множества вариантов педагог должен уметь выбрать один, который лег бы в основу решения. Он ока­зывается в состоянии неопреде­ленности, лишается привычных точек опоры, ранее несомненные положения утрачивают свою надежность, и это порождает си­туацию интеллектуального и психологического напряжения;

планирование коллек­тивных действий. В условиях изменения начальной формули­ровки задачи, появления новых вариантов возникает слож­ность в согласовании действий нескольких участников педаго­гической деятельности. Сла­женность и координация требу­ются не только в их действиях, но и в случае столкновений мнений, ценностей и убеждений отдельных педагогов. Нередки ситуации, когда предлагаемые одними участниками изменения идут вразрез с мнением других и интересами третьих. Между членами педагогического кол­лектива возникает непонимание, и он теряет способность к кон­солидированному движению вперед. В таких обстоятель­ствах на первый план выходит умение достичь компромисса, сотрудничать в выработке ре­шения, понять чужие интересы. Тьютору в такой ситуациина какое-то время нужно взять на себя роль координатора дей­ствий педагогов;

целостное представление объекта. Зависимости между следствиями и отдаленными по времени причинами прослежи­ваются с помощью воображения, с применением гипотетических конструкций. Педагогам необхо­димо представлять в уме всю конструкцию целиком, удержи­вать в памяти большой объем информации и мысленно опери­ровать ею. Для этого они долж­ны знать исходный материал, уметь его обобщить и проанали­зировать, выявить дефицит зна­ний и организовать поиск недо­стающей информации, которая, как правило, рассеяна по многим источникам. При этом у педаго­гов развивается умение отби­рать сущностное, главное, отбра­сывать второстепенное;

конфликт между орга­низованным и спонтанным мышлением. Педагог стремит­ся выполнить работу системно и последовательно. Однако про­странство, в котором педагог ведет поиск, слишком велико для упорядоченного исследова­ния. Объем информации, кото­рая должна быть осмыслена, критически переработана и ос­воена, всегда излишен, а опыт и знания ограничены, поэтому трудно предусмотреть все воз­можные варианты и комбина­ции. Кроме того, в силу вступа­ют ограничения по времени, и в стремлении свести его затраты к минимуму педагог отказывается от всестороннего обследования каждого отдельного анта, отделяя перспективные от второстепенных, попадая в более сложную ситуацию» [1].

По нашему мнению, в сопровождении, разворачивающемся во времени и процессе, можно выделить три основных этапа:

- диагностика (отслеживание), служащая основой для поста­новки целей;

- отбор и применение методи­ческих средств;

- анализ промежуточных и ко­нечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.

Как сопровождающий профессиональное развитие, тьютор организует ситуации

- самоопределения;

- самообразования;

- самоосуществления;

- самореализации человека в профессии.

Тьютор включает педагогов в разные виды деятельности проектную, исследовательскую, за счет чего педагогам удается увидеть проблемы собственной практики, построить пути их решения, создать программы преобразований, связанных с повышением качества образования.

Список использованной литературы:

  1. Давыдова, О.И. Тьюторское сопровождение самообразования педагога ДОУ / О.И. Давыдова, А.А. Майер // Управление ДОУ, 201. - № 1. - С. 92-99.

  2. Юревич, С.Н. Самообразование как педагогическая проблема / С.Н. Юревич, Д.А. Хабибулин // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XIII Международной научно-практ. конф.: в 5 ч. Ч.5/ Межд. Академия наук. пед. образования; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ.; отв. ред. Д.Ф. Ильясов. – М.; Челябинск: изд-во ЧИППКРО, 2012. – С.28-35.

Просмотров работы: 1423