ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «ЗАРЯ ДОНА» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «ЗАРЯ ДОНА»

Джагинова Л.Р. 1, Землякова С.Н. 1
1Донской государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В последнее время в России особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. Экономически выгодно отдать бизнес в руки мелкого и среднего предпринимательства, потому что появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов.

Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Так, целью курсовой работы является исследование особенностей финансов малого бизнеса в РФ. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

  1. выявить сущность и критерии отнесения организаций к субъектам малого бизнеса;

  2. определить преимущества и недостатки организаций малого бизнеса;

  3. изучить финансы предприятий малого бизнеса и их особенности;

  4. проанализировать государственную поддержку малого бизнеса.

Объектом исследования выступает малые предприятия. А предметом анализа является исследование финансов предприятий малого бизнеса, а также проведение анализа финансового состояния ООО «Заря Дона» за 2014-2015гг.

В курсовой работе были использованы методы статистического анализа, анализ литературных и периодических источников касающихся темы.

На современном этапе времени в России вышло достаточно книг и журналов, посвященных малому сектору экономики. Среди журналов, изученных в процессе исследования стоит выделить следующие: «Экономика и предпринимательство», «Теория и практика современной науки», «Аудит и финансовый анализ», «Вестник экономики, права и социологии». Необходимо отметить, что большинство таких изданий носит не только теоретический, но и прикладной характер и изобилует живыми, легко узнаваемыми примерами. Также были использованы информационные Интернет-порталы, в которых представлены свежие данные о состоянии малого сектора и экономики в целом.

  1. Теоретические аспекты оценки особенностей финансов предприятий малого бизнеса
1.1 Сущность и критерии отнесения организаций к субъектам малого бизнеса

Малое предпринимательство (или иначе его называют малым бизнесом) является важным субъектом экономической системы Российской Федерации. Он имеет большое значение как для формирования самой структуры экономики страны, так и для ее развития. Кроме того надо сказать о том, что малое предпринимательство выполняет ряд важных социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции в стране, участие в формировании бюджетов всех уровней и так далее.

Для того, чтобы наиболее полно рассмотреть сущность и значение малого предпринимательства для экономики России, необходимо для начала определить, что скрывается за самим понятием «малый бизнес».

Так, малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

По мнению к.э.н. О.Г. Лановой, малый бизнес — это, прежде всего — создание новых рабочих мест, оперативный отклик на рыночные изменения спроса и предложения, пополнение бюджетов. Наконец, развитие малого предпринимательства — это рост числа людей, самостоятельно обеспечивающих достойный уровень жизни для себя и своих семей1. На наш взгляд, О.Г. Лановая раскрывает понятие малого бизнеса не только с социальной точки зрения, но и с экономической, позволяя определить значение малого бизнеса для экономики страны в целом.

Характерными чертами малого предпринимательства является взаимосвязь понятий «выживаемости» и «неустойчивости». Малые предприятия мобильны и быстро заполняют ниши в экономике с более высоким уровнем доходности, чем обеспечивают быстрое насыщение платежеспособного спроса, необходимого для сдвигов в экономике страны. В чертах малого бизнеса прослеживается тот факт, что он проигрывает по своим конкурентным преимуществам более крупному бизнесу. Так, в настоящее время крупные предприятия, которые опережают по показателям субъектов МСП, чувствуют себя комфортнее и увереннее на рынке. Этому есть логическое объяснение.

По мнению Ж. Ж. Ламбена2, чье мнение разделяет и профессор С. Г. Демченко, устойчивое конкурентное преимущество получают фирмы, осуществляющие «постоянный и систематический анализ потребностей рынка, выводящий на разработку эффективных товаров, предназначенных для конкретных групп покупателей и обладающих особыми свойствами, отличающими их от товаров-конкурентов»3. Соглашаясь с данным выводом, добавим, что на вышеперечисленный сбор и анализ информации, требуется выделение дополнительных денежных средств, которые для субъектов МСП не всегда подъемны, особенно в современных условиях, когда особенно остро стоит вопрос о финансовом состоянии малого предпринимательства. Таким образом, крупные предприятия, обладая большей финансовой устойчивостью, обеспечивают себе сильные конкурентные преимущества.

Для того, чтобы отнести предприятие к малому бизнесу, или же к крупным предприятиям, используются различные критерии предельной величины предприятия. Критерии субъектов малого предпринимательства регламентируются Федеральным законом № 209-ФЗ от 24 июля 2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Следует обратить внимание, что если раньше критерии отнесения к малому бизнесу были жесткими, то сегодня частники имеют много привилегий. А все потому, что маленькие и средние предприятия являются платформой для экономики страны. Именно они создают большинство рабочих мест и работают над повышением уровня жизни. Государство знает: чем больше бонусов получают начинающие бизнесмены, тем быстрее растут доходы россиян. А это выгодно всем.

В 2015 году государство пересмотрело критерии отнесения к малому предпринимательству4. Теперь правила причисления фирм к малому бизнесу еще больше отличаются и имеют четкие характеристики.

Различия касаются:

  • доли в уставном капитале;

  • среднего количества работников;

  • объема выручки.

Малый и средний бизнес имеет четкие критерии причисления. Они зависят от вида хозяйствующего субъекта и условий работы. Если на предприятии работает 15 человек, то оно относится к микропредприятию. Если численность работников превышает 101, то данные коммерческие организации причисляются к среднему бизнесу. Малый бизнес же может иметь численность рабочих от 16 до 100 человек.

Что касается доли в уставном капитале, в прошлом году доля участия в нем организаций, фондов и фирм, которые не относятся к субъектам предпринимательской деятельности, составляла 25%, а сегодня лимит равен уже 49%5.

Если говорить об объеме выручки, то критерии малого бизнеса 2016 года изменились в лучшую сторону или остались прежними (если они выгодны для начинающих бизнесменов). Для микрофирм выручка должны быть до 120 млн. рублей в год. У малого бизнеса — до 800 млн. рублей, а у среднего — до 2 млрд.

В сроках перехода из малого бизнеса в крупную компанию тоже произошли изменения. Если раньше период превышения объема выручки составлял два года, то теперь, чтобы выйти на «новый уровень», лимит по выручке и количеству наемных рабочих должен превышать установленный три года подряд6.

Предприятия малого бизнеса функционируют по тем же принципам, что и другие хозяйствующие субъекты. К ним относятся:

  • материальная ответственность, имеющая выражение в наличии «наказаний», которые могут быть связаны с плохими результатами деятельности компании или с нарушением устава или законодательства;

  • хозяйственная самостоятельность, когда предприятия сами определяют направления работы и пути извлечения прибыли;

  • заинтересованность всех в получении прибыли фирмой: заработная плата и премии - мотивация сотрудников, доходы – предпринимателей, налоговые выплаты – государства;

  • способность предприятия к самофинансированию, то есть окупаемость расходов за счет собственной прибыли или привлечения инвесторов;

  • образование резервов.

Можно отметить, что малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Малый бизнес занимает определенное и достаточно важное место в экономиках стран с рыночной ориентацией, участвуя в решении серьезных экономических, социальных и иных задач.

  1.  
    1. Преимущества и недостатки организаций малого бизнеса

В настоящее время развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на данном этапе принадлежит малому предпринимательству. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях сложившейся дестабилизации экономики. Отметим, что для нашей экономики малый бизнес приобретает первостепенное значение, так как вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды.

Особо хотелось бы отметить социальные факторы этого сектора экономики7. Во-первых, развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Во-вторых, малый бизнес не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности.

В-третьих, объективно расширяющаяся реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

В-четвертых, сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и использовании экономических методов. Их можно представить следующим образом:

  • высокая степень централизации и персонализации управления. Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;

  • отсутствие системы стратегического управления. Руководитель предприятия занят решением задач текущего оперативного управления и не в состоянии заниматься среднесрочными и долгосрочными перспективами развития предприятия;

  • высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;

  • дефицит финансовых ресурсов, как собственных, так и заемных;

  • скромные финансовые возможности по привлечению высококвалифицированных специалистов по бухгалтерскому учету и другим областям, в частности юриспруденции, маркетингу, менеджменту. Грамотная постановка учета, четкое определение и распределение функций бухгалтерского персонала в значительной мере определяют правильность ведения бухгалтерского учета и расчета налоговых обязательств;

  • потребность во всесторонних знаниях законодательства для осуществления своей деятельности. Для организации даже небольшого предприятия необходимы всесторонние знания законодательной базы: гражданского права, налогового законодательства и др. При наличии внешнеэкономической деятельности важно соблюдать валютное и таможенное законодательства;

  • небольшая численность работающих. Физически всю деятельность малого предприятия иногда может обслуживать всего один человек. Однако отсутствие специальных знаний в отдельных областях, необходимых для ведения бизнеса, заставляет набирать дополнительный персонал. Нередко на малых предприятиях сотрудники, наряду со своими обязанностями, выполняют другие работы, в том числе требующие знаний из других отраслей, специалистов по которым у организации еще нет. В этой ситуации целесообразна передача отдельных функций специализированным организациям (индивидуальным предпринимателям);

  • слабая защищенность перед произволом налоговых и иных контролирующих государственных органов.

Как любая другая форма бизнеса, малое предпринимательство имеет ряд преимуществ и недостатков. Сначала рассмотрим его плюсы8:

1. Малое предпринимательство отличается мобильностью предприятия и является важнейшим сектором экономики государства. Предприятия малого бизнеса характеризуются устойчивостью к экономическим изменениям. Руководитель обладает возможностью в зависимости от возникающих обстоятельств самостоятельно изменять план действий, принимать необходимые решения и адаптироваться к новым условиям. Иными словами, владелец может переориентировать своё предприятие, если оно перестанет приносить доход. А это значит, что малые предприятия помогают в стабилизации экономики страны.

2. Малый бизнес является одним из основных источников налоговых поступлений. Малые предприятия, по сравнению с представителями среднего и крупного бизнеса, обязаны своевременно платить налоги. Малое предпринимательство увеличивает налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Владельцы различных компаний вносят в бюджет отчисления от доходов. Кроме того, малое предпринимательство создает дополнительные рабочие места, являясь источником доходов населения, и одновременно способствует сбору налогов с физических лиц.

3. Малое предпринимательство играет социально-экономическую роль. Малый бизнес значительно повышает уровень занятости населения, способствуя уменьшению безработицы. Стоит отметить, что малые предприятия также обеспечивают трудоустройство социально-незащищенным слоям населения, в том числе инвалидам, женщинам, молодежи, иммигрантам, лицам, вернувшимся из мест заключения и др. Несложная управленческая структура дает возможность непосредственного общения руководителя с сотрудниками и клиентами, во многом ускоряет темпы работы и улучшает её качество, повышает хорошую управляемость. Благодаря занятости на предприятиях небольшого количества человек образуется достаточно сплоченный трудовой коллектив и мотивированный персонал. Что касается руководителя, он обладает возможностью реализовывать свои собственные идеи и цели. Несомненно, это оказывает положительное влияние на эффективность деятельности компании.

Для малого предпринимательства свойственны и минусы. Наиболее важными считаются следующие9:

1. Постоянный поиск капитала для организации собственного дела и зависимость от крупных компаний. Малый бизнес не может существовать в отраслях, которые требуют больших финансовых затрат. Открывающие свой бизнес предприниматели в основном не имеют достаточных средств, чтобы обеспечить кредиты, а банки не заинтересованы в кредитовании малых предприятий, несмотря на государственную поддержку малого бизнеса. Малые предприятия имеют низкую возможность накопления капитала и имеют трудности в получении дополнительных финансов и кредитов. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малый бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.

2. Деятельность малого предпринимательства связана с высоким уровнем риска и неустойчивым положением на рынке. Во время экономического кризиса малые предприятия часто находятся на грани разорения и становятся банкротами. На это влияет профессиональность сотрудников и уровень качества управления предприятием, которые чаще всего оказываются невысокими, ввиду небольшого количества работников и совершенных из-за неопытности или некомпетентности ошибок в управлении и разрешении серьёзных задач.

Несмотря на некоторые недостатки, в целом малое предпринимательство решает многие проблемы в экономике, науке и обществе, способствует увеличению темпов роста экономики и во многом оказывает помощь государству. Государство в свою очередь способствует развитию малого бизнеса с помощью различных программ поддержки.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики страны. И остается несомненным, что малый бизнес будет существовать все время, пока человечество нуждается в новых товарах, услугах, питании и развлечении.

  1.  
    1. Финансы предприятий малого бизнеса и их особенности

Малый бизнес во всем мире играет значительную роль. Малые предприятия ориентированы на текущую прибыль, способны оперативно реагировать на изменяющиеся экономические условия, быстро удовлетворять потребности государства, населения и других хозяйствующих субъектов в товарах и услугах. Чаще всего малый бизнес распространен в отраслях, удовлетворяющих повседневные нужды населения.

К субъектам малого бизнеса относятся и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Финансовые отношения индивидуальных предпринимателей довольно специфичны, так как в хозяйственный оборот могут вовлекаться личные доходы и накопления, а выручка может использоваться не только на ведение предпринимательской деятельности, но и на личное потребление. Популярность индивидуального предпринимательства, как формы организации хозяйственной деятельности, имеет ряд причин, среди которых: простота регистрации и документооборота и отсутствие уставного капитала.

Существует несколько источников формирования финансовых ресурсов предприятий малого бизнеса, которые подразделяются на две большие группы: внутренние и внешние. К первой группе относятся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, амортизационные отчисления, а также прочие внутренние источники формирования финансовых ресурсов, например, личные ресурсы предпринимателя, о которых говорилось ранее. Ко второй группе относятся привлеченные (ресурсы, полученные от эмиссии ценных бумаг) и заемные (кредиты банковских и других коммерческих организаций) средства. Кроме того, к внешним источникам финансовых ресурсов относятся бюджетные трансферты (субсидии и субвенции) и бюджетные кредиты, которые предприятия должны использовать строго по целевому назначению. Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей представлены в большей степени собственными ресурсами. В связи, с чем можно говорить о малой доли внешних денежных поступлений.

Как и любой другой субъект хозяйственной деятельности, предприятия малого бизнеса имеют ряд особенностей, присущих только им. У таких предприятий зачастую отсутствуют долгосрочные программы производства, из-за чего им проще изменить стратегию, перестроить состав персонала. Это формирует потенциал к гибкости реагирования на быстрое изменение рынка.

Отсутствие долгосрочных планов имеет свои плюсы и минусы. О положительной стороне вопроса уже говорилось ранее, отрицательное последствие, в виде неопределенности в пути дальнейшего развития, может повлечь значительные убытки и даже послужить причиной банкротства предприятия.

Поскольку малому бизнесу присуща простота организации, решения по большинству вопросов оперативно принимаются небольшим количеством учредителей. С одной стороны, это избавляет от многих проблем в виде споров, конфликтов и откладывания решений на более поздний срок. С другой стороны, если личностные и профессиональные качества руководителей не соответствуют определенным стандартам, это может только навредить предприятию. Последнее особенно неизбежно в тех случаях, когда экономят на высококвалифицированных кадрах из-за высокой доли затрат на оплату их труда. В тоже время, в отличие от крупных корпораций, в малых предприятиях гораздо проще контролировать качество выполнения работ из-за небольшого количества сотрудников.

Легкость, с которой предприятия перестраиваются на новый лад, открывает возможности для развития в совершенно новых направлениях, играя роль инноватора в мире бизнеса. Это еще одна причина, почему во многих странах осуществляется государственная поддержка малого бизнеса.

Для реализации целей, поставленных в Законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», предусматриваются специальные меры10. Например, формирование инфраструктуры развития и поддержки субъектов малого предпринимательства, определение перспективных направлений и видов их деятельности и обеспечение финансовой поддержки со стороны государства. Введение специальных налоговых режимов, упрощенных форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам. Кроме того, предполагается упрощение порядка составления форм ведомственного статистического наблюдения, системы ведения бухгалтерской отчетности для отдельных видов деятельности.

В ходе реализации государственных и муниципальных программ для предприятий малого бизнеса устанавливаются льготные арендные ставки при заключении договоров аренды федерального, регионального и местного имущества, не говоря уже о расширенном доступе к государственным закупкам, где обязательная квота в 20% с 2009 года распространяется не только на государство, но и на муниципальных заказчиков.

Однако в СМИ сейчас можно встретить сообщения о сокращении расходов на 40%. По словам Максима Паршина, директора департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития (МЭР), «объем финансирования в рамках программы составит около 11 миллиардов рублей. Она предусматривает субсидирование различных затрат (например, приобретение в лизинг оборудования), предоставление грантов, создание объектов инфраструктуры, поддержку социального предпринимательства»11. Данная программа включает в себя восемь блоков, которые предусматривают создание рыночных ниш для малых предприятий, стимулирование развития технологий, повышение доступности финансирования и другие условия. Кроме того, заметную роль должна сыграть созданная в 2015 году Федеральная корпорация по развитию МСП. Данные изменения, безусловно, найдут свое отражение в экономике страны, но судить о положительных и отрицательных моментах этой программы можно будет только спустя некоторое время.

Перейдем к более подробному рассмотрению режимов льготного налогообложения, так как данный аспект имеет большое влияние на формирование финансовых ресурсов малых предприятий. Помимо общего режима налогообложения, введены четыре налоговых режима для облегчения взаимодействия с налоговой службой малого предпринимательства.

Упрощенная система налогообложения (УСН) заменяет три налога (налог на прибыль, налог на имущество и НДС). Перейти можно при условии, что выручка составляет меньше 60 млн. руб., численность сотрудников меньше 100 человек, а остаточная стоимость составляет меньше 100 млн. руб. Для организаций существуют отдельные, дополнительные, условия: доля участия других организаций не превышает 25%, отсутствие филиалов и/или представительств. Согласно ст. 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе, ее доходы не превысили 45 млн. рублей. Ставка уплаты с доходов составляет 6%, а с доходов, уменьшенных на величину расходов, - 15%12.

При выборе единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) малые предприятия, занятые только в сфере сельского хозяйства, платят всего 6% разницы между доходами и расходами. При нем, как и при УСН, отчетным периодом считается календарный год, а налоговая декларация представляется по итогам календарного года13.

Патентная система (ПСН) заключается в оплате стоимости патента на срок не более одного года, которая зависит от рода деятельности. В свою очередь, там ставка налогообложения взимается с потенциально возможного к получению годового дохода и составляет 6%. Налоговая декларация здесь не предоставляется.

Последняя система – это единый налог на вмененный доход (ЕНВД), где ставка составляет 15% от вмененного дохода, налоговый период равняется одному кварталу, а налоговая декларация представляется по итогам квартала.

В зависимости от особенностей отдельной организации применяются различные системы налогообложения, и предприниматель сам выбирает, стоит ли переходить на специальную систему или оставаться на общей.

В условиях финансового кризиса весьма актуальной является проблема повышения финансовой устойчивости предприятий малого бизнеса.

Внешним проявлением финансовой устойчивости организации выступает ее платежеспособность – способность своевременно и в полном объеме выполнить платежные обязательства. Оценка платежеспособности делается на определенную дату. Она подтверждается прежде всего наличием у организации готовых средств платежа – денежных средств, а также краткосрочных финансовых вложений14.

Развитие малого бизнеса в Российской Федерации способно успешно решить ключевые проблемы экономики, обеспечить постоянный рост производства и торговли, становление среднего класса, который является основой устойчивого развития общества. Кроме того, малый бизнес способен увеличить платежи в бюджет за счет повышения предпринимательской активности в своем секторе. Он также создаст рабочие места, тем самым стимулируя общественный спрос, а соответственно и увеличивая расходы населения, что повлечет за собой

1.4 Государственная подержка малого бизнеса

Наиболее значимая проблема развития современного малого бизнеса проявляется в формировании и эффективном применении на практике механизмов государственной поддержки. Количество малых предприятий в России возрастает в последнее время. Следовательно, данные предприятия становятся неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, непосредственно влияя на создание максимально продуктивной конкурентной экономики, которая в последствии должна обеспечить высокий уровень и качество жизни населения15. В настоящее время особенно необходима разработка действенного механизма управления малым бизнесом в России, учитывающая опыт зарубежных стран с развитой системой регулирования малого предпринимательства.

Основными недостатками государственной системы поддержки малого предпринимательства являются:

  1. несовершенство нормативной правовой базы государственную поддержку малого предпринимательства;

  2. нестабильность и недостаточность финансирования мероприятий по поддержке малого предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

  3. недостаточное развитие объектов государственной и муниципальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

  4. высокая налоговая нагрузка на предприятия малого и среднего бизнеса и административные барьеры;

  5. недостаточная информационная помощь;

  6. отсутствие комплексного анализа потребностей малых предприятий и мониторинга результатов тех предприятий, которые получили поддержку;

  7. Отсутствие четкой разработки мер стимулирования инвестиций в малом бизнесе.

Существующие экономические сложности ведения бизнеса и возникающие проблемы развития малого предпринимательства показывают низкую результативность поддержки со стороны государства.16 Возникает необходимость формирования новых, расширения и улучшения существующих механизмов государственной поддержки малого бизнеса. Данные механизмы позволят максимально продуктивно использовать социально-экономические ресурсы и возможности субъектов предпринимательства и таким образом рентабельно исчерпывать бюджетные ресурсы.17

На рисунке 1 отображена карта финансирования программ поддержки малого и среднего предпринимательства по регионам.

Проведя анализ, можно сделать вывод, что наиболее финансируемыми являются такие федеральные округа, как Сибирский, Уральский, Приволжский, Центральный и Южный. Что касаемо показателей Дальневосточного федерального округа — они довольно низкие, по сравнению с другими округами.

Рисунок 1- Карта финансирования программ поддержки малого и среднего предпринимательства (млн.руб.)18.

Для того, чтобы построить какой-либо механизм регулирования, необходимо рассмотреть все его элементы отдельно друг от друга, а затем, связать их в единое целое. На наш взгляд, общая схема образования любого механизма регулирования должна включать следующие основные элементы:

а) субъект управления (органы национального управления в сфере содействия и поддержки малого предпринимательства);

б) цель — направлена на достижение результатов практического действия определенного механизма путём использования различных видов государственной поддержки. Например, нормативно-правовая или финансово-кредитная поддержки;

в) совокупность ресурсов — предназначены для достижения поставленных целей;

г) объекты воздействия — любые хозяйствующие субъекты; в данном случае — малые и средние предприятия, которые претендуют на обретение государственный поддержки в различных её проявлениях.

На сегодняшний день, существуют следующие направления государственной поддержки развития малого предпринимательства19:

 комплекс институциональных госструктур, отвечающих за развитие малого предпринимательства, гарантирующих осуществление государственной политики в данной области и исполняющих различные формы и методы управление в сфере малого бизнеса.

 нормативно-правовое регулирование развития малого предпринимательства в виде нормативно-правовых актов.

 совокупность государственных инфраструктур, содействующих малому предпринимательству, которые охватывают промышленные и непромышленные организации, созданные при помощи государства и без нее, работа которых направлена на максимизацию эффективности внедрения и эксплуатации на практике основных механизмов государственной поддержки развития малого предпринимательства.

В настоящее время, малый бизнес является рискованной экономической деятельностью ввиду недостаточной ресурсной обеспеченности20.

Для решения данной проблемы существуют следующие направления государственной поддержки развития малого предпринимательства такие, как:

 системы кредитования малого бизнеса;

 функционирования финансовых образований и поручительских фондов, а также ресурсов венчурного субсидирования, направленных на развитие малого бизнеса;

 внедрением пакета материальной помощи, со стороны ОАО «Российский банк поддержки малого предпринимательства»;

 создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей поддержку малого предпринимательства путем кредитования.

Следует отметить, что стратегия государственной поддержки реализуется не в полной мере. Существует ряд проблем в нормативно-правовой базе, которая зачастую тормозит образование и развитие предприятий; в сфере финансов и ресурсов, поскольку нет четких границ расходования бюджетных средств.

Тем не менее, без государственной поддержки малого предпринимательства ведение бизнеса в современных реалиях не представляется возможным. Выбор того или иного механизма зависит от расположения предприятия, его внутренней структуры, органов местного самоуправления и ресурсной обеспеченности.

2. Анализ финансового состояния ООО «Заря Дона» 2.1 Анализ имущественного положения ООО «Заря Дона»

Для анализа финансового состояния предприятия и его устойчивости необходимо провести экспресс-анализ структуры актива и пассива баланса предприятия.

Финансовое состояние организации в значительной степени зависит от его имущественного положения. Размещение средств предприятия имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении ее эффективности. Дать общую оценку имущественного потенциала предприятия, позволяет анализ актива баланса. В процессе анализа активов предприятия в первую очередь мы изучим изменения в их составе и структуре и дадим им оценку (табл. 1).

Таблица 1 – Анализ состава, структуры и динамики имущества ООО «Заря Дона»

Показатели

на начало года 2014

на конец года 2015

абсолютное отклонение

т.р.

%

т.р.

%

т.р.

%

1

2

3

4

5

6

7

1.Внеоборотные активы

           

1.1.Основные средства

69136

38,4

53645

28,1

-15491

77,6

Итого внеоборотные активы

69136

38,4

53645

28,1

-15491

77,6

2. Оборотные активы

           

2.1.Запасы

93793

52,1

91562

48

-2231

97,6

2.2.Дебиторская задолженность

9213

5,1

8676

4,5

-537

94,2

2.3 Финансовые вложения

7868

4,4

34081

17,9

26213

433,2

2.4.Денежные средства

49

0,03

2787

1,5

2738

5687,8

2.5. Прочие оборотные активы

27

0,01

-

-

-27

 

Итого оборотные активы

110950

61,6

137106

71,9

26156

123,6

Баланс

180086

100,00

190751

100,00

10665

105,9

Данные таблицы 1 показывают, что в анализируемом периоде стоимость имущества предприятия увеличилась в 2015 году по сравнению с 2014г. на 23,6% или на 26156 тыс. руб.

Из данной таблицы видно, что за анализируемый период структура активов предприятия несколько изменилась: доля внеоборотных активов и оборотного капитала в 2014 г составила 38,4% и 61,6% соответственно, а в 2015г доля внеоборотных активов уменьшилась на 10,3%, и доля оборотного капитала увеличилась 10,3%. Увеличение доли оборотных активов произошло в основном из-за значительного роста величины денежных средств в 2013 году и незначительном уменьшении доли дебиторской задолженности, что свидетельствует о росте мобильной части активов, т.е. о формировании более рациональной структуры активов с точки зрения их мобильности, хотя, с другой стороны, это может свидетельствовать о сужении производственной базы.

Доля оборотных средств в запасах уменьшилась в 2015г на 4,1% по сравнению с предыдущим годом. Уменьшение запасов может указывать на сворачивание деятельности или нехватку оборотных средств для закупки нужного объема запасов. В анализируемом периоде наблюдается снижение объема продаж, что говорит о недостаточности запасов. Объем дебиторской задолженности невесомо уменьшился в 2015 году, что свидетельствует об увеличении срока, предоставляемого покупателям, товарного кредита. Так как увеличение дебиторской задолженности происходит на фоне снижения выручки, можно сделать вывод о неправильной кредитной политике предприятия. Это повышает операционные риски компании.

На основании оценки и анализа оборотными и внеоборотными активами ООО «Заря Дона» в период с 2014-2015гг. следует отметить, что на протяжении данного периода абсолютная сумма активов возросла на 10655 тыс.руб. или на 5,9%. Можно сделать вывод, что организация повышает свой экономический потенциал.

2.2 Оценка ликвидности и платежеспособности предприятия

Анализ ликвидности баланса проводится для определения степени способности предприятия своевременно и в полном объеме рассчитываться по своим обязательствам.

Ликвидность баланса определяется как возможность покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении активов предприятия, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с пассивами, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

В таблице 2 представлено как группируются при анализе ликвидности баланса статьи актива и пассива баланса.

Таблица 2 – Группировка активов и пассивов баланса по ликвидности

АКТИВЫ

ПАССИВЫ

1. А/1 - наиболее ликвидные активы (250 +260 строки баланса)

1. П/1 – наиболее срочные обязательства (итог V раздела баланса – 510 строка)

2. А/2 – быстро реализуемые активы (240 + 270 строки баланса)

2. П/2 – краткосрочные обязательства (510 строка баланса)

3. А/3 - медленно реализуемые активы (210 – 216 +220 +230 +140 строки баланса)

3. П/3 – долгосрочные обязательства (итог IV раздела баланса)

4. А/4 – трудно реализуемые активы (итог I раздела баланса – 140 строка)

4. П/4 – постоянные пассивы (итог III раздела баланса – 216 строка)

Если А/1 ≥ П/1, А/2 ≥ П/2, А/3 ≥ П/3, А/4 ≤ П/4, то баланс считается абсолютно ликвидным.

Выполнение последнего неравенства свидетельствует о соблюдении одного из условий финансовой устойчивости – наличия у предприятия собственных оборотных средств.

Анализ ликвидности баланса ООО «Заря Дона» представлен в виде таблицы 3.

Таблица 3 - Показатели ликвидности баланса ООО «Заря Дона»

Агрегированные статьи

Группа активов

Агрегированные статьи

Группа пассивов

2015г.

2014г.

2013г.

2015г.

2014г.

2013г.

А1 наиболее ликвидные активы

36868

7917

6033

П1 наиболее срочные обязательства

56912

53243

40658

А2 быстро реализуемые активы

8676

9213

5063

П2 краткосрочные пассивы

25339

20265

25643

А3 медленно реализуемые активы

91562

93820

72522

П3 долгосрочные пассивы

82804

84270

70545

А4 трудно реализуемые активы

53645

69136

74055

П4 постоянные пассивы

25696

22308

20827

Из таблицы 3 видно, что за 2013-2015 гг. неравенство ликвидности не изменяется и определяется: А1 < П1, А2 < П2, А3 > П3, А4> П4

Это означает, что на предприятии недостаточно наиболее ликвидных и быстро реализуемых активов. Однако имеются медленно реализуемые активы, которые практически в полной сумме способны погасить наиболее срочные и краткосрочные обязательства, поэтому баланс анализируемого предприятия можно охарактеризовать как баланс с текущей ликвидностью, а предприятие имеющее текущую платежеспособность.

Для определения способности компании погашать текущую задолженность за счёт имеющихся текущих (оборотных) активов рассмотрим основные показатели платежеспособности предприятия (табл.4).

Таблица 4 – Анализ платежеспособности ООО «Заря Дона»

Коэффициент

Порядок расчета

Норматив

2014г.

2015г.

Отклонение

1

2

3

5

6

5-4

Коэффициент текущей(общей) ликвидности

Оборотные активы / Краткосрочные об-ва

≥2

1,51

1,67

0.16

Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности

(Оборотные активы - Запасы) / Краткосрочные обязательства

≥0.7

0,23

0,55

0.31

Коэффициент абсолютной ликвидности

(Денежные средства + Краткосрочные фин.вложения) / Текущие обязательства

≥0.25

0,26

0,45

0.19

Коэффициент текущей ликвидности отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов. Чем показатель больше, тем лучше платежеспособность предприятия. Коэффициент текущей ликвидности характеризуют платежеспособность предприятия не только на данный момент, но и в случае чрезвычайных обстоятельств. По данным таблицы 4 в анализируемом периоде значение коэффициента ниже 2, но имеет тенденцию к росту, что говорит о небольшом финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии полностью и стабильно оплачивать текущие счета. Небольшое увеличение платежеспособности ООО «Заря Дона» произошло вследствие снижения дебиторской задолженности.

Коэффициент быстрой ликвидности характеризует способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт оборотных активов. Он сходен с коэффициентом текущей ликвидности, но отличается от него тем, что в состав используемых для его расчета оборотных средств включаются только высоко- и средне ликвидные текущие активы (деньги на оперативных счетах, складской запас ликвидных материалов и сырья, товаров и готовой продукции, дебиторская задолженность с коротким сроком погашения).

Это один из важных финансовых коэффициентов, который показывает, какая часть краткосрочных обязательств компании может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам с дебиторами. Чем выше показатель, тем лучше платежеспособность предприятия. В 2014 г. значение коэффициента составило 0,23, что говорит о недостаточности денежных средств и предстоящих поступлений от текущей деятельности для покрытия текущих долгов организации. Однако, в 2015г. показатель возрос и составил 0,55, что считается близким к нормальному значению.

Нормальным значением коэффициента абсолютной ликвидности считается значение более 0,25. Чем выше показатель, тем лучше платежеспособность предприятия. С другой стороны, высокий показатель может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала, о слишком высокой доле неработающих активов в виде наличных денег и средств на счетах.

В анализируемом периоде значение коэффициента абсолютной ликвидности варьируется в пределах нормы, что говорит о рациональной структуре капитала в области высоколиквидных активов.

Стержнем политики формирования оборотных средств является определение оптимальной доли собственных оборотных средств (размера чистого оборотного капитала).

Проанализировав полученные показатели, можно сделать вывод, что в 2014-2015 гг. величина чистого оборотного капитала превышала нулевое значение и стабильно удерживалась на оптимальном уровне. В 2015 году объем собственных оборотных средств вырос по сравнению с предшествующим периодом. Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов предприятия.

2.3 Анализ финансовых результатов и финансовой устойчивости ООО «Заря Дона»

Для оценки финансовой устойчивости предприятия определяется ряд показателей, характеризующих степень зависимости организации от внешних источников финансирования. Для комплексной оценки и анализа финансовой устойчивости предприятия рассчитывают коэффициенты, представленные в таблице 5.

Следует отметить, что коэффициент концентрации собственного капитала характеризует независимость предприятия от заемных средств и показывает долю собственных средств в общей стоимости всех средств предприятия. Чем выше значение данного коэффициента, тем финансово устойчивее, стабильнее и более независимо от внешних кредиторов предприятие.

Таблица 5 – Показатели оценки финансовой устойчивости ООО «Заря Дона»

Коэффициент

Порядок расчета

Норматив

2014г.

2015г.

Отклонение

1

2

3

5

6

6-5

Коэффициент (автономии) концентрации собственного капитала

Собственный капитал / Валюта баланса

≥0,5

0,12

0,13

0,01

Коэффициент маневренности собственного капитала

СОС / Собственный капитал

0,2-0,5

-2,09

-1,08

-1,01

Коэффициент соотношения мобильных и иммобилиз. средств

Оборотные активы / Внеоборотные активы

-

1,60

2,56

0,95

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

Заемный капитал / Собственный капитал

≤0,7

7,07

6,42

-0,65

Так, из данных таблицы видно, что значения коэффициентов концентрации собственного капитала изменяются незначительно и составляют в 2014-2015гг. 12% и 13% соответственно. Данные значение свидетельствует о финансовой неустойчивости предприятия, так как нормативное значение составляет более 50%. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств также подтверждает зависимость предприятия от заемного финансирования.

Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственного оборотного капитала находится в обороте. Данный коэффициент должен быть достаточно высоким, чтобы обеспечить гибкость в использовании собственных средств. При этом значение этого коэффициента не соответствует рекомендуемому значению 0,2 – 0,5, что свидетельствует о финансовой зависимости ООО «Заря Дона» и высоком риске неплатежеспособности перед кредиторами.

Следует также обратить внимание на экономическую эффективность деятельности предприятия. Она измеряется показателем, характеризующим результат деятельности – прибыль, а также показателем, соизмеряющим полученный результат с затратами – рентабельность. Так, анализ структуры и динамики прибыли ООО «Заря Дона» за 2014-2015гг. приведен в таблице 6.

Таблица 6 – Анализ финансовых результатов ООО «Заря Дона»

Показатели

2014 г.

2015 г.

Изменения

Темп прироста %

Тыс. руб.

Уд. вес %

Тыс. руб.

Уд. вес %

Тыс. руб.

Уд. вес %

Выручка от продаж

74 937

100

117 529

100

32592

0

156,8

Себестоимость продаж

65 645

87,6

107 731

91,7

42086

4,10

164,1

Валовая прибыль

9 292

12,4

9 798

8,3

506

-4,10

105,4

Коммерческие расходы

-

-

-

-

-

-

-

Управленческие расходы

-

-

-

-

-

-

-

Прибыль от продаж

9 292

12,4

9 798

8,3

506

-4,10

105,4

Проценты к получению

-

-

-

-

-

-

-

Прибыль до налогообложения

1481

1,98

3 388

2.88

1907

0,90

228,8

Текущий налог на прибыль

-

-

-

-

-

-

-

Чистая прибыль

1 481

1,98

3 388

2.88

1907

0,90

228,8

По данным таблицы видно, что выручка от реализации продукции в отчетном периоде (2015г.) по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 42 086 тыс. руб., или на 56,8%. Это обусловлено ростом объема продаж продукции вследствие увеличения количества заказов.

Себестоимость проданной продукции в 2015 году увеличилась на 42 086 тыс. руб. по сравнению с 2014 годом или на 64,1%. Рост себестоимости продукции за отчетный период произошло в основном за счет увеличения объемов производства. При этом темп роста себестоимости превысил темп роста выручки от продажи продукции (64,1% и 56,8% соответственно), что привело к росту валовой прибыли на 5,4%.

Таким образом, прибыль от продаж в отчетном периоде составила 9 798тыс. руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 5,4%. При этом доля прибыли от продаж в выручке от реализации снизилась на 4,1%. Это явилось, в основном, следствием роста себестоимости и в выручке от продаж.

После начисления налога на прибыль и иных обязательных платежей, чистая прибыль составила 3 388 тыс. руб., увеличившись на 1 907тыс. руб. или на 128,8% по сравнению с предыдущим годом.

Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности той или иной организации. Экономическая эффективность – это относительный показатель, который сопоставляет полученную прибыль с издержками или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта.

Для оценки экономической эффективности деятельности ООО «Заря Дона» целесообразно применять показатели рентабельности, а также рассмотреть эффективность использования основных производственных фондов (табл. 7).

Таблица 7 –Изменения основных фондов и рентабельности предприятия

Показатели

2014г.

2015г.

Изменение

Коэффициент обновления

0,076

0,003

-0,073

Коэффициент выбытия

0,006

0,011

0,005

Коэффициент прироста

1,08

0,992

-0,088

Коэффициент износа

0,53

0,61

0,08

Фондовооруженность

2091,24

2433,36

342,12

Фондоотдача

0,44

0,78

0,34

Фондоемкость

2,27

1,28

-0,99

Фондорентабельность

6.06

6.18

-0,12

Рентабельность производства, %.

14.15

9.09

-5.06

Так, сведения таблицы 7 показывают, что в отчетном периоде общий коэффициент обновления всех основных фондов равен 0,003, коэффициент выбытия равен 0,01, а коэффициент прироста равен 0,99.

Данные расчеты показывают достаточно высокое значение коэффициентов обновления и прироста основных средств, что может объясняться вводом в эксплуатацию новых технических ресурсов. Можно сказать, что за рассмотренный период наблюдается повышение поступлений основных средств над выбывшими, что свидетельствует об обновлении на предприятии.

Также, по данным таблицы 7 видно, что фондоотдача основных фондов увеличилась на 0,34, что свидетельствует о росте эффективности использования основных фондов. Следует отметить, что в условиях научно-технического прогресса значительное увеличение фондоотдачи осложнено быстрой сменой оборудования, нуждающегося в освоении, а также увеличением капитальных вложений, направляемых на улучшение условий труда, охрану природы и т.п.

Фондорентабельность незначительно уменьшилась в 2015г. по сравнению с 2014г. на 0,12, что свидетельствует об ухудшении эффективности использования основных фондов и о снижении деловой активности предприятия.

Рентабельность производства также снизилась в отчетном периоде на 5,06%, что тоже свидетельствует о снижении деловой активности предприятия и о превышении темпа роста затрат на ресурсы над темпом роста выпуска продукции.

Таким образом, за исследуемый период в ООО «Заря Дона» наблюдается различная тенденция показателей. Однако, обобщая всё выше изложенное можно сказать, что за 2014-2015гг. ООО «Заря Дона» эффективно использует свои средства.

2.5 Оценка потенциального банкротства ООО «Заря Дона»

Для оценки удовлетворительности структуры баланса используют 3 коэффициента: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (табл. 8).

Таблица 8 – Диагностика несостоятельности ООО «Заря Дона»

Показатели

2014г.

2015г.

Нормативные значения показателей

1. Коэффициент текущей ликвидности

1,51

1,67

≥ 2

2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами

0,34

0,27

≥ 0,1

3. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности

-

0,1075

≥ 1

Коэффициент восстановления платежеспособности рассчитывается по формуле:

, где

К – фактическое значение (в конце отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности;

К – коэффициент текущей ликвидности в начале отчетного периода;

6 - период восстановления платежеспособности в месяцах;

Т - отчетный период в месяцах.

Значение коэффициента текущей ликвидности, как видно из таблицы 8 на конец и на начало отчетного периода меньше критериального, это является основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной. Предприятие не способно самофинансироваться, также у него не достаточно оборотных средств для погашения своих обязательств.

Значение коэффициента обеспеченности собственными средствами на конец и на начало периода, больше 0,1, что говорит о рациональной структуре баланса в области обеспеченности собственными средствами. Предприятие платежеспособно - оно может обеспечить себя финансовыми средствами для ведения хозяйственной деятельности за счет образовавшихся собственных средств, то есть без привлечения для этого финансовых средств со стороны - кредитов банка.

По данным расчёта видно, что за период, равный 6 месяцам, предприятие не сможет выполнить все обязательства перед кредиторами восстановить платежеспособность. Прогноз на более длительный период может быть получен путем расчета индекса кредитоспособности, предложенный Эдвардом И. Альтманом.

Индекс кредитоспособности представляет собой функцию многофакторной экономико-математической модели, которая имеет вид:

Z = 3,3 * К1 + 1,0 * К2 + 0,6 * К3 + 1,4 * К4 + 1,2 * К5, где показатели-аргументы, представленные в модели, применительно к особенностям отечественного учета рассчитываются по формулам:

К1=

Прибыль (убыток) до налогообложения

Активы по балансу

К2=

Выручка (нетто) от продаж

Активы по балансу

К3=

Собственные средства

Заемные средства

К4=

Нераспределенная прибыль

Активы по балансу

К5=

Собственные оборотные средства

Активы по балансу

Критическое значение индекса кредитоспособности установлено Альтманом на уровне 2,675. Это не означает, что предприятия, имеющие расчетный индекс, по своей величине меньший критического значения, обречены на утрату платежеспособности и неизбежное банкротство, а предприятия с расчетным параметром, большим критического значения, имеют устойчивую тенденцию хозяйственного развития. По Альтману, вероятность банкротства предприятия при значениях индекса кредитоспособности (ИК): менее 1,8 – очень высокая; от 1,8 до 2,675 – высокая; от 2,675 до 3,0 – существует возможность; более 3,0 – очень низкая.

В таблице 9 представлена оценка вероятности банкротства по методу Э. Альтмана.

Таблица 9 – Анализ вероятности банкротства по методу Э. Альтмана

Показатели

2014г.

2015 г.

Собственный капитал

22308

25696

Заемные средства

101459

105331

Оборотные активы

110950

137106

Выручка

74973

114529

Активы

180086

190751

Прибыль до налогообложения

1481

3388

Чистая прибыль

1481

3388

Внеоборотные активы

69136

53645

К1

0,26

0,15

К2

0,42

0,60

К3

0,01

0,02

К4

0,22

0,24

К5

0,12

0,14

Z-счет

6.21

4.42

Значение индексов кредитоспособности для ООО «Заря Дона» равно:

Возможность банкротства предприятия по данным 2015г. существует, так как значение индекса кредитоспособности ниже 3. Однако следует отметить, что динамика коэффициента позволяет говорить о положительной тенденции развития предприятия, так как в предыдущем году коэффициент составил 1,7.

2.6 Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия

На основании проведенного исследования, объектом которого является ООО «Заря Дона», располагающегося по адресу Ростовская область, Окстябрьский р-н, сл.Красюковская, ул.Советская д.31., в период работы за 2014-2015 года, можно сделать обобщающие выводы и сформировать соответствующие этим выводам конкретные практические предложения.

ООО «Заря Дона» является самостоятельно хозяйствующим субъектом. Основной вид деятельности общество - растениеводство. В растениеводстве предприятие делает ставку на применение новых ресурсосберегающих агротехнологий и современной техники. Предприятие выращивает пшеницу, кукурузу, подсолнечник, лен, сено многолетних и однолетних трав. С 2009 года ООО «Заря Дона» является лидером Октябрьского района по урожайности зерновых культур.

Проведенный анализ финансовой состояния данного предприятия позволяет заключить следующее:
  1. предприятие имеет высокую степень зависимости от заемного капитала;
  2. характеризуется низким уровнем финансовой устойчивости и самофинансирования;
  3. недостаточно наиболее ликвидных и быстро реализуемых активов;
  4. существует вероятность банкротства.
Необходимо отметить, что предприятию следует принять ряд мероприятий для финансового оздоровления. Для вывода предприятия из «опасной зоны» следует:
  1. повысить эффективность сбытовой деятельности предприятия;
  2. для оптимизации структуры запасов следует вести непрерывный мониторинг запасов и дебиторской задолженности, своевременно устраняя негативные тенденции;
  3. снизить потребность, в заемных источниках финансирования увеличив собственные оборотные средства;
  4. уменьшить величину краткосрочных обязательств путем привлечения наиболее долгосрочных;

Также, радикальным направлением финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы: более полное использование производственной мощности предприятия, повышение качества и конкурентоспособности продукции, снижение ее себестоимости, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь.

Особое внимание при этом необходимо уделить вопросам ресурсосбережения - внедрению прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий, организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов, изучению и внедрению передового опыта в осуществлении режима экономии, материальному и моральному стимулированию работников в борьбе за экономию ресурсов.

Современное предприятие со своей сложной структурой производства выступает в экономике динамичным объектом хозяйства и представляет законченную структуру с определенными внутренними и внешними целями.

Они определяют состав и содержание информации, которая формируется и обрабатывается на предприятии. Переход к рыночным отношениям совершенно по-иному определяет место предприятия в экономике. Эффективность его работы во многом зависит от управленческой деятельности, обеспечивающей реальную экономическую самостоятельность предприятия, его конкурентоспособность и положение на рынке. Бухгалтерский учет, как основная часть существующей информационной системы предприятия, обеспечивает управленцев всех уровней оперативной информацией.

Управленческие решения предпринимательской деятельности основывается на плановой, нормативной, технологической, учетной и аналитической информации.

Контроль и регулирование - основные функции управления - реализуются в сопоставлении плановых данных и сведений бухгалтерского учета.

Перед каждым руководителем предприятия и его коллективом в условиях рыночной экономики стоит первостепенная задача: проведя глубокий анализ финансово-хозяйственной деятельности, финансового состояния определить такой метод хозяйствования, при котором предприятие смогло бы получить максимальную прибыль и обеспечить высокий социальный уровень жизни своих работников.

Таким образом, на основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что внедрение предложенных проектов позволит ООО "Заря Дона" стать менее зависимыми от внешнего финансирования и недопущения банкротства. Заключение

Подводя итог работы, можно сказать, что малое предпринимательство представляет собой важный субъект экономической системы Российской Федерации. Малый бизнес имеет большое значение как для формирования самой структуры экономики страны, так и для ее развития. В связи с тем, что малый сектор экономики может решить проблемы, стоящие перед государством: наполнение рынка товарами и услугами, которые хочет видеть потребитель, создание новых рабочих мест, создание эффективной конкурентной среды.

Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие – несовершенство налоговой системы.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

Также, в данной работе было обследовано предприятие ООО «Заря Дона» и его финансовое положение. В ходе работы было установлено реальное положение дел на предприятии; выявлены изменения в финансовом состоянии.

Исследования показали, что деятельность предприятия финансируется за счет собственных и заемных средств. Баланс предприятия не считается в достаточной мере ликвидным. Произведенные расчеты оборачиваемости элементов текущих активов привели к выводу, что руководство предприятия не в достаточной мере использует имеющиеся резервы, т. к. изменение скорости оборота не отражает повышения производственно-технического потенциала предприятия.

Необходимо обратить внимание, что необоснованно высокий уровень производственных запасов, значительно влияющий на общую оборачиваемость активов предприятия; негибкая политика расчетов с заказчиком и клиентом на условиях взаимной выгоды, предполагающей в частности систему скидок - все это говорит о неквалифицированном управлении капиталом.

Стоит еще отметить тенденцию к снижению финансовой устойчивости предприятия. В начале прошлого и в начале отчетного года финансовое состояние предприятия было неустойчивое. Это характеризуется нарушением платежеспособности, при которой сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств и увеличения собственных оборотных средств предприятия. Неустойчивое финансовое состояние является пограничным между нормальной (относительной) устойчивостью и кризисным финансовым состоянием. Но в отчетном году финансовое состояние предприятия ухудшилось и стало кризисным. В связи с этим на предприятие есть вероятность банкротства, а также денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают ее кредиторской задолженности и просроченных ссуд. Поэтому в данной курсовой работе также предложены ряд мероприятий для стабилизации финансового состояния предприятия.

В заключение хочется сказать, что в нынешних экономических условиях любому предприятию необходимо предпринимать меры для того, чтобы обеспечить себе устойчивое финансовое состояние. Согласно общепринятому пониманию таковым считается предприятие, собственные финансовые источники которого превышают заемные.

Список использованных источников
  1. Федеральный закон от 24.07.2007 г., № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru

  2. Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru.

  3. Бекетов Н.В., Денисова А.С. Проблемы управления экономической устойчивостью и конкурентоспособностью предприятия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2012 г. - №4. – 112-116 С.

  4. Василевская, А.А. Особенности финансов малого бизнеса //Теория и практика современной науки. – 2016г. - №5(11). – С.24-31

  5. Демченко С. Г., Файзханова А. Л. Маркетинговые подходы к оценке конкурентных преимуществ услуг медицинских учреждений // Вестник экономики, права и социологии. — 2013. — № 3. — С.54-59

  6. Жураковский А. С. Основы регулирования малого предпринимательства в России // Вестник ТГУ. — 2012. — № 2. — С.157–160.

  7. Иванов А. В. О возможностях формирования показателей оценки эффективности региональной поддержки малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5–2. С. 795–798.

  8. Карташова Е. И. Проблемы формирования системы ресурсного обеспечения малого и среднего бизнеса // Вестн. Ом. Ун-та — 2011. — № 4. — С. 258– 260.

  9. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. — Спб: Питер, 2011–720 с.

  10. Лановая О. Г. Направления кредитования малого предпринимательства в РФ / О. Г. Лановая // Банковские услуги. — 2011. — № 1. — С.37-45

  11. Нурмухаметов, А. В. Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 16-19.

  12. Самосудов М.В. Механизмы управления системной устойчивостью // Современная конкуренция. – 2014г. - №4. – 85-89 С.

  13. Хрусталёв О.Е. Методические основы оценки экономической устойчивости предприятия.// Аудит и финансовый анализ. – 2011 г. - №5. – 23-27 С.

  14. Черкасов Д. О. Роль малого предпринимательства в экономике России // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 626-629.

  15. Яшина, А. С. Сущность и значение малого предпринимательства в экономике России [Текст] / А. С. Яшина // Научное сообщество студентов : материалы VI Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 305–308.

  16. Царев В. Е., Вершина Д. А. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: недостатки и механизмы // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 610-614.

  17. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]: - Режим доступа https://www.nalog.ru

  18. Официальный сайт Федерального портала малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://smb.gov.ru

1 Лановая О. Г. Направления кредитования малого предпринимательства в РФ / О. Г. Лановая // Банковские услуги. — 2011. — № 1. — С.37-45

2 Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. — Спб: Питер, 2011–720 с.

3 Демченко С. Г., Файзханова А. Л. Маркетинговые подходы к оценке конкурентных преимуществ услуг медицинских учреждений //Вестник экономики, права и социологии. — 2013. — № 3. — С.54-59

4 Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru.

5 Федеральный закон от 24.07.2007 г., № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru.

6 Нурмухаметов, А. В. Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 16-19.

7 Яшина, А. С. Сущность и значение малого предпринимательства в экономике России [Текст] / А. С. Яшина // Научное сообщество студентов : материалы VI Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 305–308.

8 Черкасов Д. О. Роль малого предпринимательства в экономике России // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 626-629.

9 Яшина А. С. Сущность и значение малого предпринимательства в экономике России [Текст] / А. С. Яшина // Научное сообщество студентов : материалы VI Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 305–308.

10 Федеральный закон от 24.07.2007 г., № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru.

11 Василевская, А.А. Особенности финансов малого бизнеса //Теория и практика современной науки. – 2016г. - №5(11). – С.24-31

12 Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]: - Режим доступа https://www.nalog.ru

13 Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]: - Режим доступа https://www.nalog.ru,

14 Соболев В.И. Финансовый анализ – информационная база для разработки финансовой политики коммерческой организации// М.: Экономика и предпринимательство – 2015. - №12 (ч.2).– с. 599.

15 Жураковский А. С. Основы регулирования малого предпринимательства в России // Вестник ТГУ. — 2012. — № 2. — С.157–160.

16 Иванов А. В. О возможностях формирования показателей оценки эффективности региональной поддержки малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5–2. С. 795–798.

17 Царев В. Е., Вершина Д. А. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: недостатки и механизмы // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 610-614.

18 Официальный сайт Федерального портала малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://smb.gov.ru

19 Жураковский А. С. Основы регулирования малого предпринимательства в России // Вестник ТГУ. — 2012. — № 2. — С.157–160.

20 Карташова Е. И. Проблемы формирования системы ресурсного обеспечения малого и среднего бизнеса // Вестн. Ом. Ун-та — 2011. — № 4. — С. 258– 260.

Просмотров работы: 14501