ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АГРОКОМПЛЕКС» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АГРОКОМПЛЕКС»

Щербина К.Г. 1, Землякова С.Н. 1
1Донской государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Действенное управление деньгами организации вполне вероятно при планировании всех денежных ресурсов, их источников взаимоотношений хозяйствующих субъектов. Впрочем, в итоге рыночных преобразований экономики Российской Федерации планирование, как один из институтов был буквально ликвидирован абсолютно на всех уровнях управления. Но жизнь зарекомендовала, собственно, что это один из стратегических промахов реформирования. И сейчас вопрос о планировании критически встал на всех ступенях управления.

Регенерацию и становление денежного планирования на предприятиях случается с разной силой. Составление новейших систем планирования находится в зависимости от множества причин, которые влияют на уровень плановой работы. 1-ая категория причин: нелегкое экономическое состояние фирмы, невысокая квалификация персонала, компьютерная неграмотность тружеников, неэффективные системы мотивировки – отрицательное воздействие. 2-ая обратная категория причин: заинтересованность управления, инновационность персонала, действенная рекламная работа – полезное влияние.

Зависимость качества намерений компаний от огромного количества причин обосновывает сложность выбора рационального направления развития планирования. Не говоря уже о том, что, навык работы компаний указывает, собственно конфигурации, затрагивающие исключительно технологии планирования, наблюдавшиеся в процессе изменения экономики в РФ, имеют все шансы исключительно понизить расхождения плановых и практических значений характеристик, что собственно естественно в условиях непостоянности внешней среды. Изменения исключительно в области технологии плановых расчетов позволяют только некординально увеличить «авторитет» плановой работы в глазах управляющих компаний, который был утрачен в виду неспособности последней производить высококачественные планы в условиях меняющейся среды переходной экономики. Нужно принимать на вооружение принципиально новейшие подходы к планированию.

Одновременно значительные возможности для увеличения производительности денежного планирования выделяет внедрение мирового навыка плановой работы на предприятиях в продвинутых странах. Но, для введения идущих в ногу со временем технологий планирования российским компаниям нужно создать условия для его воплощения: перемена организационной структуры управления; введение управленческого учета; компьютеризация управления и производства; повышение квалификации сотрудников, занимающихся планированием.

Таким образом, важной проблемой развития денежного планирования считается сложность организационных преображений в системе управления российских компаний.

Целью курсовой работы является анализ денежного планирования на предприятии. Объектом курсовой работы - финансовый план на предприятии. Предмет курсовой работы так же является финансово-хозяйственная работа и осуществление денежного планирования на предприятии.

Для достижения цели определены последующие задачи:

1) раскрыть суть и теоретические базы экономического планирования на предприятии;

2) оценить общую финансовую характеристику работы компании ОАО «Агрокомплекс»;

3) изучить систему экономического планирования на этом предприятии;

1. Сущность и задачи финансового планирования

1.1. Методы финансового планирования

Присутствие процедуры планирования считается нормой для каждой компании в развитых государствах мира, и в последнее время уже становится нормой в Российской Федерации.

Однако примерно на половине предприятий России система планирования неэффективна, отклонение фактических результатов от запланированных регулярно превышает 20–30 %. Подобная ситуация представляет собой серьезную проблему, так как финансовый план компании является основой для принятия оперативных управленческих решений.1

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения, развития организации.2

Главными целями данного процесса считается установление соотношения между наличием экономических ресурсов организации и потребностью в них, выбор действенных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их применения. Финансовое планирование исполняется при помощи составления экономических планов различного содержания и назначения исходя из задач и объектов планирования. Экономический план надлежит рассматривать как одну из реальных форм проявления распределительного характера денег организаций. Экономический план организации выступает в виде балансовых форм, сгруппированных в них заметок расходов и доходов, намечаемых к получению и финансированию в дальнейшем периоде. Степень детализации плана находится в зависимости от принятой в организации формы документов. Форма экономического плана сообща с методологией составления и методологией исследования показателей не тождественна одной из форм экономической отчетности — бухгалтерскому балансу.

Финансовое планирование в организации призвано решить последующие задачи:

  • выявление резервов повышения заработков организации и методов их мобилизации;

  • действенное применение денежных ресурсов, определение более разумных направлений развития организации, обеспечивающих в планируемом периоде наибольший доход;

  • увязка денежных ресурсов с показателями производственного плана

  • обеспечение оптимальных экономических отношений с бюджетом, банками и прочими экономическими структурами.

Наконец, рассмотрим ключевые методы финансового планирования. Организация планирования находится в зависимости от величины компании. На довольно небольших предприятиях не существует разделения управленческих функций и руководители имеют возможность без помощи других вникнуть во все трудности. На больших предприятиях работа по составлению планов обязана производиться децентрализовано. Так как непосредственно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший навык в сфере производства, закупок, реализации, оперативного начальства и так далее. Вследствие этого, конкретно в подразделениях и выдвигаются предложения сравнительно тех действий, которые имеет смысл предпринять в будущем.

В литературе о планировании на предприятиях традиционно различают 2 схемы организации дел по составлению планов:

- метод break-down (сверху-вниз)

- метод build-up (снизу-вверх).

По методу break-down работа по составлению бюджетов наступает «сверху», т. е. начальство компании характеризует цели и задачи, а именно плановые показатели по прибыли. После этого данные показатели, по мере продвижения на наиболее низкие уровни структуры компании, в наиболее детализированной форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. К примеру, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и после этого уже управляющий отдела реализации компании сводит данные показатели в общий план, который впоследствии имеет возможность войти составной частью в единый план компании. Методы break-down и build-up предполагают две противоположные направленности. На практике имеет смысл принимать на вооружение исключительно один из данных методов. Планирование и формирование бюджетов представляют собой нынешний процесс, в котором нужно будет непрерывно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. В практике экономического планирования пускают в ход следующие методы:

  • экономического анализа,

  • нормативный,

  • балансовый,

  • денежных потоков,

  • метод многовариантности,

  • экономико-математическое моделирование.3

Метод экономического анализа употребляется для определения главных закономерностей, тенденций в перемещении натуральных и стоимостных показателей, внутренних запасов компании. Он базируется на анализе достигнутого значения экономических показателей и прогнозирования их значения на будущий период.

Суть нормативного метода состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на базе установленных современных общепризнанных мерок и финансово-бюджетных нормативов, которые считаются высококачественной основой для денежного планирования с соблюдением режима экономии.

Финансовая сущность балансового метода состоит в том, что благодаря балансу имеющиеся в наличии денежные ресурсы приводят в соотношение с практическими нуждами в их.

Метод денежных потоков считается многоцелевым при составлении финансовых планов и работает инструментом для прогнозирования объемов и сроков поступления требуемых экономических ресурсов.4

Метод многовариантности расчетов состоит в исследовании других вариантов плановых расчетов, чтобы подобрать из них оптимальный.

Метод экономико-математического прогнозирования позволяет дать количественную оценку связям между экономическими показателями и факторами, влияющими на их численное значение.5Экономико-математическое моделирование позволяет характеризовать не средние, а оптимальные величины показателей, при применении экономико-математических моделей в финансовом планировании приоритетное значение имеет определение периода исследования: его надлежит подбирать с учетом однородности начальных данных.

1.2 Перспективное финансовое планирование

Перспективное планирование в наше время охватывает период от 1-го до 3-х лет. Но такой кратковременный интервал носит относительный характер, так как находится в зависимости от финансовой ситуации в стране и на предприятии, способности прогнозирования объемов денежных ресурсов и направлений их применения.

Исходя из стратегии развития компании, ее производственных возможностей и, главное прогнозов в отношении емкости рынков сбыта, определяется количество потенциально реализуемой продукции в натуральных единицах, и прогнозные отпускные цены, используемые для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся по основным видам продукции, а базовый алгоритм расчета при формировании бюджета продаж задается уравнением

, (1)

где V – прогнозная выручка от реализации продукции (работ, услуг);

Q – прогнозный объем реализации изделия К (в натуральных единицах);

P - прогнозные отпускные цены на изделие К;

Перспективное финансовое планирование включает исследование экономической стратегии компании и прогнозирование экономической деятельности.Финансовая стратегия представляет собой определение долговременных целей экономической деятельности компании и выбор более действенных методов и путей их достижения.

Процесс формирования финансовой стратегии содержит следующие главные этапы:

  1. определение периода реализации стратегии,

  2. анализ причин финансовой среды деятельности компании,

  3. составление стратегических целей,

  4. исследование финансовой политики компании,

  5. системы мероприятий по обеспечению реализации экономической стратегии,

  6. оценка разработанной экономической стратегии.

На базе финансовой стратегии складывается финансовая политика компании по точным направлениям финансовой работы: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.д.6

Вследствие разработки системы мероприятий, обеспечивающих реализацию экономической стратегии, на предприятии формируются центры ответственности, ориентируются права, прямые обязанности и меры ответственности их руководителей за итоги реализации финансовой стратегии организации.

Завершающий этап исследования финансовой стратегии компании - оценка производительности разработанной стратегии, которая осуществляется по нескольким характеристикам:

  • Оценивается, как созданная экономическая стратегия согласовывается с общей стратегией компании, выявляется степень согласованности целей, направлений и шагов реализации данных стратегий.

  • Оценивается согласованность финансовой стратегии компании с предсказуемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.

  • Оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, то есть рассматриваются возможности компании в формировании собственных и привлеченных наружных экономических ресурсов.

  • Оценивается результативность экономической стратегии.

Такая оценка быть может базирована на прогнозных расчетах всевозможных экономических признаков, и еще на мониторинге динамики нефинансовых последствий реализации разработанной стратегии, в том числе подъем деловой репутации, увеличение уровня управляемости финансовой деятельностью его структурных подразделений.7Прогнозирование состоит в исследовании возможного денежного состояния компании на конкретную перспективу. Основой прогнозирования служит обобщение и анализ имеющейся информации с дальнейшим прогнозированием вероятных вариантов развития ситуаций и экономических показателей.

1.3 Текущее финансовое планирование

Текущее экономическое планирование содержится в исследовании конкретных видов текущих экономических планов, которые позволяют предприятию вычислить на предстоящий год все источники денежного развития, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить его постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.

Теоретически должны разрабатываться три основных документа: план движения денежных средств; план отчета о прибылях и убытках; план бухгалтерского баланса.8

Основная цель разработки этих документов - оценка финансового положения предприятия на конец планируемого года. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году с разбивкой по кварталам. Для его разработки используются следующие данные:

  • финансовая стратегия предприятия;

  • результаты финансового анализа за предшествующий период;

  • планируемые объемы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности предприятия;

  • система разработанных на предприятии норм и нормативов затрат отдельных ресурсов, средних ставок кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т.п.

Практически текущее финансовое планирование ограничивается составлением финансового плана предприятия, который представляет собой баланс доходов и расходов предприятия в планируемом периоде. Финансовый план состоит из 4 разделов, в которых отражены: доходы и поступления финансовых средств; расходы и отчисления на собственные нужды предприятия; взаимоотношения с государственным бюджетом как по платежам в бюджет, так и по ассигнованиям из бюджета.Доходная часть финансового плана обязательно должна быть равна его расходной части.9

При дефиците средств в финансовом плане должны быть заполнены источники покрытия этого дефицита, при профиците в расходной части должно быть определено направление использования этих средств.Непосредственному составлению финансового плана должны предшествовать расчеты поступлений и расходов финансовых средств. Расчеты выполняются по установленным формам и методикам на основе информации других структурных подразделений: бухгалтерии, планового отдела, отдела снабжения и сбыта, капитального строительства и др. Технология составления финансового плана предполагает выполнение расчетов, составление шахматки, где расходы и доходы предприятия увязываются между собой путем баланса, заполнение финансового плана и проверка его.

1.4 Оперативное финансовое планирование

Оперативное планирование дополняет текущее планирование. Это связано с тем, что финансирование планируемых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана. А также расчет потребности в краткосрочном кредите.10

Назначение платежного календаря заключается в управлении денежными потоками предприятия, маневрировании собственными и заемными денежными ресурсами и обеспечении нормальной работы предприятия.

Период планирования (неделя, декада, месяц, квартал) определяется предприятием самостоятельно с учетом экономической целесообразности.

Платежный календарь составляется по произвольной форме. В этом плане все источники поступлений денежных средств должны быть увязаны с расходами предприятия.11 План состоит из двух разделов: 1) расходы; 2) поступления средств. В первом разделе указываются все предстоящие расходы и платежи. Во втором указываются планируемые источники покрытия. Если планируемые расходы превышают ожидаемое поступление средств, то в платежном календаре отражается недостаток денежных средств. В этом случае должны быть приняты меры по изысканию дополнительных источников средств или переносу части не первоочередных расходов на следующий календарный период. Решения принимаются заблаговременно и оперативно.

Платежный календарь отражает реальное движение финансовых ресурсов на предстоящий период, позволяет регулировать доходы и расходы предприятия, обеспечивать устойчивое финансовое положение.

Информационной базой платежного календаря является план реализации продукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений, выписки по счетам предприятия и приложения к ним, договора, внутренние прогнозы, график выплаты заработной платы, установленные сроки платежей для финансовых обязательств и другие документы, подтверждающие реальное движение денег.12

На предприятиях наряду с платежным календарем может составляться и налоговый календарь, в котором показывается, когда и какие налоги должно платить предприятие. Это позволяет избежать просрочек в платежах. Отдельные предприятия разрабатывают платежный календарь по расчетам с поставщиками, по обслуживанию долга и т.п.

Кассовый план - это план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты денег через кассу предприятия. Он необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств, своевременным выполнением обязательств предприятия перед работниками и другим расходам. Кассовый план предприятия нужен для составления сводного кассового плана на обслуживание своих клиентов в установленные сроки. Исходные данные для составления кассового плана:

  • предполагаемые выплаты по фонду заработной платы и фонду потребления в части денежных средств;

  • сведения о продаже материальных ресурсов или продукции работникам предприятия;

  • сведения о командировочных расходах;о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами.13

2. Оценка финансового состояния ОАО «Агрокомплекс»

2.1. Анализ динамики состава и структуры актива и пассива баланса

Как известно, активы — это все средства и ресурсы, которые находятся в имущественной собственности предприятия, полностью им контролируются и служат для получения прибыли.

Актив баланса содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия. Основным признаком группировки статей актива баланса считается степень их ликвидности. По этому признаку все активы подразделяются на долгосрочные (основной капитал) и текущие (оборотные) активы. Размещение средств предприятия имеет большое значение. От того, какие средства вложены в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производства и сфере обращения, в денежной и материальной форме, во многом зависят результаты производственной и финансовой деятельности, следовательно, и финансовое состояние предприятия.

Пассивы — это все источники формирования активов. При чем, они могут возникать из собственного капитала предприятия или же за счет обязательств предприятия перед другими лицами или субъектами бизнеса. Под обязательствами понимается любого рода задолженность организации, например, банковские кредиты, долги за полученные товары и т.д.

Таким образом, пассивы предприятия состоят из собственного капитала и обязательств.

Для оценки имущественного состояния ОАО «Агрокомплекс» проведем анализ динамики и структуры его активов и пассивов, используя бухгалтерский баланс организации при помощи вертикального и горизонтального анализа.

Вертикальный анализ позволяет сделать вывод о составе и структуре актива и пассива на отчетную дату. Необходимые для этого предварительные расчетные процедуры заключаются в том, что общая величина (активов, пассивов) принимается за 100 %, а каждая статья представляется в виде процентной доли от итога баланса.

Проанализируем бухгалтерский баланс ОАО «Агрокомплекс» за 2014 и 2015 годы (таблица 1). Исходные данные были взяты из бухгалтерского баланса за 2014 и 2015 годы (Приложение 1, 2 «Бухгалтерский баланс»).

Из представленной таблицы можно сделать вывод о том, что в структуре активов большую часть составили оборотные активы, составившие 52,1% Что касается структуры пассивов большую часть занял собственный капитал- 39,6%

Доля капиталов и резервов в 2015 году незначительно уменьшилась по сравнению с 2014 годом на 4,3%, что связано со снижением уставного капитала и не распределенной прибыли.

Во внеоборотных активах большую часть занимают заемные средства, которые составили 16,5%. Доля в отчетном периоде по сравнению с предыдущим отчетным годом возросла на 7,7%.

Произошло сокращение долгосрочных обязательств. В 2014 году их роль составила 42,1%, а в 2015 году – 39,3%, что составило сокращение на 2,8%. Предположительно, это сокращение связано с уменьшением финансового состояния предприятия.

Таблица 1- «Вертикальный анализ баланса ОАО «Агрокомплекс»»

Наименование статей

Абсолютные величины

Относительные величины

на начало

на конец

Изменения

( +, - )

на начало

на конец

Изменения

(+, -)

в % к величине на начало года

в % к изменению итога баланса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ОС

13140131

16925593

3785462

42,7

40,5

-2,2

28,8

12

Итого внеоборотные активы

17999864

19996444

1996580

58,5

47,9

-10,6

111,09

6

Запасы:

6674093

8896623

2222530

21,7

21,3

-0,4

33,3

7

Дебиторская задолженность

498113

9236951

4248838

16,2

22,1

0,4

85,1

13

Денежные средства и экв.

502738

3071725

2568984

1,6

7,3

5,7

510,9

8

Прочие оборотные активы

5866

13067

7201

0,019

0,03

0,011

122,8

0,02

Итого оборотные активы

12760931

21778091

9017160

41,4

52,1

0,7

70,7

29

БАЛАНС

30760795

41774536

11013741

192,23

191,5

-0,73

0,3

35

Уставный капитал

24998

25334

336

0,08

0,06

-0,02

1,3

0,001

Добавочный капитал

-

-

-

-

-

-

-

-

Резервный капитал

1250

1267

17

0,004

0,003

-0,001

1,3

0,00005

Нераспределённая прибыль

12791138

15386747

2595609

41,6

36,8

4,8

20,2

8

Итого капитал и резервы

13518919

16529775

3010856

43,9

39,6

-4,3

0,002

9

Заемные средства

12970090

16428291

3458201

42,1

39,3

-2,8

26,7

11

Отложенные налоговые обязательства

2328

1852

-476

0,007

0,004

-0,003

-20,4

-0,0015

Итого долгосрочные обязательства

12972418

16430143

3457725

42,1

39,3

-2,8

26,6

1,1

Заемные средства

2719978

6929805

4209827

8,8

16,5

7,7

154,8

13

Кредиторская задолженность

1537924

1791997

254073

4,9

4,2

-0,79

165,2

0,08

Итого краткосрочные обязательства

4269458

8814617

4545159

13,8

21,1

7,3

106,4

80

БАЛАНС

30760795

4177536

11013741

100,00

100,00

0

 

100,00

Горизонтальный анализ заключается в сопоставлении статей активов и пассивов в динамике (во времени). Для оценки динамики рассчитываются показатели абсолютного и относительного роста (прироста) на отчетную дату по сравнению с их значениями на предыдущую (базисную) отчетную дату.

В ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период, а в ходе вертикального анализа вычисляется удельный вес. Все показатели сравнительного аналитического баланса можно разбить на три группы:

· показатели структуры баланса;

· показатели динамики баланса;

· показатели структурной динамики баланса.

Проанализировав «Горизонтальный анализ баланса» (таблица 2) на предприятии ОАО «Агрокомплекс», можно увидеть, что баланс предприятия в 2014 году был больше, чем в 2015 году на 0,73% Оборотные активы повысились на 10,7%, а внеоборотные активы наоборот уменьшились на 10,6%.

Доля долгосрочных обязательств сократилась на 2,8%. Это говорит об улучшении функционирования предприятия.

Краткосрочные обязательства увеличиваются на 7,3%. Данный показатель влияет на оборачиваемость активов. Увеличилась дебиторская задолженность на 0,4%. Это произошло за счет не полного контроля за расчетно-кассовой деятельностью предприятия.

Уменьшилась не распределенная прибыль на 4,8% по сравнению с предыдущим годом.

Таблица 2 – «Горизонтальный анализ баланса ОАО «Агрокомплекс»»

Наименование статей

на начало года

на конец года

изменения (+, -)

темп роста,

%

т.р.

%

т.р.

%

т.р.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

Основные средства

13140131

42,7

16925593

40,5

3785462

-2,2

94,8

Итого внеоборотные активы

17999864

58,5

19996444

47,9

1996580

-10,6

81,8

Запасы:

6674093

21,7

8896623

21,3

2222530

-0,4

98,1

Дебиторская задолженность

498113

16,2

9236951

22,1

4248838

0,4

136,4

Денежные средства

502738

1,6

3071725

7,3

2568984

5,7

456,2

Прочие оборотные активы

5866

0,019

13067

0,03

7201

0,011

157,8

Итого оборотные активы

12760931

41,4

21778091

52,1

9017160

0,7

125,8

БАЛАНС

30760795

192,23

41774536

191,5

11013741

-0,73

99,6

Уставный капитал

24998

0,08

25334

0,06

336

-0,02

75

Добавочный капитал

-

-

-

-

-

-

-

Резервный капитал

1250

0,004

1267

0,003

17

-0,001

75

Нераспределенная прибыль

12791138

41,6

15386747

36,8

2595609

4,8

88,4

Итого капитал и резервы

13518919

43,9

16529775

39,6

3010856

-4,3

90,2

Заемные средства

12970090

42,1

16428291

39,3

3458201

-2,8

93,3

Отложенные налоговые обязательства

2328

0,007

1852

0,004

-476

-0,003

57,7

Итого долгосрочные обязательства

12972418

42,1

16430143

39,3

3457725

-2,8

93,3

Заемные средства

2719978

8,8

6929805

16,5

4209827

7,7

187,5

Кредиторская задолженность

1537924

4,9

1791997

4,2

254073

-0,79

84,1

Итого краткосрочные обязательства

4269458

13,8

8814617

21,1

4545159

7,3

152,8

БАЛАНС

30760795

100,00

4177536

100,00

11013741

0

0

Активы и пассивы предприятия участвуют в хозяйственном обороте непрерывно, изменяя свой состав и форму стоимости. Для того, чтобы управлять финансами предприятия, структурой активов и пассивов, нужно знать, какими активами предприятие располагает, из каких источников (пассивов) они созданы, для какой цели предназначены. Для этого необходимо рассмотреть структуру актива и пассива бухгалтерского баланса. (Таблицы 3, 4)

Таблица 3- «Состав и структура актива»

Показатели

на начало года

на конец года

абсолютное отклонение

т.р.

%

т.р.

%

т.р.

%

1

2

3

4

5

6

7

1.Внеоборотные активы

           

1.1.Основные средства

13140131

42,5

16925593

40,5

3785462

-2,2

Итого внеоборотные активы

17999864

58,5

1999644

47,9

1996580

-10,6

2. Оборотные активы

           

2.1.Запасы

6674093

21,7

8896623

21,3

2222530

-0,4

2.2.Дебиторская задолженность

4988113

16,2

9236951

22,1

4248838

0,4

2.3.Денежные средства

502728

1,6

3071725

7,3

2568987

5,7

2.4. Прочие оборотные активы

5866

0,019

13067

0,03

7201

0,011

Итого оборотные активы

12760931

41,4

21778091

52,1

9017160

0,7

Баланс

30760795

100,00

41774536

100,00

1013741

0

Как видно из таблицы на предприятии ОАО «Агрокомплекс» в 2015 году наблюдается тенденция снижения практически по всем показателям. Исключением является дебиторская задолженность, где отклонение составило 0,4%, денежные средства – 5,7%, а что касается прочих внеоборотных активов, то увеличение произошло менее 1%, что является незначительным.

Показатели

на начало года

на конец года

абсолютное отклонение

т.р.

%

т.р.

%

т.р.

%

1

2

3

4

5

6

7

1. Капитал и резервы

           

1.1.Уставный капитал

24998

0,08

25334

0,06

336

-0,02

1.2. Добавочный капитал

-

-

-

-

-

-

1.3. Резервный капитал

1250

0,004

1267

0,003

17

-0,001

1.4.Нераспределенная прибыль

1279138

41,6

15386747

36,8

2595609

-4,8

Итого капитал и резервы

13518919

43,9

16529775

39,3

3559685

-4,3

2. Долгосрочные обязательства

-

-

-

-

-

-

2.1.Заемные средства

12970090

42,1

16529775

39,3

3559685

-2,8

2.2. Отложенные налоговые обязательства

2328

0,007

1852

0,004

-

-

Итого долгосрочные обязательства

12972418

42,1

16430143

39,3

3359685

-2,8

3.Краткосрочные обязательства

-

-

-

-

-

-

3.1.Заемные средства

2719978

8,8

6929805

16,5

4209827

7,7

3.2.Кредиторская задолженность

1537924

4,99

1791997

4,2

254073

-0,79

Итого краткосрочные обязательства

4269458

13,8

8814617

21,1

4545159

7,3

Баланс

30760795

100,00

41774536

100,00

11013741

0

Таблица 4- «Состав и структура пассива»

Проанализировав состав и структуру пассива, можно сделать вывод о том, что практически по всем показателям имеется тенденция снижения, наибольшее отклонение произошло по не распределенной прибыли и составило в 2015 году 36,8%, что на 4,8% меньше чем в 2014 году.

Наибольшее повышение – заемные средства, которые увеличились на 7,7%, что не является положительным показателем для эффективности и рентабельности предприятия.

Анализ структуры активов и пассивов бухгалтерского баланса является частью анализа имущественного положения организации при анализе финансового состояния предприятия. Так как анализ активов и пассивов баланса позволяет проследить динамику их состояния в анализируемом периоде, то можно утверждать, что ОАО «Агрокомплекс» имеет устойчивое финансовое состояние.

2.2 Оценка финансовой устойчивости предприятия ОАО «Агрокомплекс»

Финансовая устойчивость — одна из характеристик соответствия структуры источников финансирования в структуре активов. В отличие от платежеспособности, которая оценивает оборотные активы и краткосрочные обязательства предприятия, финансовая устойчивость определяется на основе соотношения разных видов источников финансирования и его соответствия составу активов.

В таблице ниже, приведен анализ финансовой устойчивости на предприятии ОАО «Агрокомплекс».(таблица 5)

Таблица 5- «Анализ финансовой устойчивости»

Показатели

2014 г.

2015 г.

Отклонения

Темпы роста

2014/2015

2015

Источники собственных средств

13518919

16529775

1,22

122

Внеоборотные активы

17999864

19996444

1,11

111,09

Собственные оборотные средства

-4480945

-346669

0,77

77,3

Долгосрочные кредиты и займы

1297418

16430143

1,26

126,6

Наличие оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат

8491473

12963474

2,06

206,4

Краткосрочные пассивы

4269458

8814617

2,06

206,4

Общая величина основных источников формирования запасов и затрат

1276931

21778091

17,05

1705,5

Величина запасов и затрат

19685382

26593861

1,32

135,09

Излишек (недостаток) собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат

-24166327

-30060530

1,24

124,3

Излишек (недостаток) собственных оборотных средств и долгосрочных заемных средств для формирования запасов и затрат

-11193909

-13630387

1,21

121,7

Излишек (недостаток) общей величины основных источников формирования запасов и затрат

-18408451

-4815770

0,26

26,1

Трехмерный показатель типа финансовой устойчивости

( - ;- ;- )

( - ;- ; - )

Х

Х

Проанализировав данную таблицу о финансовой устойчивости предприятия ОАО «Агрокомплекс» можно увидеть, что уровень внеоборотных активов повысился в 2015 году на 1,11% по сравнению с 2014 годом, так же тенденция роста присуща показателям источников оборотных средств в 2015 году на 1,22%.

Что касается общей величины основных источников формирования и затрат в 2015 году составила – 21778091, что на 2,06% больше по сравнению с предыдущим отчетным годом.

Наблюдается тенденция увеличения излишков собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат – 1,24%, излишек общей величины основных источников формирования запасов и затрат – 0,26%, излишек собственных оборотных средств и долгосрочных заемных средств формирования запасов и затрат – 1,21%

Финансовая устойчивость предприятия характеризуется состоянием собственных и заемных средств и оценивается с помощью системы финансовых коэффициентов, расчет которых представлен в таблице 6. Для анализа финансовой устойчивости традиционно применяется целый ряд коэффициентов. Они в определенной степени показывают уровень финансовой устойчивости, но не отвечают на вопрос, достаточен ли такой уровень. Уровень коэффициентов может служить отправной точкой для оценки финансовой устойчивости, однако с некоторыми оговорками и уточнениями. Информационной базой для их расчета являются статьи актива и пассива бухгалтерского баланса.

Таблица 6 – «Расчет и анализ относительных коэффициентов финансовой устойчивости»

Показатели

Норматив

2014 г.

2015 г.

Отклонения

Темпы роста

2015/2014

2015

  1. Имущество предприятия

-

30760795

41774536

1,35

135,8

  1. Источники собственных средств

-

13518919

16529775

1,22

122,

  1. Краткосрочные пассивы

-

4269458

8814617

2,06

206,4

  1. Долгосрочные кредиты и займы

-

12972418

16430143

1,26

126,6

  1. Итого заемных средств

-

25244760

17241876

0,68

68,2

  1. Внеоборотные активы

-

2926034

2451056

0,83

83

  1. Оборотные активы

-

12760931

21778091

1,7

170

  1. Запасы и затраты

-

19685382

26593861

1,35

135,09

  1. Собственные оборотные средства

-

-4480945

-3466669

0,7

77

  1. Коэффициент автономии (стр. 2/ стр. 1)

≥ 0,5

0,43

0,3

0,75

75

Соотношение заемных и собственных средств (стр. 5/ стр. 2)

< 0,7

1,8

1,07

0,57

57,9

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

≥ 0,1

-0,3

-0,1

0,33

33,3

Коэффициент маневренности (стр. 9/ стр. 2)

> 0,5

-0,3

-0,2

0,66

66,6

Коэффициент соотношения мобильных и иммобилиз. средств (стр.7/ стр.6)

-

4,36

1,88

2,03

203,6

Имущество производственного назначения (стр. 6+стр.8)/ стр. 1)

≥ 0,5

0,1

0,1

0

100

Проанализировав «Расчет и анализ относительных коэффициентов финансовой устойчивости» на предприятии ОАО «Агрокомплекс», можно сделать следующие выводы, что коэффициент автономии, и в 2015 и в 2014 годах находится не в закрепленной норме, отклонения с каждым годом увеличивается. В 2014 году – 0,43, и в 2015 – 0,3 соответственно. Такая же тенденция наблюдается и по всем остальным коэффициентам, показатели находятся за пределами установленных норм. Коэффициент обеспеченности собственными средствами составил (-0,3) в 2014, однако в 2015 увеличился на 0,33, но все еще находится далеко от нормы, это говорит о том, что предприятие можно отнести к разряду неплатежеспособных.

Неизменным остался показатель имущество производственного назначения, который составил 0,1 как в 2014, так и в 2015 году, однако, так же находящийся не в пределах нормы (>0,5).

2.3 Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия ОАО «Агрокомплекс»

В условиях рыночных отношений объективная и точная оценка финансовой состоятельности приобретает первостепенное значение. Главным критерием такой оценки являются показатели платежеспособности и степень ликвидности предприятия.

Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера. Платежеспособность влияет на формы и условия коммерческих сделок, в том числе на возможность получения кредита. Оценка платежеспособности осуществляется с целью анализа и прогнозирования его дальнейшей финансовой деятельности.

Ликвидность предприятия определяется наличием у него ликвидных средств, к которым относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках и легкореализуемые элементы оборотных ресурсов. Данный показатель отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы.

Для анализа платежеспособности и ликвидности баланса, необходимо провести расчеты по финансовым коэффициентам. (таблица 7)

Таблица 7 – « Финансовые коэффициенты»

Показатели

Расчёт

Значение

Норм.

значе-ние

Отклонение

пред.

период

отч.

период

Абс.

ТR,%

коэффициенты капитализации

1.Коэффициент независимости

 

0,39

0,43

>0,3

0,04

110,2

2.Доля заемных средств в стоим. имущества

 

0,42

0,42

0,1

0,6

645,4

2.Коэффициент промежуточной ликвидности

 

1,4

1,4

>0,8

0

100

3.Коэффициент покрытия (общей ликвидности)

 

0,4

2,5

>2

2,1

62,5

показатели деловой активности

1.Коэффициент оборачиваемости (общий)

 

0,5

0,6

-

0,1

120

2.Оборачиваемость запасов

 

2,3

2,6

-

0,3

113,04

3.Оборачиваемость собственных оборотных средств

 

-3,5

-6,7

-

-3,2

191,4

4.Коэффициент обес-ти собс. обор. средствами

 

-0,35

-0,15

>0,1

0,19

42,8

Проанализировав таблицу «Финансовые коэффициенты» на предприятии ОАО «Агрокомплекс», можно сказать, что в коэффициентах капитализации значение коэффициента независимости и доля заемных средств находятся в допустимых нормах, которые составили 0,39 в 2014 году, 0,43 в 2015 году и 0,39 – 2014 и 0,42 – 2015 году соответственно.

При расчете коэффициентов ликвидности значительный рост наблюдается у коэффициента покрытия, который увеличился на 2,1%, все остальные коэффициенты находятся в норме.

У показателей деловой активности значительное снижение наблюдается в оборачиваемости собственных средств, что нельзя отметить положительно.

Коэффициенты обеспеченности собственными оборотными средствами увеличился на 0,19%, однако, находится ниже допустимых норм.

Для того, чтобы оценить ликвидность, необходимо провести анализ агрегирования баланса приведенного в таблице 8 ниже.

Таблица 8 – «Агрегированный баланс предприятия для оценки ликвидности»

Агрегированные статьи

Группа активов

Агрегированные статьи

Группа пассивов

2014г.

2015г.

2014г.

2015г.

А1 наиболее ликвидные активы

5027338

3071725

П1 наиболее срочные обяз-ва

1537924

1791997

А2 быстро реализуемые активы

4993779

9250018

П2 краткосрочные пассивы

2719978

6929805

А3 медленно реализуемые активы

6674093

8896623

П3 долгосрочные пассивы

11557

10525

А4 трудно реализуемые активы

17999864

19996444

П4 постоянные пассивы

16540300

13530476

Проанализировав таблицу «Агрегированный баланс предприятия для оценки ликвидности» на предприятии ОАО «Агрокомплекс» можно прийти к следующему: А1П2 – 2014

А3>П3– 2014

А4>П4– 2014, из этого следует, что предприятие не являлось в 2014 году абсолютно ликвидным.

Рассмотри 2015 год: А1>П1 за 2015 год,

А2>П2 – 2015

А3>П3– 2015

А4>П4– 2015, ситуация в 2015 году улучшилась, так как первое условие изменилось в положительную сторону, однако А4 все еще больше П4, что не соответствует условию для полной ликвидности предприятия ОАО «Агрокомплекс».

2.4 Анализ финансовых результатов предприятия

ОАО «Агрокомплекс»

В современных условиях, когда экономика испытывает кризис и предприятия вынуждены мобилизовать все имеющиеся внутренние ресурсы, большую роль в этом процессе играет анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

Финансовый анализ применяется для исследования экономических процессов и экономических отношений, показывает сильные и слабые стороны предприятия и используется для принятия оптимального управленческого решения.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия позволяет определить наиболее рациональные способы использования ресурсов и сформировать структуру средств предприятия. Кроме того, финансовый анализ может выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей предприятия и финансовой деятельности в целом.

Финансовый анализ позволяет проконтролировать правильность движения финансовых потоков денежных средств организации и проверить соблюдение норм и нормативов расходования финансовых, материальных ресурсов и целесообразность осуществления затрат.

Информационной базой финансового анализа является бухгалтерская отчетность.

Результаты финансового анализа используются как внутренними пользователями (руководство, менеджеры), так и внешними (собственники, кредиторы).

Произведем анализ финансовых результатов для предприятия ОАО «Агрокомплекс».

Таблица 9 - «Анализ финансовых результатов»

Показатели

Сумма, тыс.руб.

Темп роста, %

Удельный вес (%) к выручке от продажи товаров, продукции

Изменение

(+,-)

2014г.

2015г.

2015 к 2014 г.

2014г.

2015г.

2015 к 2014г.

Выручка

15922947

23208965

145,7

-

-

-

Себестоимость продаж

-10805010,6

-14495637,6

134,1

67,8

-62,4

5,3

Валовая прибыль (убыток)

5117936

8713328

170,2

32,1

37,5

5,4

Коммерческие расходы

-1553682,6

-2245861,8

144,5

-9,7

-9,67

0,02

Управленческие расходы

-403911,6

-604273,2

149,6

-2,5

-2,6

-0,10

Прибыль(убыток) от продаж

3160342

5863193

185,5

19,8

25,2

5,4

Финансовый результат от прочих операций

-

-

-

-

-

-

Прибыль (убыток) до налогообл.

2487265

3987236

160,3

15,6

17,1

1,6

Текущий налог на прибыль

-

-

-

-

-

-

Чистая прибыль (убыток)

2487265

3987236

160,3

15,6

17,1

1,6

Проанализировав таблицу «Анализ финансовых результатов» на предприятии ОАО «Агрокомплекс», можно увидеть следующее: возросла выручка в 2105 году по сравнению с предыдущим отчетным годом и темп роста составил 145,7%, практически вдвое увеличилась прибыль от продаж и составил темп роста 185,5%, на втором месте валовая прибыль с темпом роста – 170,2%, возможно, это связано с высоким спросом на товары предприятия чистая прибыль составила в 2015 году 3987236,что является положительным результатом для предприятия.

Однако, увеличение произошло и в ряде расходов, таких как коммерческие и управленческие, что имеет не мало важное значение для организации.

Наибольший удельный вес к выручке от продажи готовой продукции составил в 2014 году себестоимость продаж – 67,8%, а уже в 2015 году наибольший удельный вес пришелся на валовую прибыль и составил – 37,5%.

2.5. Оценка потенциального банкротства предприятия

ОАО «Агрокомплекс»

Одна из целей финансового анализа — своевременное выявление признаков банкротства предприятия. Банкротство связано с неплатежеспособностью предприятия.Во всех странах процесс банкротства, т.е. признание предприятия неплатежеспособным, регулируется государством специально издаваемыми законодательными актами и правительственными документами.

В соответствии с действующим в России законодательством основанием для признания предприятия, организации банкротом является невыполнение ими своих обязательств по оплате товаров, работ и услуг по истечении трех месяцев со дня наступления сроков оплаты. Эти установленные условия и сроки дают основание поставщикам, исполнителям работ (услуг), кредиторам предъявлять через суд иски предприятиям неплателыцикам всех форм собственности.

Наиболее распространенными методами оценки вероятности и прогнозирования банкротства, позволяющие дать с определенной степенью вероятности оценку возможного банкротства предприятия, является модель Э.Альтмана.

Таблица 10. Расчет исходных показателей пятифакторной модели Э. Альтмана

Показатель

Единицы измерения

2014 г.

2015г.

1

2

3

4

Исходные данные:

1. Собственный капитал

тыс. руб.

13518919

16529775

2. Заемные средства

тыс. руб.

12970090

16430143

3. Оборотные активы

тыс. руб.

12760931

21778091

4. Выручка от продажи продукции

тыс. руб.

15922947

23208965

5. Сумма активов

тыс. руб.

30760795

41774536

6. Прибыль до налогообложения

тыс. руб.

2487265

3987236

7. Чистая прибыль

тыс. руб.

2487265

3987236

8. Внеоборотные активы

тыс. руб.

2926034

2451059

Расчетные показатели

8. Доля чистого оборотного капитала в активах

((стр. 1 – стр. 8) / стр. 5)

отн.един.

0,34

0,33

9. Уровень рентабельности капитала (стр. 7 / стр. 5)

отн.един.

0,08

0,09

10. Уровень доходности активов (стр. 6 / стр. 5)

отн.един.

0,08

0,09

11. Отношение собственного капитала (рыночной стоимости акций) к заемным средствам

(стр. 1 / стр. 2)

отн.един.

1,04

1

12. Оборачиваемость активов (стр.4 / стр. 5)

отн.един.

0,51

0,55

Расчет значения показателя Z по пятифакторной модели Э.Альтмана:

2014г: Z=0,34+ 0,08+0,08+1,04+0,51=2,05. Z > 1,23 -вероятность банкротства малая.

2015г: Z=0,35+ 0,09+0,09+1+0,55=2,06. Z > 1,23 -вероятность банкротства малая.

Модель идентификации финансовых состояний предприятия по системе показателей У. Бивера, позволяет оценить финансовое состояние компании с точки зрения ее возможного будущего банкротства.

Шкала оценки риска банкротства построена на основе сравнения фактических значений показателей с рекомендуемыми. Вероятность банкротства компании оценивается по одной из групп возможных состояний, где находится большинство расчетных значений показателей.

Специфика российских условий требует, чтобы модели прогнозирования риска финансовой несостоятельности учитывали как особенности отрасли, так и структуру капитала предприятия.

Таблица 11. Расчет исходных показателей модели идентификации финансовых состояний предприятия по системе показателей У. Бивера

Показатель

Единицы измерения

2014 г.

2015 г.

1

2

3

4

Исходные данные:

1. Текущие обязательства

тыс. руб.

4269458

8814617

2. Заемный капитал

тыс. руб.

12970090

16430143

3. Оборотные активы

тыс. руб.

12760931

21778091

4. Выручка от продажи продукции

тыс. руб.

15922947

23208965

5. Сумма активов

тыс. руб.

30760795

41774536

6. Чистая прибыль

тыс. руб.

2487265

3987236

7. Собственный капитал

тыс. руб.

13518919

16529775

8. Внеоборотные активы

тыс. руб.

2926034

2451056

9. Амортизация

тыс. руб.

-646273,2

-8946909,6

Расчетные показатели

10. Коэффициент Бивера ((стр. 6 + стр. 9) / стр.2)

отн.един.

-0,30

-5,2

11. Коэффициент текущей ликвидности

(стр. 3 / стр. 1)

отн.един.

2,98

2,47

12. Экономическая рентабельность

активов (стр. 6 / стр. 5) · 100%

%

8,08

9,54

13. Финансовый леверидж (стр. 2 / стр. 5) · 100%

%

42,1

39,3

14. Коэффициент покрытия оборотных активов

собственными оборотными активами

((стр. 7 – стр. 8) / стр. 3) · 100%

%

83,01

64,64

Проанализировав таблицу «Расчет исходных показателей модели идентификации финансовых состояний предприятия по системе показателей У. Бивера» , можно сказать, что данное предприятие имеет минимальную вероятность банкротства, так как все коэффициенты являются положительными, кроме коэффициента Бивера он является отрицательным моментом для предприятия.

2.6. Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия ОАО «Агрокомплекс»

В условиях рыночных отношений от предприятия требуется повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг, эффективности форм хозяйствования и управления производством, что в конечном итоге, приводит к достижению основной цели – получение максимальной прибыли – и может быть достигнуто при условии обеспечения устойчивого финансового состояния. Правильное определение финансового состояния предприятия имеет большое значение не только для него самого, но и для акционеров и потенциальных инвесторов.

Объектом исследования является финансовое состояние ОАО "Агрокомплекс" Краснодарского края.

Деятельность любого предприятия включает две взаимосвязанные стороны: хозяйственную и финансовую. Результат хозяйственной деятельности оценивается с помощью такого показателя, как ликвидность, платежеспособность, устойчивость, а результат финансовой деятельности оценивается по показателю прибыли. Эти показатели деятельности предприятия взаимосвязаны.

Ликвидность и платежеспособность выступает как важнейшее и необходимое условие для получения максимальной прибыли предприятием.

Результаты расчета показателей рентабельности показали, что по итогам работы показатель рентабельности постепенно увеличивается, что можно оценить как положительную тенденцию развития предприятия.

Данное предприятие находится в хорошем финансовом состоянии, я предлагаю рассмотреть стратегию улучшения финансового состояния предприятия.

Стратегия компании – это поиск соответствия между внутренними возможностями компании и внешней средой.

Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.

Организационные изменения в организации требуют быстрых, сконцентрированных, но в то же время взвешенных мер. В результате должна быть сознана организационная структура, обеспечивающая эффективное управление хозяйственной деятельностью.

Если ОАО «Агрокомплекс» намерено не только лишь выжить, но и проявлять активность в направлении развития своего производства, изменив принципы управления деятельностью предприятия, то ему необходимо пересмотреть в целом структуру управления предприятия.

Так как «Агрокомплекс» специализируется в основном на товарах не длительного хранения, то необходимо ввести в структуру предприятия отдел маркетинга. Маркетинг - это одновременно и комплекс мероприятий в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия, связанный с изучением всех факторов, оказывающих воздействие на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. В него входит: изучение потребителя, мотивов его поведения на рынке; исследование продукта (услуг); анализ форм и каналов сбыта продукции, а также объёма товарооборота предприятия; изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции; выявление особенностей рекламной деятельности; определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке; изучение своей «ниши» на рынке (имеется ввиду область производственной деятельности, в которой предприятие располагает наилучшими возможностями в сравнении с потенциальными конкурентами) в целях реализации своих сравнительных преимуществ для увеличения товарооборота.

Как показал проведенный анализ, ОАО «Агрокомплекс» обладает значительной товарной базой и достаточным производственным потенциалом для ведения хозяйственной деятельности. Однако, для того, чтобы не иметь потери в виде испорченной продукции, необходимо ввести в структуру предприятия подразделение - маркетинговая служба. Как трактует одна из концепций маркетинга, направление на повышение и интенсификацию коммерческих усилий базируется на том, что товары организаций не будут покупать в достаточных количествах, если не побуждать потребителей к этому с помощью энергичных усилий в сфере сбыта и его стимулирования.

Все усилия должны быть направлены на сохранение рынков сбыта и возможное расширение, например, выход продукции за пределы Краснодарского края.

Концепцию маркетинговой деятельности можно охарактеризовать как «производственную», т.е. улучшение качества, снижение себестоимости, повышение конкурентоспособности.

Следует также обратить внимание на фирменную рекламу - сосредоточить усилия на средствах массовой информации, поддерживание имиджа на высоком уровне. Поскольку ранее не применялся ни один вид рекламы, то можно запланировать рекламные объявления в газетах и журналах.

Проблема банкротств многих существующих предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности становится достаточно актуальной на данный момент времени. Сотни банков и других финансовых компаний, тысячи производственных и коммерческих фирм, особенно мелких и средних, уже прекратили свое существование. Анализ показал, что главной причиной этого оказалось неумелое управление ими, т. е. низкая квалификация большинства менеджеров как среднего, так и высшего звена.

Производство - процесс сложный по технологии, по организации, по сочетанию различных видов деятельности. Руководитель не может, да и не должен брать на себя то, что гораздо лучше могут сделать другие. Менеджер должен прежде всего проявить предприимчивость при подборе команд, он должен окружить себя профессионалами, довериться более компетентным специалистам - по производственным вопросам, по маркетинговым исследованиям, планированию финансов и т. д. Себе же оставить лишь то, что входит непосредственно в компетенцию организатора. Организовывать - значит определить цель, знать и трезво оценивать имеющиеся ресурсы и уметь использовать их для достижения целей. Организовывать - значит уметь формировать задачу, доводить её до непосредственного исполнителя и контролировать исполнение. Организовывать - значит уметь принимать решения, уметь распределять обязанности и ответственность. Организовывать - значит планировать, управлять, анализировать. Здесь недостаточно одной интуиции и даже таланта, нужны знания.

Организационная структура должна содействовать созданию такой совокупности управленческих воздействий, которая способна обеспечивать надежность организации на длительный период времени. Эффективной следует считать структуру, которая, не смотря на управленческие расходы и число уровней иерархии, обеспечивает возможность принимать ее в рамках эффективные управленческие решения.

Заключение

В ходе написания курсовой работы были рассмотрены и произведены исследования направлений деятельности, финансовой устойчивости, рассчитана ликвидность и рентабельность по предприятию ОАО «Агрокомплекс».

Как показывает анализ финансовых результатов, предприятие имеет устойчивое положение на рынке, обусловленной долговременным пребыванием на рынке, повышением деловой активности и положительного позиционирования среди клиентов.

Доля капиталов и резервов в 2015 году незначительно уменьшилась по сравнению с 2014 годом на 4,3%, что связано со снижением уставного капитала и не распределенной прибыли.

Произошло сокращение долгосрочных обязательств. В 2014 году их роль составила 42,1%, а в 2015 году – 39,3%, что составило сокращение на 2,8%. Предположительно, это сокращение связано с уменьшением финансового состояния предприятия.

Баланс предприятия в 2014 году был больше, чем в 2015 году на 0,73% Оборотные активы повысились на 10,7%, а внеоборотные активы наоборот уменьшились на 10,6%.

Предприятие не являлось в 2014 году абсолютно ликвидным, ситуация в 2015 году улучшилась, так как А1>П1 изменилось в положительную сторону, однако А4 все еще больше П4, что не соответствует условию для полной ликвидности предприятия ОАО «Агрокомплекс».

Анализ коэффициента ликвидности показывает, что все коэффициенты компании находятся в пределах допустимых норм, и можно смело утверждать, что компания является ликвидной и самое главное рентабельной. В этом нам помог убедиться анализ рентабельности предприятия ОАО «Агрокомплекс», где наметилась тенденция роста практически всех показателей рентабельности. На основании этого можно заключить, что у предприятия увеличилась эффективность деятельности.

В итоге можно сказать, что при написании данной курсовой работы были исследованы все направления деятельности предприятия ОАО «Агрокомплекс» и выполнены все задачи, поставленные в работе.

Список использованных источников

  1. «Основы финансового планирования» [Электронный ресурс]http:// www.grandars.ru

  2. Брусов, П. Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование: учеб. пособие / П. Н. Брусов, Т. В. Филатова. — М.: КНОРУС, 2013. — 226 с.

  3. Внутрифирменное планирование: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 400 с.

  4. Григорьева, Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учеб. для магистров / Т. И. Григорьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2014. — 462 с.

  5. Евстигнеева О. А. Содержание понятия финансовое состояние организации//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 2 (28). С. 100–103.

  6. Ильин А.И. Планирование на предприятии. Учебник - часть 2-ая / А.И. Ильин. - М.: Новое знание, 2013. - 393 с.

  7. Коваленко О. Г. К вопросу о финансовом менеджменте предприятия//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 338–339.

  8. Мазурина, Т.Ю. Финансы организаций (предприятий) / Т.Ю. Мазурина. – М.: Инфра-М, 2014. – 476 с.

  9. Ревенков А.Н. Финансовое планирование как элемент хозяйственного управления / А.Н. Ревенков // Финансы. – 2013. – №3. – С. 12–13.

  10. Савицкая, Г.В. Экономический анализ / Г.В. Савицкая. – М.: Изд-во Новое знание, 2015. – 312 с.

  11. Фомин Р.Е. Бюджетирование – теория и практика производственно – финансового планирования и анализа / Р.Е. Фомин // Финансы и кредит. – 2013. – №1. – С. 55–60.

  12. Четверов В. С. Методы финансового планирования // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 537-539.

  13. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 208 с. – (Серия «Высшее образование»).

1 Евстигнеева О. А. Содержание понятия финансовое состояние организации//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 2 (28). С. 100–103.

2 «Основы финансового планирования» [Электронный ресурс]http:// www.grandars.ru

3 Коваленко О. Г. К вопросу о финансовом менеджменте предприятия//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 338–339.

4 Брусов, П. Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование: учеб. пособие / П. Н. Брусов, Т. В. Филатова. — М.: КНОРУС, 2013. — 226 с.

5 Четверов В. С. Методы финансового планирования // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 537-539.

6 Григорьева, Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учеб. для магистров / Т. И. Григорьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2014. — 462 с.

7 Фомин Р.Е. Бюджетирование – теория и практика производственно – финансового планирования и анализа / Р.Е. Фомин // Финансы и кредит. – 2013. – №1. – С. 55–60.

8 Савицкая, Г.В. Экономический анализ / Г.В. Савицкая. – М.: Изд-во Новое знание, 2015. – 312 с.

9 Ильин А.И. Планирование на предприятии. Учебник - часть 2-ая / А.И. Ильин. - М.: Новое знание, 2013. - 393 с.

10 Мазурина, Т.Ю. Финансы организаций (предприятий) / Т.Ю. Мазурина. – М.: Инфра-М, 2014. – 476 с.

11 Ревенков А.Н. Финансовое планирование как элемент хозяйственного управления / А.Н. Ревенков // Финансы. – 2013. – №3. – С. 12–13.

12 Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 208 с. – (Серия «Высшее образование»).

13 Внутрифирменное планирование: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 400 с.

16

Просмотров работы: 2022