ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Малетина К.О. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема гармонизации физического и психического здоровья человека является достаточно острой для современной науки. В условиях высшего образования, характеризующегося высоким темпом и интенсивностью образовательного процесса студентов, повышаются требования к состоянию их психосоматического здоровья. Проблема баланса физических и умственных нагрузок особенно актуальна для лиц юношеского возраста, поскольку этот период является кризисным и связан с повышенным риском для здоровья.

В период изменения условий жизнедеятельности и режима трудовой и учебной деятельности студентов происходит активизация адаптационных (приспособительных) резервов организма со стороны как физического, так и психологического состояния [1, с. 23].

Учитывая то, что современный студенческий контингент характеризует высокая умственная нагрузка в условиях нехватки двигательной активности, возникает необходимость повышения стрессоустойчивости организма студентов.

Включение в учебный процесс оптимальных физических нагрузок создает благоприятные предпосылки нивелирования отрицательных воздействий условий внешней среды на психологическое состояние студентов.

Таким образом, все перечисленные аспекты деловой этики определяют актуальность исследования.

Объект исследования – физические нагрузки.

Предмет исследования – влияние физических нагрузок на психологическое состояние студента.

Целью данной работы является рассмотрение специфики влияния физических нагрузок на психологическое состояние студента.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать психологические проблемы студентов;

  • рассмотреть влияние физических нагрузок на психологическое состояние личности;

В процессе исследования по данной теме нами использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, сравнительно-сопоставительный метод, обобщения, описания и другие методы научного познания.

Физические (спортивные) нагрузки оказывают значительное воздействие на занимающихся, выражается оно в формировании не только волевых, но и нравственных, психических качеств, которые становятся постоянными чертами личности.

Это позволяет студентам применять их в учебе, труде, социальной и других видах деятельности, а также в повседневной жизни и в семье. К таким качествам следует отнести трудолюбие, дисциплинированность, чувство ответственности за результаты своего труда, смелость и решительность, целеустремленность, настойчивость, выдержка и самообладание.

Особую важность приобретает формирование психофизической устойчивости к различным факторам внешней среды: способность к поддержанию устойчивости внимания, восприятия, памяти, их концентрация и переключение в условиях временной нехватки, умственного переутомления, нервно-эмоционального напряжения, стресса; использование физических упражнений для оптимизации работоспособности, профилактические меры против нервно-эмоционального и психофизического утомления; повышение продуктивности учебного труда студентов и в дальнейшем их профессиональной деятельности [4, с. 165-166].

Физические нагрузки оказывают разностороннее воздействие на психические функции, приводя их в активное и устойчивое состояние.

Множество исследований было проведено по изучению различий устойчивости внимания, восприятия, памяти, способности к устному счету различной сложности, других сторон мышления у людей, постоянно имеющих физические нагрузки, и тех, кто не занимается. Стабильность изучаемых параметров оценивалась исходя из уровня их сохранения под воздействием различной степени утомления, а также по способности сохранять работоспособность в фиксированный временной интервал. Удалось установить, что стабильность параметров умственной деятельности находилась в прямой зависимости от степени разносторонней физической подготовленности.

Умственная работоспособность в меньшей степени ухудшается под влиянием неблагоприятных факторов, если в этих условиях надлежащим образом выполнять физические упражнения. Оптимальный уровень физической тренированности обеспечивает сохранение группы показателей высшей нервной деятельности, в частности, устойчивости функций второй сигнальной системы [4, с. 105].

Утомление  это состояние, которое является следствием напряженной и длительной работы при недостатке процессов восстановления и выражается в снижении работоспособности, нарушении координации регуляторных механизмов и в субъективном ощущении усталости. Утомление несет важную биологическую функцию, является превентивным сигналом возможного перенапряжения рабочего органа или организма в целом.

Выделяют две фазы протекания утомления: компенсированная и некомпенсированная. При первой фазе не происходит заметное снижение работоспособности. Работа происходит за счет включения в напряженную деятельность других систем организма, которые до наступления утомления не были задействованы. Некомпенсированная фаза утомления начинается тогда, когда становится невозможным поддержание необходимой интенсивности работы даже после подключения резервных систем организма.

Во время работы высокой интенсивности, что соответствует состоянию студента в период экзаменационной сессии, не соответствующей уровню непосредственной готовности организма к выполнению данной нагрузки, происходит острое утомление.

Суммирование сдвигов в нервно-мышечной и центральной нервной системе, появляющихся при многократной утомительной работе, провоцирует хроническое утомление.

Систематичное продолжение работы в состоянии утомления, неправильная организация труда, физических нагрузок, длительное выполнение работы, требующей чрезмерного нервно-психического или физического напряжения,  все это может вызвать переутомление.

Острая и хроническая форма утомления, а также переутомление могут спровоцировать заболевание нервной системы, обострение сердечнососудистых заболеваний, гипертонии и язве желудка, вызвать снижение сил организма [4, с. 105].

Так, например, под воздействием длительного (хронического) эмоционального стресса во время экзаменов у большинства наблюдаемых студентов было зафиксировано значительное изменение интенсивности кровенаполнения сосудов и реактивности биопотенциалов головного мозга, электрокардиографических и биохимических показателей, не приходящих в норму в течение двух-трех суток после экзаменов.

Таким образом, все студенты вузов и ссузов, два раза в год пребывают в длительном эмоциональном стрессе, что является фактором риска. Поскольку умственное переутомление погранично с заболеванием, оно имеет более длительную фазу восстановления. Умственное переутомление является следствием того, что мозг человека, имея большие компенсаторные возможности, способен длительный временной промежуток работать с перегрузкой, не давая сигналов о своем утомлении, которое ощущается только тогда, когда наступает фаза переутомления.

К наиболее эффективным средствам восстановления организма после утомления и переутомления относятся: выполнение оптимальных физических упражнений, смена вида деятельности, правильное питание, поддержание строгого гигиенического образа жизни.

Во время активизации учебного процесса при возрастании умственных и психологических нагрузок необходимым становится меры по оздоровлению условий и режимов учебы, быта и отдыха студентов, обязательно с применением средств физической культуры.

К средствам физической культуры можно отнести любую двигательную нагрузку, начиная с прогулки, пробежки, выполнением элементарного комплекса физических упражнений и заканчивая регулярными занятиями в спортивном или тренажерном зале. К средствам физической культуры также относятся рекреационные ресурсы природы и гигиенические факторы (санитарно-гигиеническая обстановка, режим сна, труда и отдыха, питания).

Использование оздоровительных сил природы (закаливание) действует укрепляюще, повышает защитные силы организма, стимулируя обмен веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы, положительно сказывается на состоянии нервной системы.

Систематические физические тренировки, выполнение комплекса физические упражнений во время напряженной учебной деятельности студентов играют важную роль как средство снятия нервного напряжения и поддержания психического здоровья. Снятие повышенного уровня нервной активности через движение является наиболее действенным.

Воздействие физических нагрузок благоприятно воздействует не только на здоровье. Всесторонние клинические исследования людей, регулярно выполняющих физические упражнения, показывают, что систематическая мышечная деятельность усиливает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при длительном периоде напряженной умственной или физической работы.

Те студенты, кто ведет активный образ жизни и систематически выдерживает физические нагрузки, способен выполнять значительно больший объем работы, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. Это объясняется резервными возможностями организма [5, с. 148].

Активизация физиологических функций организма при мышечной деятельности может быть рассмотрена как мобилизация резервов. В связи с этим тренированный организм обладает большими по объему резервами и способен более полно их использовать, чем нетренированный.

Каждый орган, система органов и организм в целом под влиянием направленных физических нагрузок заметно повышают работоспособность и физический резерв.

Учитывая то, что обмену веществ и энергии в организме человека характерны сложные биохимические реакции. Питательные вещества (в виде белков, жиров и углеводов), поступающие во внутреннюю среду организма с пищей, расщепляются в пищеварительном тракте. Продукты расщепления разносятся кровью к клеткам и усваиваются ими. Кислород, поступающий из воздуха через легкие в кровь, принимает участие в процессе окисления, происходящем в клетках.

Вещества, получающиеся в результате биохимической реакции обмена веществ (двуокись углерода, вода, мочевина и др.), выводятся организмом посредствам легких, почек, кожи.

Обмен веществ  это источник энергии для всех жизненных процессов и функций организма. Во время расщепления сложных органических веществ находящаяся в них потенциальная химическая энергия переходит в другие виды энергии (биоэлектрическая, механическая, тепловая и другие).

Скорость процесса обмена веществ в организме человека чрезвычайно велика. Каждую секунду происходит разрушение огромного количества молекул различных веществ, и одновременно образование новых веществ, необходимых организму. За три месяца более половины всех тканей тела человека обновляется.

Рост волос, ногтей, шелушение кожи  все это результат процесса обмена веществ. За пять лет учебы у студента роговица глаза сменяется 250 раз, а ткань желудка обновляется 500 раз [5, с. 148-149].

Таким образом, в целях сохранения баланса энергии в организме, поддержания оптимальной массы тела, обеспечения высокого уровня умственной и физической работоспособности, психического равновесия и профилактики заболеваний необходимо при достаточном и полноценном питании увеличивать расходование энергии за счет повышения двигательной активности, например, с помощью регулярных физических нагрузок.

Занятия физическими упражнениями или спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, отвечающие в организме за обмен веществ и энергии, а также нормализуют психологическое состояние человека [5, с. 150].

Современные студенты подвергаются колоссальной умственной и психологической нагрузке во время обучения и, в особенности, в экзаменационный период. Такое напряжение не может не сказаться на общем состоянии организма, которое проявляется в усталости, утомлении, переутомлении, потери концентрации и внимательности.

В такие периоды действенным средством восстановления становится выполнение комплекса физических упражнений, направленных на активизацию защитных сил организма, стимулирование обмена веществ, деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем.

Более того студентам показана систематическая физическая тренировка, занятия физическими упражнениями как способ разрядки нервного напряжения и сохранения психического здоровья, т.к. разгрузка повышенной нервной активности через движение рассматривается как наиболее эффективная.

Тем не менее, роль физических нагрузок не ограничивается только благоприятным воздействием на здоровье. У людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями, систематическая мышечная деятельность способствует повышению психической, умственной и эмоциональной устойчивости организма при длительной напряженной умственной или физической работе. Оптимальные физические нагрузки положительно влияют на психологическое состояние студентов, активизируя защитные силы организма.

Список литературы.
  1. Венгерова Н.Н., Пискун О.Е., Возовиков С.А. Коррекция психологических состояний студенток 1-2 курсов высшей школы средствами физкультурно-оздоровительных технологий // Ученые записки университета Лесгафта. 2009. №6.  С.23-27.

  2. Ильина Н.Л. Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека // Ученые записки университета Лесгафта. 2010. №12 (70).

  3. Карнаухова Я. В., Слепова Л. Н., Хаирова Т. Н., Дижонова Л. Б. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №7-2.

  4. Курс лекций по физической культуре: Учебное пособие/ О.Л. Трещева, А. И. Муллер, Е. Б. Штучная, Е. Н. Мироненко; под ред. О.Л. Трещевой; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2006.  220 с.

  5. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича., М.: Гардарики, 2008.  448 с.

Просмотров работы: 2332