По своей сути страхование представляет собой создание целевых фондов денежных средств, предназначенных для защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц от внезапно наступивших, случайных по своей природе несчастий, сопровождающихся ущербами. Возмещение ущербов при страховании осуществляется за счет резервов, созданных из страховых взносов страхователей.
Страхование само по себе — это абстракция. Для того чтобы оно осуществлялось в реальной жизни, необходимо наличие системы специальных организаций-страховщиков и других субъектов страхового дела. Только в ходе осуществления ими своей деятельности возможно функционирование страхования как такового. А это и есть страховая деятельность, страховое дело.
Главной принципиальной чертой организации страхового дела в современный период считается развитие конкуренции страховых организаций. Конкуренция функционирует как в сфере добровольного страхования, так и в сфере обязательного страхования.
Целью организации страхового дела считается обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.
Страховой рынок – это специальная система организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируются предложение и спрос на них.
Объективная основа развития страхового рынка - необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной поддержке пострадавшим в случае непредвиденных не очень благоприятных обстоятельств. Названный рынок можно рассматривать как форму организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества, как совокупность страховых организаций (страховщиков), участвующих в оказании соответствующих услуг.
Развитие общества на всех этапах его формирования непрерывно связано с защитой граждан от неблагоприятных факторов, имеющих массовый характер.
Зарождение промышленности, бурный рост торговли и мореплавания способствовали появлению новых видов рисков и опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека.
Начиналось страхование в России с наиболее простых его видов. Самое первое страховое общество в Российской империи было «Рижское общество взаимного страхования от пожаров», созданное в 1765 году. С внедрением иностранных страховых компаний, предлагавших свои услуги обеспеченным гражданам, начался большой отток денежных средств за границу в виде страховых премий, который достиг больших размеров. Правительство ограничило доступ иностранных страховщиков на российский рынок и начало предпринимать меры по организации государственной системы страхования. Так было положено начало образованию государственной системы страхования.
Однако в 20-е годы происходит разгром системы страхования и ее восстановление. Революционные события, которые происходили в 1917 году, резко поменяли всю систему страховой защиты населения. В 1918—1920 годы была сделана попытка полного уничтожения страховой системы, но в 1921 году происходит восстановление страховой системы. Государственная система страхования довольно благополучно занималась личным страхованием. Великая Отечественная война 1941-1945 года подорвала существовавшую страховую систему, но полностью не разрушила ее.
Системы перестрахования в советский период не было, за исключением Ингосстраха, который с самого начала своей деятельности вынужден был перестраховать свои риски в зарубежных страховых компаниях.
В ноябре 1992 года был принят Закон РСФСР «О страховании», этот закон закрепил правовые основы свободного российского страхового рынка. Государство отказывается от своего участия в деятельности крупных страховщиков. Большой и сложно управляемый "Росгосстрах" фактически был вручен в управление менеджерам компании "Тройка Диалог". Также было объявлено о планах выхода государства из числа владельцев "Ингосстраха" - теперь на страховом рынке оно присутствует только косвенно, причем именно там, где без его участия обойтись невозможно.
В истории развития страховой отрасли в новейшей истории России выделяют несколько этапов. Первый этап развития российского страхового рынка характеризуется высокой долей неклассического страхования во взносах страховых компаний, что в результате позволило отрасли значительно повысить уровень собственной капитализации. Второй этап начинается с 2003 года, он характеризуется введением ОСАГО, очищением рынка от схем, ростом надежности страховых компаний и формированием качественного спроса на страховые услуги. Третий этап характеризуется большим финансовым кризисом. Влияние кризиса на страховой рынок продолжалось и в 2016 году.
Прогноз на 2017 год с точки зрения развития страхового рынка ожидается не менее, а, возможно, даже более сложным, чем 2016 год.
Снижение доходов населения и платежеспособного спроса повлекут за собой дальнейшее падение рынка каско и снижение продаж по страхованию жизни. Дорогой кредит и финансовые проблемы предприятий не позволят вырасти страхованию имущества юридических лиц. Закрытие наиболее массовых туристических направлений ударит по сегментам туристического и авиационного страхования.
Основными макроэкономическими факторами, влияющими на динамику рынка, являются продолжающийся экономический спад (ожидаемое сокращение ВВП по итогам года составит около 4% по различным прогнозам), высокая инфляция, падение реальных доходов и сокращение платежеспособного спроса населения, снижение доходов бизнеса, высокая стоимость денег и сокращение банковского кредитования.
Кроме того, страховая отрасль по-прежнему воспринимается не как инструмент финансовой стабилизации и защиты имущественных интересов, а как не создающая реальной потребительской ценности отрасль, увеличивающая и без того высокую финансовую нагрузку на бизнес и домохозяйства.
Однако основной системной проблемой рынка, как и ранее, останется кризис доверия между страховщиками и страхователями, нежелание последних покупать продукты с сомнительной потребительской ценностью по завышенным ценам и неспособность последних ни создать иную ценность, ни донести ее до потребителей доступным для них способом. Рост рынка упирается в ограничения платежеспособного спроса, и любое увеличение тарифов приведет только к падению продаж в добровольных видах страхования и уходу в «тень» - в обязательных.
Только усилия страховщиков по выстраиванию диалога с потребителями, лучшему пониманию их потребностей и адекватному ответу на эти потребности может способствовать дальнейшему развитию страхового рынка.
Библиографический список:
Данилов, А.А. История России / А.А. Данилов. – М.: Юрайт, 2013. –278с.
Козлова, Е.В. Основы социального и пенсионного страхования в России / Е.В. Козлова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 256с.
Серебровский, В.И. Страхование / В.И. Серебровский. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 296с.