ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Балашова К.П. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема правовой осведомленности у школьников в современном мире достаточно актуальна. Рост правонарушений преступности в обществе в среде школьников, рост неблагополучных семей, чтобы это предотвратить нужно и просто необходимо обучать детей правовой культуре. Обучение детей основам правовой культуры, формирование законопослушного поведения – вот одна из главных задачей воспитания.

1.Понятие «Правовое просвещение»

Правовое просвещение — это целенаправленная деятельность определенно-

го круга субъектов по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и способах их реализации, систематическому воздействию на сознание и поведение подрастающего поколения в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм, а также по формированию правосознания и правовой культуры.

Правовое просвещение и воспитание учащихся — это целенаправленная деятельность преподавателей образовательных организаций (школ, колледжей, лицеев, техникумов), ориентированная на создание условий для повышения правового сознания учащихся на основе общечеловеческих моральных ценностей; оказание детям помощи в жизненном самоопределении, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

2.Роль правового воспитания в становлении личности.

Целью правового воспитания учащихся является формирование у них правовой культуры, правовых знаний, включая позитивные правовые убеждения и ценности.

Наиболее актуальными являются следующие задачи:

1) создание условий для раскрытия и развития у учащихся творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии;

2) формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания;

3) формирование высокой нравственной культуры;

4) формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;

5) формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;

6) привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах ученического или студенческого самоуправления;

7) укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к табакокурению, наркотикам, алкоголизму, антиобщественному поведению;

8) профилактика правонарушений.

Внедрение правовой культуры в образовательную систему происходит с помощью телекоммуникационных технологий, дистанционного правового обучения и работы в сети интернет.

Правовое просвещение имеют важную и одну из главнейших ролей в становлении гражданина. Очень важно чтобы взрослые, будь то учителя или родители, смогли заложить основы правовых знаний в совсем еще юную детскую голову. Необходимо чтобы дети могли отличать хороший поступок от плохого, где можно переходить дорогу, а где нельзя, необходимо чтобы объяснили, что красть – это плохо, что обижать других – не допустимо. Тем старше ребенок становится тем больше нужно рассказывать ему о правах и обязанностях гражданина, чтобы вырастить законопослушного индивида в большой стране.

3.Формы работы по правовому воспитанию учащихся в образовательных организациях.

Построение образовательного и воспитательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. В процессе правового обучения и воспитания учителю необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды деятельности. Интерпретация правовых знаний посредством привлечения учеников к активной умственной и практической деятельности поможет перевести полученные знания в опыт. Реализация технологии правового воспитания учащихся может осуществляться в таких формах, как:

  • игры дидактические — сюжетно-ролевые, театрализованные и др.;

  • чтение и обсуждение программных произведений разных жанров,

  • чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг;

  • просмотр и обсуждение мультфильмов, фильмов, телепередач;

  • беседы социально-нравственного содержания, создание ситуаций морального выбора, ситуативные разговоры с детьми; рассказы о выходе из трудных житейских ситуаций;

  • рассказы об интересных фактах и событиях,

  • проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность;

  • организация тематических выставок;

  • конкурсы, викторины;

  • инсценирование сказок, рассказов, ситуаций;

  • экскурсии в музеи, суды и др.

Тематический урок— одна из самых доступных форм акцентирования

внимания обучающихся на конкретном предмете, вопросе, проблематике. Использование различных технологий позволяют эффективно достичь запланированных результатов, замотивировать обучающихся на самостоятельное изучение темы и применение на практике полученных знаний и навыков. Наиболее эффективными в правовом воспитании младших школьников является использование интерактивных методов обучения. Интерактивные методы — это методы, обеспечивающие личное участие, непосредственную включенность детей в предлагаемую деятельность. При использовании интерактивных методик исследуются противоречивые вопросы, моделируются реальные ситуации, предлагаются проблемы для совместного решения. Таким образом, интерактивные методики позволят педагогу создать в группе атмосферу сотрудничества и созидания. Наиболее популярными среди детей методами интерактивного обучения являются интерактивные лекции, диспуты, дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры. При разработке занятий педагогу необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и индивидуальные особенности воспитанников. Поэтому особое место в процессе правового воспитания младших школьников занимают дидактические игры.

Дидактическая игра как игровой метод обучениярассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические, игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями.

С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

4.Правовое просвещение в школах.

Вопросы по правовому просвещению рассматриваются на уроках предмета "Окружающий мир" в начальной школе; правовые проблемы поднимаются в курсе "Обществознание" в основной школе;

Становление и развитие права становятся объектом изучения в курсе истории.

Темы, затрагивающиеся в этих дисциплинах – это развитие осознания себя и своего места в обществе, формирование представления о людях, проживающих на территории России, расширение представления о правилах поведения в общественных местах, углубление представления об обязанностях детей в классе, дома, на улице, формирование потребности вести себя в соответствии с общепринятыми нормами и т.д.

Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.). На уроках обществознания учащимся рассказывают о базовых знаниях права.

Важную роль в формировании законопослушного гражданина играет учитель. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон № 273-ФЗ) возлагает именно на педагогических работников обязанность соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики (п. 2 ч. 1 ст. 48). Данные нормы должны быть установлены локальным нормативным актом образовательной организации, разработка которого в соответствии с Законом № 273-ФЗ относится к ее компетенции (ч. 4 ст. 47).

В феврале 2014 г. Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации разработали Кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — Кодекс), и направило его письмом от 06.02.2014 № 09-148 руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которыми рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность независимо от занимаемой ими должности.

Если просвещать учащихся правовыми знаниями, то в результате они:

  • будут обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

  • будут уважать и соблюдать права и законы;

  • будут жить по законам морали и государства;

  • станут законопослушными (по мере возможности охранять правопорядок);

  • станут толерантными во всех областях общественной жизни;

  • будут осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / авт. – сост. Э.И. Атагимова и Е.В. Горбачева. // М. : ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. — 76 с.

  3. Немного о правовом воспитании: методические рекомендации по правовому воспитанию учащихся в начальной школе (1–4 классы) / авт.-сост. Э.И. Атагимова, Е.В. Горбачева, А.А. Савичев, И.Н. Федоров. // М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. — 68с.

  4. Обществознание // Сычев А. А // М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010. С. 5.

  5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/118884

Просмотров работы: 644