МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Саитова Г.Р. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Музейная педагогика – это научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии, с позиции которой музей рассматривается как образовательная система. В России это направление утверждается за счет возникновения потребности в смене образовательных парадигм и формировании теории культурно-образовательной деятельности музея, в которой практика увидела бы свое отражение и благодаря которой получила бы новый импульс для своего развития [1, с. 215].

Понимание музейной педагогики как научной дисциплины наиболее близко позиции ученых-музееведов, а также тех музейных работников, которые ощущают необходимость выхода за рамки чисто эмпирического подхода к культурно-образовательной деятельности музея. Главной проблемой музейной педагогики является проблема образовательной специфики музея. Решить ее – значит ответить на вопрос, зачем люди ходят в музей, в чем они видят смысл музейного посещения. Проблема специфики имеет отнюдь не только теоретическое значение. Лишь последовательное ее выявление, уважительное отношение самого музея к своим музеям, к своим возможностям и одновременно постоянный поиск актуальных способов обращения к посетителю, расширение образовательных возможностей музея способны повысить его роль в общественном сознании [2, с. 42].

Понятие «образование» в контексте обсуждения проблем музейной педагогики трактуется как развитие человека, образование его ума, личностных качеств, душевных свойств, ценностного отношения к миру. Иными словами, это процесс обретения человеком своего образа, процесс, который, как подчеркивают специалисты, во многом носит стихийный характер и происходит в различных формах, в том числе в форме приобщения к историко-культурному наследию через музей.

Специфику музейного образования определяет то обстоятельство, что оно осуществляется на предметной основе и в специально организованной, эстетически значимой и информационно насыщенной предметно-пространственной среде, где органично сочетаются документально достоверное и художественно-образное начала и где человек находит «кратковременное убежище от агрессии, безобразия и шума внешнего мира» [5, c. 133]. Значение такой научной дисциплины, как музейная педагогика, определяется тем, что она способствует созданию именно подобного рода атмосферы, ибо предлагает путь осмысления всех видов музейной деятельности с позиции «от посетителя».

Важнейшая проблема музейной педагогики – это изучение музейной аудитории. Музейную аудиторию можно определить как общность людей, объединенных интересом к музею, что находит выражение в определенной их активности и мотивации посещения последнего. Описание аудитории осуществляется по нескольким параметрам. Это, прежде всего, социально-демографические признаки: образовательный уровень, профессиональная принадлежность, возраст, пол, место жительства. Наибольшее значение, как показывают практика и проведенные в музеях исследования, имеет образовательный фактор. Преимущественно уровень образования сказывается на отношении людей к музею, к его экспозициям и культурно-образовательным программам.

Аудиторию анализируют также с точки зрения направленности и ее интересов к определенным видам музейной коммуникации. В этом случае выделяются аудитория выставок или лекториев, посетители «выходного дня», те, кто совершенно разные аудитории по своему демографическому составу, интересам, предпочтениям, требованиям, которые они предъявляют к музею. Весьма существенной характеристикой является степень подготовленности и предрасположенности аудитории к восприятию. Осознание этого обстоятельства послужило поводом для выделения в структуре аудитории посетителей с высоким уровнем подготовки, со средним уровнем и «случайных». Обычно подобная классификация применяется для характеристики аудитории художественных музеев. Причем главным критерием для выделения этих типов являются не столько искусствоведческие познания людей, сколько степень их эмоциональной отзывчивости и наличие навыков восприятие данного вида искусства – «насмотренности» [4, с. 265].

Вопрос о том, «кто» приходит в музей, неотделим от вопроса, «что» и «как» воспринимается аудиторией, а потому очередной проблемой является эффективность музейной коммуникации. Опираясь на знания об аудитории, и ее реакциях, музейная педагогика подходит к решению никогда не теряющих своей актуальности вопросов, связанных с методикой работы с различными категориями посетителей. Наиболее разработанной является методика взаимодействия с детьми, подростками и учащейся молодежью, которая предполагает учет возрастных особенностей этих групп.

Уже в самом раннем возрасте познание детьми окружающей действительности осуществляется путем накопления чувственных впечатлений, получаемых ребенком в результате его контактов с составляющими эту действительность предметами. Способность к переживанию зрительных впечатлений детей развита едва ли не в большей степени, чем у взрослых. Поэтому в работе с детской аудиторией особенно важно идти от экспоната, от предмета, постепенно подводя слушателей к обобщениям, доступным для понимания в их возрасте.

Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал посредством осязания. И поскольку осязание дополняет и обогащает зрительную информацию, манипулирование предметами является необходимым этапом развития ребенка. Это положение было обосновано в экспериментальных исследованиях, которые подтвердили важность предметных действий для формирования интеллекта ребенка и развития внутреннего плана сознания. Поэтому работающие с детьми специалисты стремятся вводить в экспозицию или специально приносить на занятии экспонаты (копии, дубликаты, модели), которые дети могут подержать в руках. Если для самых маленьких непосредственное манипулирование с предметом практически обязательно, то для старших детей достаточно «зрительное ощупывание» предмета, мысленное действие с ним. Психологи установили, что использование приема моделирования движением в работе с детьми 6-7 лет увеличивает запоминание ими информации более чем на 40%, а также обеспечивает точность описания и изображения исторических предметов и ситуаций [6, с. 200].

Активное освоение музейной информации осуществляется в игровой деятельности. Игра в жизни дошкольника и младшего школьника остается ведущей формой познания. Именно в игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, у них пробуждается творческое начало, развивается воображение. Проведение музейных игр требует очень большой работы музейного педагога, который должен дать детям четкое и одновременно доступное их понимание представление о том контексте, в котором протекает игровое действо [3, с. 78].

В экскурсионной работе с детьми младшего возраста весьма эффективен вопросно-ответный метод. Всякая экскурсия представляет собой специфически вид общения, но если при работе со взрослыми это общение носит преимущественно скрытый характер, осуществляется во внутреннем плане, то экскурсия с детьми предполагает постоянный, открытый диалог, ибо они особенно расположены к общению. Предпочтение отдается не вопросам на проверку знаний, а тем, которые требуют работы воображения, обращения к собственному жизненному опыту, а главное побуждают к детальному рассматриванию, отгадыванию смысла и значения того, что видит ребенок.

Восприятие музейной информации требует от маленьких детей большого умственного и физического напряжения. Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость мешают подолгу стоять у музейной витрины, рассматривать большое количество экспонатов, впитывать все новые и новые сведения. Поэтому при работе с малышами важно знать, какое время займет занятие, что и в каком объеме планируется в ходе него показать детям. Наиболее эффективно они воспринимают информацию только первые 15-20 минут, после чего следует спад внимания. А потому при продолжительности экскурсии в 40-45 минут ее первую половину рекомендуется сделать информационно более насыщенной, тогда как во вторую желательно ввести элементы игры, творческой работы детей или создать условия для двигательной разрядки. Последняя может быть связана непосредственно с осмотром экспоната. Важно также не забывать, что детям очень трудно стоять на одном месте. Остановка у одной витрины не может быть очень долгой: обычно она составляет 1-3 минуты. Особая проблема – отбор экспонатов. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена, в силу чего быстро возникает ощущение музейной усталости. Поэтому количество демонстрируемых предметов следует ограничить 7-10 экспонатами [7, с. 150].

Для того чтобы маленький посетитель обогатился новыми знаниями и впечатлениями, необходимо постоянное закрепление материала, возвращение к уже увиденному и услышанному. Лучшей формой закрепления и осмысления является творческая работа – самый естественный для детей способ освоения информации. Во многих музеях стало традицией каждое занятие с детьми заканчиваться в мастерской, где они что-то делают собственными руками. Так возникает ситуация «знания через руки», дающая наибольший образовательный эффект в работе с дошкольниками младшими школьниками.

Работа со школьниками средних и старших классов стоится с учетом их познавательной потребности, сформировавшейся способности к усвоению значительного объема знаний. Это предполагает информационную насыщенность, познавательную значимость музейных мероприятий для подростков. При этом, говоря о характере получения знаний в музее, очень важно учитывать, что музей никак не может подменять или дублировать другие источники информации.

Сознание школьников среднего и старшего возраста отмечено известной противоречивостью. Восприимчивость к новому, доверчивость сочетаются со стремлением критически осмыслить опыт старших. Вследствие этого возрастает потребность в убедительности используемой в ходе беседы с маленькими экскурсантами аргументации, в широте предлагаемой их вниманию информации. В музее таким бесспорным аргументом является подлинник. Однако сама по себе опора на подлинник не является достаточной гарантией убедительности. В работе со школьниками-подростками чрезвычайно эффективен метод, получивший название проблемного, когда создается ситуация «завоевания» знаний, а не получения их в готовом виде. Важно побудить школьников напрягать умственные силы, отыскивая ответы на возникающие вопросы, самостоятельно извлекая знания из первоисточника [8, с. 114].

Для школьников среднего и старшего возраста особенно важны доверительные интонация, разговор, пробуждающий к совместному обсуждению тех или иных тем. Познавательные интересы у подростков зачастую формируются в самостоятельной деятельности. Тягу к самостоятельности может учитывать и развивать музей. Это особенно важно, потому что постоянное увлечение потока информации требует от современных детей умения добывать знания самостоятельно.

Восприятие экспозиции требует от посетителя значительных интеллектуальных усилий, воображения, а не пассивности. И можно так организовать осмотр экспозиции, чтобы он превратился в творческий поиск. Этот метод давно и продуктивно используют зарубежные, а теперь и российские музеи, которые создают для школьников «листки активности», «творческие задания», «рабочие тетради», которые дети самостоятельно используют в ходе осмотра экспозиции. Актуальность применения такой методики подтверждают наблюдения отечественных музейных педагогов и учителей, которые отмечают, что постепенно у старших подростков падает интерес к экскурсии и соответственно возрастает стремление к самостоятельному осмотру музея.

Важная психологическая особенность обучающихся старшего возраста – потребность в общении со сверстниками. Музей обладает возможность организовать такое общение, придав ему содержательный и творческий характер. Актуализируется развитие кружков, клубов, студий, где создаются оптимальные возможности для организации исследовательской работы подростков, часто в сочетании с художественным творчеством, а также для формирования навыков социальной активности.

Следующая возрастная группа – студенческая молодежь. Это молодые люди, которые сознательно встали на путь освоения «интеллигентных» профессий, пройдя достаточно жесткую систему конкурсных экзаменов. Осознанная установка на образование, динамизм, восприимчивость к новому подчас сочетаются у студентов с завязкой на исключительность, с максимализмом в оценках и требованиях, предъявляемых к жизни.

Беседа с постепенным вовлечением аудитории в круг рассматриваемых вопросов, по их мнению, способствует установлению эмоциональной атмосферы занятий, приучает слушателей не только воспринимать, но и мыслить, вырабатывать свое отношение к творчеству того или иного мастера, к конкретному произведению искусства. Ключевым в этих размышлениях является слово вовлечение. И в данном случае имеются в виду вовлечение в обмен мнениями, создание в ходе занятий в деятельность.

Музей может предложить студентам достаточно широкий спектр возможностей непосредственного участия в поисковой, исследовательской, фондовой, культурно-образовательной работе. Рассмотренные вопросы музейной педагогики требуют дальнейшего осмысления для расширения просветительской и культурно-образовательной функции музеев.

Список использованных источников

1. Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века. – СПб.: СПбГУКИ, 2004. – 408 с.

2. Каган, М.С. Музей в скрещении энергий образования и воспитания // Произведения искусства в образовательном процессе. Международная научно-практическая конференция. Тезисы докладов. – СПб., 2000. – С.40–44.

3. Майстровская, М.Т. Музейные экспозиции. Искусство – архитектура – дизайн. – М., 2002. – 216 с.

4. Нагорский, Н.В. Музей в духовной жизни общества. – СПб., 2004. – 432 с.

5. Столяров, Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования. – СПб., 2007. – 340 с.

6. Столяров, Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. – М.: Высшая школа, 2004. – 216с.

7. Столяров, Б.А. Основы экскурсионного дела. – СПб.: Высшая школа, 2002. – 200 с.

8. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей. – М.: Рос.ин-т культурологии, 2001. – 223 с.

Просмотров работы: 235