ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аминева Г.Р. 1, Аюпов А.А. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная система профессионального образования в условиях рыночных отношений одним из приоритетов для успешного решения задач подготовки квалифицированных кадров выделяет принцип учета интересов обучаемого. В этой связи перед преподавателями стоит задача выработки и внедрения таких приемов и методов обучения, которые бы были нацелены на активацию творческого потенциала студента, его желания обучаться. Внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в системе профессионального образования. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, обращенная к конкретным и прогнозируемым целям [1].

Важная особенность интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, благодаря чему процесс обучения выводится на продуктивный уровень. Интерактивное обучение в организации образовательного процесса, сводится к совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, к обмену знаниями, идеями, способами деятельности.

А. Зверев приводит результаты опроса проведенного американскими социологами, которые обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. Оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы. Получается, что школа, независимо от того, в какой стране она находится, способна успешно учить только одного из десяти своих учащихся [2].

К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно» [3].

В педагогике различают несколько моделей обучения [4]:

  • пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

  • активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

  • интерактивная - взаимодействие.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Среди целей интерактивного обучения многие авторы отмечают [5]:

  • стимулирование учебно-познавательной мотивации;

  • развитие самостоятельности и активности;

  • воспитание аналитического и критического мышления;

  • формирование коммуникативных навыков

  • саморазвитие учащихся.

В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее. Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

Преподаватель становится помощником в работе, а не главным носителем информации. Его роль подводить участников обучения к самостоятельному поиску. Поэтому активность преподавателя уступает место активности студентов, его задача – создавать условия для инициативы студентов.

Интерактивные методы могут применяться при организации следующей работы со студентами: тематических занятий; творческих коллективов при работе над учебным проектом; формирование портфолио студента; дискуссий; для создания образовательных ресурсов [6].

В образовательной практике применяются такие интерактивные подходы, как творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры), использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии), социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки).

При изучении и закреплении нового материала возможна интерактивная лекция, работа с видео- и аудиоматериалами, мозговой штурм, тренинги. Остановимся на некоторых формах, которые преподаватель может использовать для решения воспитательных и учебных задач:

«Микрофон». Студентам предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По аудитории пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон», обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

«Мозговой штурм». Для решения проблемного вопроса студентам предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится их анализ и обсуждение.

«Два, четыре – вместе». Студентам предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит обобщение вопроса.

«Выбери позицию». Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Студенты группы выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятия правильного решения.

Приобретение ключевых компетенций зависит от активности самого студента. Поэтому одной из важнейших задач является внедрение в учебный процесс активных методов, которые в совокупности дают возможность организовать интерактивное обучение. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Совместная деятельность означает, что каждый вносит в нее свой особый вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

При интерактивном обучении достигается развитие интеллектуальных способностей студентов, самостоятельности мышления, критичности ума; достижение быстроты и прочности усвоения учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений; развитие творческого потенциала. Формируются способности самостоятельной поисковой деятельности.

Интерактивному взаимодействию характерны признаки:

многоголосье (возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою точку зрения по рассматриваемой проблеме);

диалог (предполагает умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи).

мыследеятельность (организация активной мыслительной деятельности учащихся);

смыслотворчество (осознанное создание новых смыслов по изучаемой проблеме);

создание ситуации успеха (позитивное и оптимистичное оценивание учащихся).

рефлексия (самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса как своей деятельности, так и взаимодействия).

Таким образом, модернизация системы профессионального образования России предполагает переход к таким методам обучения, которые основаны на конструктивистском, оперативном подходе, вместо традиционного линейного подхода, когда в процессе обучения знания давались впрок (по принципу – чем больше, тем лучше)

Компетентностный подход предполагает развитие личности обучающегося, его способности к саморазвитию, самоопределению и самообразованию. Добиться этого можно переходя к стратегии интерактивного обучения, которая основана на субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося (паритетности), многосторонней коммуникации, конструировании знаний учащимся, использовании самооценки и обратной связи, активности учащегося.

Таким образом, интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный студент как индивид, а группа взаимодействующих студентов, которые стимулируют и активизируют друг друга.

На основе анализа теории и практики использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки студентов, можно сделать ряд выводов:

во-первых, интерактивные методы обучения дополняют и развивают уже известные научные педагогические методы, поэтому происходит их активное внедрение в учебный процесс;

во-вторых, интерактивные методы обучения можно использовать для подготовки студентов СПО более эффективно, если их использование основывается на современном научном подходе, технических средствах;

в-третьих, необходимость использования интерактивных методов обучения в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов связана с новой парадигмой развития обучающих информационных технологий.

От того, насколько каждый индивид - студент, будет вовлечен в процесс обучения, в конечном итоге будет зависеть уровень его образованности во всех смыслах этого слова. Кроме этого, глобальная информатизация современного общества также оказала существенное влияние на образовательный процесс, на систему профессионального образования в России, потребовав радикального пересмотра используемых методик обучения.

Список использованной литературы

  1. Амонашвили, Ш.А. Размышление о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвилли – Минск: Современное слово, 2009. – 214 с.

  2. Григальчик, Е. К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е.К. Григальчик, Д. И. Губаревич – Минск: Современное слово, 2009. – 144 с.

  3. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник / Е.В. Бережнова – М.: Просвещение, 2007. – 98 с.

  4. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие / А.Н. Джуринский – М.: Дрофа, 2008. – 226 с.

  5. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н.И. Двуличанская // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. - 2011. - №4 - 16-17 с.

  6. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие / С.С. Кашлев – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 224 с.

  7. Курышева, И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся / И.В. Курышева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. - №112 – 12-14 с.

Просмотров работы: 1096