ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Максимова А.Э. 1, Аетбаева Ю.Ю. 2, Гареева Л.Ф. 2
1БГПУ им. М. Акмуллы
2Башкирский Государственный Педагогический университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное образование характеризуется становлением гуманистической парадигмы, которая предполагает иные, подходы к организации образовательного процесса, основанные на концепции индивидуального и личностно-ориентированного подхода, основой которых является индивидуальный подход к каждому ученику с учетом его темперамента, характера и способностей для успешного усвоения образовательных программ.

Объектом нашего изучения является влияние индивидуально- психологических личностных качеств обучающегося на успешность усвоения образовательной программы.

Цель нашего исследования выявить влияет ли темперамент на успешность учебной деятельности.

Мы, анализируя свои темпераменты, выявили некоторые закономерности, которые влияют на процесс обучения.

Темперамент (от лат. temperamentum—соотношение, смешение частей, соразмерность) — комплекс пепходинампческих свойств инди­вида, проявляющийся в особенностях его психической активности — интенсивности, скорости и темпе психических реакции, эмоциональ­ном тонусе жизнедеятельности; природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чув­ствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации, спо­собность к волевым усилиям. [7, 145-165]

1.Сангвинический темперамент

2. Холерический темперамент.

3. Флегматический темперамент.

4.Меланхолический темперамент.

Сангвиник обладает быстрой реакцией и моментально адаптируется к смене обстоятельств. Плодотворен в учебном процессе, но только если она осуществляется в интересной форме (например, игровой), в ином случае ему становится нудно, он начинаетбездельничатьи всеми силами старается избежать выполнения задания. Учеба дается им легко, новый материал они усваивают быстро, но не пытаетсяуглубить эти знания. Сангвиники умеют делать несколько дел сразу, скорость переключения внимания у них высока, но такой многозадачный труд часто носит поверхностный характер. Возможно множество ошибок из-за невнимательности.

Обучение меланхолика – не простой процесс. Педагогам и родителям потребуется немало усилий для этого. Именно внутренние страхи влияют на процесс обучения. У меланхолика не очень высокий интеллект и медленная скорость реакции, поэтому ему сложно сконцентрироваться на чем-либо. Но они отличные слушатели, по себе могу сказать, что-то, что я слушаю на лекциях, запоминается больше чем, то, что я учу сама. Если они найдут свое дело, то, чем они заинтересуются, то вкладывают все силы. Поэтому в процессе обучения нужно создавать условия для получения новых позитивных эмоций, интересных впечатлений, организовать возможность заниматься интересными и разнообразными делами.

Флегматики наиболее усердные учащиеся, трудолюбивые, настойчивые, аккуратные и внимательные. Их медлительность компенсируется прилежанием и строгим распределением времени. Флегматик может долго «вливаться» в учебу, но когда уже погружается в нее и занимается ею всё свободное время. Любят анализировать и сопоставлять факты, изучать тему со всех сторон и точек зрения, добиваться истины. Это прилежные ученики, уважающие учителей.

Холерик – главный затейник в группе. Он стремится подчинить себе своих одногруппников, но и сам может подчиниться более авторитетному лидеру. Холерик любит азарт, риск и активное времяпровождение, поэтому в нем нужно воспитывать усидчивость и сконцентрированность. А для того, чтобы заинтересовать холерика, нужно подобрать интересный материал, заменить чтение учебника каким-либо фильмом по теме, проводить групповые дискуссии с одногруппниками. Работоспособность холерика сильно зависит от настроения.

У каждого типа темперамента можно найти свои плюсы и минусы. Человек, которым обладает любым типом темперамента, может быть легко обучаемым и тяжело обучаемым, но тип темперамента не влияет на умения человека, просто одни жизненные вопросы легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

К какому бы типу темперамента не относился человек, он можетсформировать, развить все необходимые, положительные черты личности; темперамент будет лишь придавать своеобразие этим чертам.

Таким образом, индивидуализация процесса обучения, основанная на учете психодинамических свойств (темперамента), способствует повышению активности и уровня развития интеллектуальных способностей обучающихся, оказывает положительное влияние на их успеваемость.

Использованная литература:

1. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя. Книга 1.- М.: ВЛАДОС, 2000. - 300 с.

2. Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 306 с.

3. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 160 с.

4. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 171 с.

5. Подласый И.П. Продуктивная педагогика. – М.: Народное образование, 2003. – 327 с.

6. Практическая психодиагностика методики и тесты. Уч. пособие/Ред. – сост. Д. Я. Райгородский - Самара: изд. Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.

7. Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах. Книга 2.Психология образования – М., 2001. – 285 с.

Просмотров работы: 438