МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

Маркова Е.В. 1, Васильева В.С. 2
1ФБГОУ ВО ЮУрГГПУ «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
2Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. Факультет инклюзивного и коррекционного образования.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. По мнению ученых (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик, П.М. Якобсон), этот возраст весьма значим для формирования и развития коммуникативных компетенций.

Для изучения особенностей коммуникативной компетенцииу детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня можно использовать следующие методики:

–методика определения ведущей формы общения ребенка со взрослым (М.И. Лисина);

– методика «Рукавички» для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г.А. Цукерман);

– методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);

– исследование умений вести диалог (И.А. Бизикова).

Рассмотрим содержание данных методик.

1) Методика по определению ведущей формы общения ребенка со взрослым, разработанная М.И. Лисиной.

Для использования методики М.И. Лисиной по диагностике форм общения необходимо познакомиться с предлагаемой автором классификацией форм общения и их основных параметров дошкольном возрасте, которая представлена в таблице 1.

В предлагаемой М.И. Лисиной методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так к она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).

1) Ситуативно-деловая (СД) форма общения.

Для ее изучения организуется игра с участием взрослого. Он предварительно рассказывает, в чем состоит игра, как пользоваться игрушками. Затем ребенок разворачивает свою деятельность. Взрослый наблюдает, оказывает при необходимости помощь: отвечает на вопросы, откликается на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками.

2) Внеситуативно-познавательная (ВП) форма общения.

С целью изучения этой формы общения осуществляется чтение обсуждение книг. Книги подбираются соответственно возрасту детей и имеют познавательный характер (о животных, машинах). Взрослый читает книжку, объясняет, что нарисовано на картинках, дает возможность ребенку сообщить о своих знаниях в соответствующей области, подробно отвечает на вопросы ребенка. Тему беседы и конкретную книжку ребенок выбирает сам из ряда предложенных.

3) Внеситуативно-личностная (ВЛ) форма общения.

С детьми проводится беседа на личностные темы. Экспериментатор задает вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе. Взрослый рассказывает о себе, о поступках разных людей, оценивает свои достоинства и недостатки, старается быть равноправным и активным участником беседы.

Таблица 1

Формы общения и их основные параметры

Параметры форм общения

Время прояв-ления

С кем и где общается ребенок

Вид потребности

Ведущий мотив общения

Средство общения

Продукты общения

Ситуативно-деловая (предметно-действенная) форма общения

6 мес. (от 6 мес. До 3 лет)

Совместная деятельность со взрослым в ходе предметной деятельности

Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве

Деловой: взрослый – образец для подражания, эксперт, помощник

Предметно-действенные операции

Развитие предметной деятельности. Подготовка к овладению речью

Внеситуативно-познавательная форма общения

3 – 4 года (с 3 лет до 5 лет)

Совместная деятельность со взрослыми и самостоятельная деятельность ребенка

Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении

Познавательный: взрослый – источник познания. Партнер по обсуждению причин и связей

Речевые операции

Развитие наглядно-образного мышления и воображения

Внеситуативно-личностная форма общения

5 – 6 лет (с 5 до 7 лет)

Общение разворачивается на фоне самостоятельной деятельности ребенка

Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении. Ведущая роль – стремление к взаимопомощи и сопереживанию

Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями и умениями

Речь

Накопление морально-нравственных ценностей. Развитие логического мышления. Готовность к обучению. Система мотивов, произвольность поведения

Далее рассмотрим описание методики М.И. Лисиной.

1. Цель: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.

Проведение обследования. Диагностика форм общения проводится следующим образом. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку (II ситуация) или поговорить (III ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более 15 мин.

Во время обследования при выборе каждой новой ситуации педагог заполняет на ребенка отдельный индивидуальный лист протокола. Таким образом, в каждом обследования будет заполнено три протокола - на каждую ситуацию.

В случае, если ребенок вновь и вновь выбирает, например, игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и личностному общению, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения (отмечается в графах 5-10 протокола).

В протоколах фиксируются 6 показателей поведения детей:

– порядок выбора ситуаций;

– основной объект внимания в первые минуты опыта;

– характер активности по отношению к объекту внимания; I

– уровень комфортности во время эксперимента;

– анализ речевых высказываний детей;

– желательная для ребенка продолжительность деятельности.

Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:

1-я ситуация (совместная игра) – ситуативно-деловое общение;

2-я ситуация (чтение книг) – внеситуативно-познавательное общение;

3-я ситуация (беседа) – внеситуативно-личностное общение.

При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах. Особое внимание уделяете тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми (таблица 2).

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

Таблица 2

Шкала показателей для определения ведущей формы общения

ребенка со взрослыми

№ п/п

Показатели поведения

Количество баллов

I

Порядок выбора ситуации:

– игры-занятия,

– чтение книги,

– беседа на личностные темы.

1

2

3

II

Основной объект внимания в первые минуты опыта:

– игрушки,

– книги,

– взрослый.

1

2

3

III

Характер активности по отношению к объекту внимания:

– не смотрит,

– беглый взгляд,

– приближение,

– прикосновение,

– речевые высказывания.

0

1

2

3

4

IV

Уровень комфортности во время эксперимента:

– напряжен, скован,

– озабочен,

– смущен,

– спокоен,

– раскован,

– весел.

0

1

2

3

4

5

V

1.

2.

3.

4.

Анализ речевых высказываний детей:

По форме:

– ситуативные,

– внеситуативные.

По теме:

– несоциальные (животные, игрушки, бытовые вещи, предметы и т.д.),

– социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители и т.д.).

По функции:

– просьбы о помощи,

– вопросы,

– высказывания.

По содержанию:

– констатирующие высказывания,

– высказывания о принадлежности,

– оценка мнения.

1

2

1

2

1

2

3

1

2

3

VI

Продолжительность деятельности:

– минимальная – до 3 мин,

– средняя – до 5 мин,

– максимальная – до 10 мин и более.

1

2

3

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком; при этом осуществлялась качественная и количественная (по четырехбалльной шкале) оценка результатов выполнения заданий.

Таким образом, фиксировались следующие показатели:

1) порядок выбора предложенной ситуации взаимодействия;

2) основной объект внимания в первую минуту исследования;

3) характер активности по отношению к объекту внимания;

4) уровень комфортности состояния ребенка во время эксперимента;

5) особенности речевых высказываний детей;

6) продолжительность взаимодействия (определялась по желанию ребенка, но не более 15 минут).

На основе этих показателей были определены оценочные уровни сформированности коммуникативных навыков у детей в направлении от самого высокого к самому низкому.

Высокий уровень:Ребенок легко вступает во взаимодействие как со взрослым, так и со сверстниками. Речевые высказывания носят внеситуативный, личностный, социальный характер, присутствуют высказывания оценочного мнения. Ребенок является инициатором разговора. Во время общения чувствует себя раскованно. Основной объект внимания в первую минуту исследования – другой человек. Активность по отношению к объекту внимания проявляется в речевых высказываниях, вопросах познавательного характера. Предпочтение отдает беседам на личностные темы. Длительность взаимодействия 15 минут и более.

Средний уровень: Ребенок вступает во взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Во время общения чувствует себя спокойно. Основной объект внимания в ходе деятельности может меняться – переключается с человека на книги и игрушки. Активность проявляется в прикосновениях и рассматривании объекта внимания. В речи присутствуют высказывания оценочного характера, ситуативные и внеситуативные, вопросы. Предпочтение отдается рассматриванию различных предметов (книг, игрушек) и взаимодействию с ними. Длительность взаимодействия от 10 до 15 минут.

Низкий уровень: Ребенок с трудом вступает во взаимодействие со взрослыми по инициативе взрослого. Контакты со сверстниками отсутствуют, ребенок предпочитает одиночные игры без речевого сопровождения. Использует отдельные речевые высказывания – односложные ответы на вопросы взрослого. Во время взаимодействия чувствует себя скованно, напряженно. Основной объект внимания в первую минуту исследования – игрушки. Активность ребенка ограничивается беглым взглядом на объект внимания. В ходе взаимодействия на вопросы не отвечает, помощи не просит. Быстро пресыщается деятельностью. Длительность взаимодействия − до 10 минут.

2) Методика «Рукавички» для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Подготовка исследования. Приготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Первая серия. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

Вторая серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Третья серия аналогична первой, а четвертая серия - второй. Но в них участвуют дети разного возраста.

Во всех сериях дети выполняют задание самостоятельно.

Обработка данных. Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.

2. Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют.

3. Как относятся к результату деятельности, своему и партнера.

4. Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается.

5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй и четвертой сериях).

Определяют, как зависят эти показатели от возрастного состава пар испытуемых. Делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Таким образом, нами проанализированы методики изучения особенностей общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уровня.

3) Методика «Культура общения»(Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

Методика «Культура общения ребенка». За ребенком наблюдают в естественных условиях. Анализ протоколов проводят по схеме:

1) Общение со взрослыми

1. Как обращается к взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу; как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое; употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

2. Умеет ли разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди, чтобы что-то ему сказать.

3. Насколько внимателен ребенок ко взрослому; умеет ли вовремя прийти ему на помощь. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому. Как и в каких ситуациях.

2) Общение со сверстниками

1. Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника по имени; умеет ли обращаться вежливо, спокойно. Употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

2. Внимателен ли к сверстнику: замечает ли его настроение; старается ли помочь; умеет ли не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается ли с его мнением.

3. Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях: уступает, кричит, дерется, обзывает, обращается за помощью к взрослому.

4. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

Нормативные показатели сформированности навыков культуры общения:

5-6 лет: говорят спокойно, с уважением, заботливо относятся ко взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе в отсутствие воспитателя. Дружелюбно напоминают сверстникам о правилах поведения. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко.

6-7 лет: закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми.

4) Методика изучения умений вести диалог (И.А. Бизикова).

Критерии диагностики:

- умение задавать вопросы;

- умение отвечать на вопросы в соответствии с темой и ситуацией общения;

- умение сообщать собеседникам свое мнение;

- умение выражать просьбы, советы, предложения;

- умение сообщать о своих чувствах, делиться новостями;

- умение вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета.

Для диагностики каждого умения были определены показатели и способы оценки (таблица 4).

Таблица 4

Содержание диагностики умений вести диалог (методика И.А. Бизиковой) [7]

№ п/п

Умение

Характеристика

Баллы

1

Умение задавать вопросы

в речи присутствуют вопросы делового, познавательного и социально-личностного содержания

5

наличие вопросов делового и познавательного характера, изредка используются вопросы социально-личностного характера

4

вопросы однообразны (по поводу деятельности)

3

крайне редко задает вопросы

2

2

Умение отвечать на вопросы

отвечает охотно, коммуникативно целесообразно, по теме

5

изредка уходит от ответа на вопросы сверстников

4

может оставить без ответа вопросы как взрослых, так и сверстников, ответы не отличаются исчерпанностью

3

отвечает неохотно

2

3

Умение сообщать собеседникам свое мнение

спокойно, аргументированно высказывают свое мнение

5

не всегда может аргументировать свое мнение

4

редко прибегает к словесным аргументам

3

с трудом формулирует мнение

2

4

Умение выражать просьбы, советы, предложения

легко и свободно обращается к собеседнику (с просьбами, советами, предложениями и другими видами побуждений)

5

чаще всего может выразить побуждения, но изредка наблюдаются затруднения при формулировании некоторых побуждений (разъяснении, приглашении и др.)

4

затрудняется в использовании побуждений, не всегда адекватно формулирует их

3

слабое проявление умения или его полное отсутствие

2

5

Умение сообщать о своих чувствах, делиться новостями

всегда охотно сообщает о своих чувствах, впечатлениях, делится новостями

5

делится впечатлениями со сверстниками, близкими взрослыми, высказывает жалобы на сверстников

4

редко по своей инициативе вступает в общение, жалуется на сверстников

3

почти не использует реплик-сообщений

2

6

Умение вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета

разнообразные варианты формул речевого этикета используются адресно и мотивированно, доброжелательным тоном

5

ребенок использует единичные формы речевого этикета, не всегда их адресует и мотивирует. Изредка наблюдается недоброжелательная интонация в выражениях побуждений

4

использует формулы речевого этикета не во всех ситуациях побуждений, редко обращается по имени к детям и воспитателю. Доброжелательность проявляет ситуативно

3

почти не прибегает к формулам речевого этикета, преобладает недоброжелательность в обращениях

2

Характеристика уровней умений вести диалог представлены в таблице 5.

Таблица 5

Характеристика уровней развития умений вести диалог (методика И.А. Бизиковой) [7]

Уровни

Характеристика

Средний балл

Высокий

Сформированность умений задавать вопросы и отвечать на них, знанием правил речевого общения, умений реагировать на сообщения, выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; выражать готовность к выполнению побуждения или отказываться от выполнения

4-5

Средний

Недостаточная сформированность умений задавать вопросы и отвечать на них, знание отдельных правил речевого общения, эпизодическое проявление умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствие готовности к выполнению побуждения; недостаточный интерес к процессу общения, ограниченное использование средств общения

3-3,9

Низкий

Отсутствие умений задавать вопросы и отвечать на них, знания отдельных правил речевого общения, редкое проявление умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствие готовности к выполнению побуждения; отсутствие интереса к коммуникативной деятельности и безразличие к окружающим

2-2,9

Оценка осуществляется в процессе наблюдения за речью ребенка в повседневном общении, самостоятельной игровой деятельности детей.

Список литературы:

  1. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О.А. Бизикова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136 с.

  2. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2010. – 291 с.

  3. Лисина, М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М.И. Лисина. – М.: Академия, 2012. – 270 с.

  1. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др. – М.: Просвещение, 2008. – С.72-117.

Просмотров работы: 11948