Государственная финансовая поддержка сельского хозяйства - это экономический механизм регулирования доходов сельхозтоваропроизводителей, структуры сельскохозяйственного производства, аграрного рынка, межотраслевых и межхозяйственных отношений.
Основными факторами государственной финансовой поддержки являются прямое и косвенное государственное субсидирование. Первое включает прямые государственные компенсационные платежи, платежи при ущербе от стихийных бедствий, за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сохранение посевных площадей и т.д.).
К косвенной государственной поддержке относятся поддержка внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию; установление квот, тарифов, налогов на экспорт и импорт продовольствия; компенсации на приобретение средств производства; предоставление субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов; выплата процентов по полученным кредитам и страхованию; субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции, строительство производственных помещений, осуществление ирригационных проектов, рекультивацию земель, создание фермерских объединений.
В развитых странах широко распространены прямое и косвенное субсидирование, например, аграрная поддержка в Японии составляет 49%, Канаде – 45%, США – 30%, Беларуси – 18,1%, России – 7,2%, Казахстане – 2,5% [2].
По данным статистики, прирост в экономике сельского хозяйства США на 50% обеспечивается за счет государственного финансирования науки. Здесь на развитие сельскохозяйственного производства в расчете на единицу продукции вкладывается средств на 30% больше, чем в другие отрасли. На стабилизацию доходов направляется около 60% всех бюджетных средств на сельское хозяйство [1].
Уровень целевых цен на основные виды сельскохозяйственной продукции гарантирует уровень дохода для самофинансирования. Реализация продукции осуществляется по рыночным ценам, в конце года фермер получает разницу между целевой ценой и ценой реализации.
Для повышения доходов фермер применяет также залоговые цены. Он сдает в товарно-кредитную корпорацию под залог всю продукцию в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговых, и получает компенсацию в размере залоговой цены, за вычетом издержек за хранение продукции. Тем самым фермер получает чистую прибыль (залоговая ставка минус цена мирового рынка).
Формы субсидирования в сельхозпроизводстве России имеют свои особенности, отличающиеся от зарубежных стран, и в основном направлены на производство единицы растениеводческой и животноводческой продукции. Субсидии выделяются ежегодно по следующим направлениям на:
удешевление (до 40%) стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ;
частичное возмещение (до 40%) стоимости затрат на закладку и выращивание многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда;
полное возмещение владельцам хлопка стоимости затрат на экспертизу качества хлопка-волокна;
удешевление (до 50%) стоимости удобрений (за исключением органических) и стоимости затрат на обработку сельскохозяйственных культур гербицидами, произведенными отечественными производителями [3].
В таблице 1 представлены показатели, характеризующие эффективность субсидирования сельхозтоваропроизводителей в России.
Таблица 1 Эффективность субсидирования сельхозтоваропроизводителей в России [4]
Период |
Объем субсидий, выданных сельхозтоваропроизводителям, млрд.руб |
Валовое производство сельхозтоваропроизводителей, млрд.тонн |
2010 |
7,4 |
344,3 |
2011 |
7,6 |
369,1 |
2012 |
9,2 |
376,1 |
2013 |
13,4 |
426,1 |
2014 |
14,4 |
453,2 |
2015 |
21,4 |
458,9 |
Исходя из данных таблицы, можно сформулировать вывод, что государственное субсидирование сельхозтоваропроизводителей оказывает существенное влияние на рост валового производства сельскохозяйственной продукции.
Однако существует ряд проблем, с которыми сельхозтоваропроизводители сталкиваются при получении государственной поддержки.
Так, средства государственной поддержки доходят до сельхозтоваропроизводителей в регионах с большой задержкой.
Одна из причин задержек выделенных сельхозпроизводителям средств в том, что регионы на своем уровне предъявляют дополнительные требования к получению аграриями финансовой поддержки. Это в том числе разного рода дополнительные справки, которые они обязаны предоставить. С одной стороны, это увеличение документооборота, а с другой – усложнение соответствия предъявляемым требованиям. Вторая причина – несвоевременная подготовка нормативной базы региональными минсельхозами. И третья – неинформирование ими сельхозпроизводителей в части изменения требований на федеральном и региональном уровнях, что демотивирует аграриев, которые устают обивать пороги чиновников. В результате деньги лежат без движения.
По данным на 21 мая 2016 года, непосредственно получателям господдержки направлено всего 48,5 млрд руб. Так, Мурманская область довела до сельхозпроизводителей всего 4,12% средств господдержки, Ингушетия – 5,23%, Приморский край – чуть более 6%, Якутия – чуть более 10%, Сахалинская область – 12%, Астраханская область – 12,9% [2].
Ситуация с доведением этих средств на региональном уровне остается неудовлетворительной: фермеры получают господдержку не перед весенними полевыми работами, когда необходимо закупать оборудование, ГСМ, семена, удобрения, средства защиты растений и т.д., а когда уже пришла пора убирать урожай – в июле-августе. В результате им приходится привлекать заемные средства и до момента получения субсидии нести дополнительное обременение – платить проценты по кредиту. А в случае, если фермер не смог получить заем из-за плохой кредитной истории, отсутствия залога, экономически невыгодных условий предоставления кредита, он вполне может потерять часть урожая.
Таким образом, в развитии сельхозтоваропроизводителей роль государственной поддержки существенна, так как их субсидирование приводит увеличению валовой сельскохозяйственной продукции, следовательно к достаточному обеспечению потребности населения в продуктах питания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Рау В.В. Аграрный рынок: Россия и страны СНГ // Аграрная Россия. - 2015. - N 9.
Лаврентьев, Л. А. Государственная поддержка сельского хозяйства [Текст] / Л. А. Лаврентье // Банковское дело. - 2014. - № 12. - С. 55-59.
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:// www.gks.ru/
Министерство сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/ - 24.12.2016 г.