МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Курбанова Э.Р. 1
1Башкирский Государственный Аграрный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Финансовые результаты деятельности в рыночной экономике отражают финансовое состояние предприятие. Именно они интересуют собственников (акционеров) предприятия, его деловых партнеров, налоговые органы. Это предопределяет важность проведения анализа финансового состояния экономического субъекта и повышает роль такого анализа в экономическом процессе.

Методологической основой анализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятая для всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, модель их формирования и использования [3].

Анализ финансовых результатов предполагает решение следующих задач:

1) Анализ состава и динамики прибыли.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия начинают с изучения состава, структуры и динамики показателей прибыли по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности - формы № 2. Такая оценка может быть дана на основе горизонтального, вертикального и трендового (при долгосрочных сравнениях) методов анализа [2].

Горизонтальный метод анализа позволяет осуществить сравнение каждой позиции с предыдущим периодом, а вертикальный – определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ дает возможность сравнить каждую позицию отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, и, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ. Данный анализ показывает относительные отклонения показателей ведения бизнеса за анализируемый период. Тем самым можно наглядно проследить, как менялась ситуация на протяжении нескольких лет по сравнению с определенным годом, проанализировать насколько большими были отклонения и в какой срок.

В качестве примера рассмотрим анализ состава и динамики прибыли на примере АО «Нефтеавтоматика».

Таблица 1 Анализ основных показателей финансовых результатов АО «Нефтеавтоматика», тыс. руб.

 

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Изменение 2015 г. к 2013 г.

+, -

%

Выручка

2671205

2887979

5169370

2498165

193,5

Себестоимость продаж

2115846

2235583

3899496

1783650

184,3

Прибыль (убыток) от продаж

258580

307247

533552

274972

206,3

Прибыль (убыток) до налогообложения

225023

92318

359149

134126

159,6

Чистая прибыль (убыток)

176530

40839

271179

94649

153,6

По данным таблицы можно сделать вывод, что выручка от реализации продукции АО «Нефтеавтоматика» неизменно растет с 2013 года. Темп ее прироста составил 93,5%. Это значит, что предприятие наращивает свой производственный потенциал, увеличивает объемы продаж. На увеличение себестоимости продаж повлияли высокие затраты на запасы сырья и рост отходов из-за медленного обновления оборудования. По показателю чистой прибыли наблюдался прирост до 2014 года. В 2014 г. в условиях значительного роста цен на сырье и материалы проводилась политика сдерживания цен на готовую продукцию. За 2015 год получена прибыль от продаж в размере 533552 тыс. руб., более того наблюдалась положительная динамика по сравнению с предшествующим годом.

Таким образом, все рассматриваемые показатели за 2013-2015 гг. увеличились, что говорит о хорошем финансовом положении АО «Нефтеавтоматика» по данным признакам.

2) Факторный анализ прибыли.

Факторный анализ прибыли представляет собой совокупность статистических данных, на основании которых производится оценка себестоимости продукции, анализируется эффективность использования потенциала предприятия, выявляются проблемы связанные с производством продукции. При факторном анализе различают внутренние и внешние факторы. Внешние факторы оказывают действие на величину прибыли до налогообложения, внутренние факторы оказывает влияние на величину валовой прибыли [1].

Факторный анализ прибыли также выступает инструментом, с помощью которого возможно принятие управленческих решений. Предприятие в свою очередь, учитывает данные анализа и может корректировать стратегию своей деятельности, привлекать заемный капитал, который необходим в современных рыночных условиях для эффективной деятельности организации.

Факторный анализ прибыли осуществляется на основе метода цепных подстановок. Это является техническим способом анализа, применяемый для определения влияния различных факторов на объект исследования. Факторный анализ прибыли целесообразно начинать с аналитики официальных документов бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о финансовых результатах (форма № 2) и приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) [2].

Факторный анализ прибыли можно разделить на несколько этапов. Во-первых, производится оценка динамики прибыли предприятия, во-вторых, производится анализ изменения динамики отдельных статей прибыли, которые оказывают значительный эффект на формирование прибыли в целом.

Факторный анализ имеет большое значение при оценке финансового состояния предприятия, но не является единственным документом, на основании которого формируется окончательное заключение.

3) Анализ показателей рентабельности.

Рентабельность – это один из основных качественных показателей эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и продажи продукции (работ, услуг). Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода.

Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам.

Основными видами рентабельности выступают следующие показатели [2]:

1) Коэффициент рентабельности активов - это отношение обычной деятельности к величине всех активов, за рассматриваемый период, предприятия.

, (1)

где – рентабельность активов;

– прибыль от обычной деятельности;

– активы на начало рассматриваемого периода;

– – активы на конец рассматриваемого периода.

2) Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками предприятия.

, (2)

где – рентабельность собственного капитала;

– собственный капитал на начало рассматриваемого периода;

– собственный капитал на конец рассматриваемого периода [21].

3) Коэффициент рентабельности продаж показывает долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия.

, (3)

где – рентабельность продаж;

– чистая прибыль;

В – выручка от продаж [14].

4) Коэффициент рентабельности основной деятельности представляет собой отношение прибыли от обычной деятельности к затратам на производство и сбыт продукции.

, (4)

где – рентабельность основной деятельности;

– затраты на производство и сбыт продукции.

Показатели рентабельности являются важными элементами, отражающие факторную среду формирования прибыли предприятия. Поэтому они неотъемлемы при проведении сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.

В качестве примера рассмотрим анализ показателей рентабельности АО «Нефтеавтоматика».

Таблица 2 Анализ изменения показателей рентабельности АО «Нефтеавтоматика»

Показатели рентабельности

Значения показателя, %

Изменение показателя

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Рентабельность активов

2,1

6,2

9,4

7,3

Рентабельность собственного капитала

10,9

36,7

52,1

41,2

Рентабельность продаж

10,6

10,5

10,3

-0,3

Рентабельность основной деятельности

10,7

11,9

11,5

0,8

За анализируемый период отмечено очень сильное – в 4,5 раза повышение рентабельности активов. Рентабельность собственного капитала за два года увеличилась на 41,2% и за последний год демонстрирует исключительно хорошее значение. Рентабельность продаж за рассматриваемый период уменьшилась на 0,3% и составила 10,3%. Рентабельность основной деятельности за отчетный год по сравнению с базисным составила 11,5%.

Отсюда следует, что представленные в таблице показатели рентабельности за 2015 год имеют положительные значения как следствие прибыльной деятельности АО «Нефтеавтоматика».

Проанализировав показатели прибыли и рентабельности, можно сделать выводы об эффективности деятельности предприятия и целесообразности ведения бизнеса данном направлении.

Таким образом, можно сказать, что анализ финансовых результатов является одним из важнейших аспектов исследования хозяйственной деятельности предприятия. Изучение состава и структуры прибыли, проведение факторного анализа результата от реализации, изучение показателей рентабельности необходимы для того чтобы: выявить соответствие внутренних резервов и возможностей организации обеспечению конкурентных преимуществ и удовлетворению будущих потребностей рынка, то есть экономического прогнозирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жамьянова, С.Ц. Планирование прибыли на предприятии [Текст] / С. Ц. Жамьянова // Инновационная наука – 2016. - № 5-1 (17). – С. 67-68.

2. Оськина Ю.Н., Баева Е. А. Обзор методик анализа финансовых результатов [Текст] / Ю.Н. Оськина, Е.А. Баева // Социально-экономические явления и процессы – 2013. - № 4 (050). – С. 126-130.

3. Путятинская Ю.В. Управление финансовыми ресурсами в целях максимизации стоимости бизнеса // Путятинская Ю.В., Гафарова А.З. /Экономика и социум. 2015. № 2-3 (15). С. 1597-1600.

Просмотров работы: 3776