– обеспечения самостоятельности и ответственности субъектов управления общественными финансами;
– создания конкурентной среды, что является абсолютно необходимым условием для формирования у институтов власти стимулов повышения прозрачности и эффективности управления общественными финансами.
Ключевым субъектом построения таких финансовых отношений является Министерство финансов.
Министерство финансов Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории Республики Башкортостан, координирующим деятельность в этой сфере иных республиканских органов исполнительной власти и осуществляющим свою деятельность под непосредственным руководством и контролем Главы Республики Башкортостан. Именно с помощью Министерства финансов РБ происходит перераспределение финансовых ресурсов в регионе. Министерство финансов Республики Башкортостан осуществляет порядок и методику планирования бюджетных ассигнований, порядок составления и ведения бюджета региона, формирует децентрализованные фонды.
Министерство финансов является главным распределителем межбюджетных трансфертов в различных отраслях экономики.
Межбюджетные трансферты в рамках бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:
- дотаций;
- субсидий местным бюджетам;
- субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей;
- субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- субвенций федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;
иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации [3].
Использование межбюджетных трансфертов тесно связано с потребностью в совершенствовании межбюджетных отношений, активизации социально-экономического развития страны и роста национального благосостояния населения России [1]. Этим обусловлено многообразие их форм и назначения в практике межбюджетного финансового регулирования:
- выравнивание бюджетной обеспеченности территорий;
- компенсация затрат на проведение мероприятий общенационального значения, стоимость которых выше доходных возможностей соответствующего бюджета;
- стимулирование регионов к предоставлению расширенных социальных благ населению с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности;
- поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ;
- снижение социальной напряженности и стимулирование экономического роста.
Анализ динамики межбюджетных трансфертов показал, что в 2008–2015 гг. доля межбюджетных трансфертов составляла в валовом внутреннем продукте 2,3%, а в общей сумме расходов федерального бюджета 12,8% (таблица 1).
Таблица 1 Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, 2008–2015 гг. [4.5].
Показатель |
Год |
Изменение (+: -) |
2015 г. в % к 2008 г. |
|||||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
||
Трансферты, % в ВВП |
2,7 |
3,8 |
2,9 |
2,5 |
1,8 |
1,9 |
1,6 |
1,4 |
-1,3 |
x |
||
в расходах федерального бюджета |
18,3 |
25,1 |
12,9 |
11,8 |
9,1 |
9,7 |
8,3 |
7,5 |
-10,8 |
x |
||
Количество получателей трансфертов, ед. |
66 |
72 |
70 |
69 |
72 |
73 |
70 |
43 |
-23,0 |
65,2 |
||
Доля получателей трансфертов в общем количестве субъектов Российской Федерации, % |
79,5 |
86,7 |
84,3 |
83,1 |
86,7 |
87,9 |
84,3 |
51,8 |
-27,7 |
x |
Продолжение Таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Трансферты, млрд.рублей |
1094,7 |
1480,3 |
1378,3 |
1470,2 |
1440,2 |
1296,8 |
1184,7 |
1168,7 |
74,0 |
106,8 |
В том числе: Дотации Из них: |
390,4 |
578,3 |
522,7 |
563,5 |
524,0 |
602,1 |
592,3 |
582,3 |
191,9 |
149,2 |
на выравнивание |
328,6 |
374,0 |
397,0 |
397,0 |
397,0 |
397,0 |
397,0 |
397,0 |
68,4 |
120,8 |
на сбалансированность |
46,0 |
191,9 |
106,0 |
354,3 |
177,2 |
119,1 |
117,9 |
117,2 |
71,2 |
254,8 |
субсидии |
435,9 |
530,0 |
411,4 |
509,2 |
570,9 |
381,7 |
300,6 |
287,8 |
-148,1 |
66,0 |
субвенции |
153,2 |
284,4 |
378,6 |
337,4 |
284,2 |
257,9 |
244,2 |
254,4 |
101,2 |
166,1 |
иные |
115,2 |
87,6 |
65,6 |
60,1 |
61,1 |
55,2 |
47,4 |
44,1 |
-71,1 |
38,3 |
Структура трансфертов, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
x |
x |
В том числе: дотации Из них: |
35,7 |
39,1 |
37,9 |
38,3 |
36,4 |
46,4 |
50,0 |
49,8 |
14,1 |
x |
на выравнивание |
30,0 |
25,3 |
28,8 |
27,0 |
27,6 |
30,6 |
33,5 |
33,9 |
3,9 |
x |
на сбалансированность |
4,2 |
13,0 |
7,7 |
10,5 |
8,1 |
9,1 |
10,0 |
10,0 |
5,8 |
x |
субсидии |
39,8 |
35,8 |
29,8 |
34,6 |
39,6 |
29,4 |
25,4 |
24,6 |
-15,2 |
x |
субвенции |
14,0 |
19,2 |
27,5 |
23,0 |
19,7 |
19,9 |
20,6 |
21,8 |
7,8 |
x |
иные |
10,5 |
5,9 |
4,8 |
4,1 |
4,3 |
4,3 |
4 |
3,8 |
-6,7 |
x |
Количество субъектов Российской Федерации — получателей межбюджетных трансфертов варьировалось от 66 до 43 субъектов.
Общий объём межбюджетных трансфертов за анализируемый период менялся с 1094,7 млрд рублей до 1440,2 млрд рублей, что составило 6,8%. Доля трансфертов в ВВП снизилась на 1,3%. Количество дотаций возросло на 49,2%, в том числе возросли дотации на выравнивание на 68,4 млрд рублей, на сбалансированность на 71,2 млрд рублей.
Количество субъектов Российской Федерации,которые получили дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, в 2013 году составляло 73. В 2014–2015 годах общее количество таких субъектов составляет 70 и 43 соответственно. Оказание финансовой помощи в виде указанных дотаций позволило, по данным Правительства Российской Федерации, в 2013 году сократить разрыв в уровне бюджетной обеспеченности между 10 наиболее и 10 наименее обеспеченными субъектами Российской Федерации.
Важно отметить, что дотационность большинства субъектов Федерации, снижает заинтересованность в мобилизации внутренних резервов и развитии потенциала субъекта. На фоне глобализации и интеграции российской экономики в мировую экономику это осложняет освоение рыночных механизмов в налоговом и бюджетном законодательстве.
Таким образом, Министерство финансов играет первостепенную роль в регулировании межбюджетных отношений между всеми уровнями бюджетной системы Российской Федерации, осуществляемое в виде совершенствовании межбюджетных трансфертов. Одним из итогов совершенствования межбюджетных финансовых отношений является создание законодательной базы разграничивающей расходные полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, формирование структуры межбюджетных трансфертов.
Список литературы:
1. Путятинская, Ю.В. Оптимизация финансового механизма регулирования воспроизводства лесных ресурсов в регионе [Текст] / Ю.В. Путятинская // Вестник БГАУ. - № 3 (35) 2015. – с. 133 – 137.
2. Слепов, В.А. Финансы [Текст]: учебник/ В.А.Слепов, А.Ф.Арсланов, В.К.Бурлачков и др., 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336с.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : [принят 31 июля 1998 г.] : (ред. от 30.11.2016)// СПС «Консультант Плюс»..
4. О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов [Электронный ресурс] : [принят 3 декабря 2012 г.] // СПС «Консультант Плюс».
5. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб./Росстат. — М.,2012. -[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru