СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ: ФАКТОРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ: ФАКТОРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

Гаврилов Т.В. 1
1ФГБОУ ВО Башкирский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: Финансовые результаты в виде чистой прибыли не отражают достоверного положения предприятия. Необходим критерий защищенный от спекулятивного воздействия со стороны руководителей компании. Таким показателем становится стоимость бизнеса. При построении системы управления стоимостью бизнеса необходимо определить факторы ее определяющие. Характеристике данных факторов посвящена данная работа

Ключевые слова: оценка бизнеса, факторы стоимости бизнеса, ликвидность, управление стоимостью бизнеса.

Финансовые кризисы последних двух десятилетий показали, что ориентация исключительно на финансовый результат в виде чистой прибыли не может достоверно отражать состояние компании, эффективность ее деятельности и уровень конкурентоспособности. Необходим критерий, не зависящий от краткосрочного колебания процентных ставок, уровней валют и защищенный от воздействия как со стороны самой компании и ее руководителей, так и со стороны внешних пользователей: финансовых аналитиков, конкурентов и т.д. Таким показателем объективно может выступать экономическая стоимость компании. Концепция управления которой в последние годы ХХ века в развитых странах приобрела большую популярность.

Управление предприятием на основе концепции управления его стоимостью, ориентировано на рост курсового дохода и базируется на передовых научных разработках и методах, к которым могут быть отнесены стоимостная оценка однопрофильных компаний, оценка созданной стоимости, оценка реструктуризации и реорганизации многопрофильной компании, стоимостная оценка поглощений, определение сравнительной ценности различных стратегий и т. д.

В настоящее время стоимостной подход в управлении бизнесом принят в качестве базового направления развития. Европейские экономисты рекомендуют в качестве успешности функционирования компании принимать во внимание только один критерий - добавленная стоимость [2].

В Российской практике управления предприятием на базе оценки его рыночной стоимости является относительно новой формой менеджмента предприятия и связано с правильностью понимания стоимости предприятия и методикой её оценки.

По содержанию, все виды стоимости можно разделить на две группы – экономические и нормативные. Нормативные виды стоимости назначаются государством или хозяйствующими субъектами, например балансовая стоимость имущества, нормативная стоимость земельных участков и т. д. Все остальные стоимости имеют экономическое содержание. В условиях рынка и денежного обращения стоимость интересующего нас товара выступает в форме его денежного эквивалента. Как правило, понятие «стоимость», если не оговорено иное, следует трактовать как рыночную стоимость. На практике, в газетных и иных изданиях имеют место следующие названия стоимости: «справедливая», «действительная», «фактическая», «инвентаризационная», «объективная», «полная восстановительная», «балансовая», «остаточная» и т.д. [5].

Международными стандартами оценки (далее – МСО, 2011) рыночная стоимость определяется как «Расчетная денежная сумма, за которую состоялся бы обмен актива на дату оценки между заинтересованным покупателем и заинтересованным продавцом в результате коммерческой сделки после проведения надлежащего маркетинга, при которой каждая из сторон действо- вала бы, будучи хорошо осведомленной, расчетливо и без принуждения» [4].

Согласно федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" [6] при установлении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Не смотря на общность указанных определений в части цели расчета рыночной стоимости бизнеса для продажи, оценка его стоимости и его активов является основой для принятия управленческих решений направленных на развитие предприятия. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на стоимость бизнеса, а также иметь представление о влиянии каждого конкретного фактора.

Важнейшей влияние при управлении стоимостью бизнеса имеют факторы спроса, определяющие предпочтения покупателей и, соответственно, уровень доходов, приносимых бизнесом. Что в свою очередь буде определять верхнюю границу текущей стоимости приносимых денежных потоков. Нижняя граница будет определяться затратами на его создание.

Для формирования стоимости предприятия большое значение имеет доход и время получения дохода. Рост доходов, приносимых предприятием собственнику, приведет к увеличению стоимости бизнеса, а более позднее их получение наоборот уменьшит стоимость бизнеса, определяемую на конкретную дату.

Стоимость бизнеса зависит во многом от риска недополучения запланированных доходов, рост которого неизбежно приведет к уменьшению стоимости бизнеса.

Степень ликвидности является одним из важнейших факторов, влияющих при оценке на стоимость бизнеса предприятия или его имущества. Управляя ликвидностью, организация может получить чёткую картину, сколько средств ей можно привлекать, для того, чтобы максимизировать стоимость капитала [1]. Чем меньше времени требуется для превращения активов в деньги, тем больше рынок готов заплатить за эти активы. Теоретически считается, что именно в связи с этим стоимость открытых акционерных обществ (и их акций) выше аналогичных закрытых. В отечественных условиях это утверждение не всегда соответствует истине [3].

В числе внутренних факторов, оказывающих значительное влияние на стоимость предприятия можно отметить: объем реализации, структура и состав затрат на производство и реализацию, маржинальный доход, величина чистого оборотного капитала, стоимость внеоборотных активов, структура и стоимость капитала предприятия.

Таким образом, на современном этапе развития менеджмента бизнеса, его стоимость становится наиболее востребованной как объект управления. При этом, построение системы управления стоимостью не следует рассматривать как определенный инвестиционный проект, имеющий определенные критерии достижения результатов. Указанная система должна быть самой динамичной подсистемой в составе системы управления предприятием, отражая ее соответствие стратегическим целям деятельности и состоянию внешней конкурентной среды, а также неразрывно связанной с процессом оценки бизнеса с учетом влияющих факторов.

Библиографический список

  1. Зиангирова А.Р. Управление ликвидностью организации с целью максимизации стоимости капитала [Электронный ресурс] / А.Р. Зиангирова, Ю.В. Путятинская // NovaInfo. – Том 1. – № 32, 2015. - Режим доступа: http://novainfo.ru/article/3315 (06.12.2016г.).

  2. Кулешова В.П. Особенности применения стоимостного подхода в управлении производственным кооперативом [Электронный ресурс] / В.П. Кулешова, Г.Р. Нигматуллина, Ю.В. Путятинская, М.С. Гурьянова // Интернет – журнал Науковедение. – Том 7. - № 6 (31) 2015. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/46EVN615.pdf (06.12.2016 г.).

  3. Масленкова О.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учебное пособие.- М.: КНОРУС,2011.- c.96

  4. Международные стандарты оценки (МСО). 9-е издание. 2011 / предварительный перевод Международных стандартов оценки выполнен рабочей группой РОО, РКО, СМАО ; руководитель рабочей группы И. Л. Артеменков ; научный редактор Г. И. Микерин

  5. Пацкалев А.Ф. Определение вида стоимости предприятия как объекта управления [Текст] / А.Ф. Пацкалев // Имущественные отношения в РФ. - № 11 (158) 2014. – С. 68 – 78

  6. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

Просмотров работы: 495