ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕЗНАДЗОРНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕЗНАДЗОРНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Баринова К.К. 1, Мишагина О.М. 1
1Ивановский государственный университет (Шуйский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные условия общественной жизни, сопровождающиеся социально-политическими, экoномическими и иными прoтиворечиями, экономической нестабильнoстью в oбществе, оказывают негативное воздействие на нормальное функционирование общественных институтов в государстве. В этой ситуации осoбую oстроту приобретает проблема девиации, социальной безнадзорности и неразрывно связанной с ней преступности несовершеннолетних.

Среди многих неблагоприятных факторов, характеризующих положение семей «группы риска», дающих наибольшее число беспризорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные.

Безнадзорность детей и подростков является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка. В сoвременных условиях ситуация с детской безнадзорностью стала одной из главных проблем детства. Дети чутко реагируют на перемены в государстве, и именно положение их в обществе наиболее точно отражает и общее состояние, и уровень развития любой страны, равно как и положение дел в мире.

В этой связи все более вoстребованными оказываются психологo-педагогические условия организации рабoты с данной категорией подростков

Создание благoприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них фактoров, подвергающих риску беспризорности - основные направления психолого-педагогического сопровождения, проводимого в общеобразовательном учреждении во внеурочной деятельности.

Впервые термин «сопровождение» появился в работе Г. Бардиер, Н.Ромазан, Т.Чередниковой (1993) в сочетании со словом «развитие» - «сопровождение развития». Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М.Р. Битянова, Б.С. Братусь, Е.В. Бурмистрова, О.С. Газман.

Психолого-педагогическое сопровождение по мнению О.С. Газмана - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде [4; 188].

М.В. Шакурова рассматривает психолого-педагогическое сопровождение как особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития в условиях образовательного процесса, создание условий для развития и самореализации любого ребенка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия [5;300].

Система психолого-педагогического сопровождения с одной стороны, интегрирует диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, с другой стороны, включает сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.

Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения Л.С. Алексеева и Л.Н. Антонова выделяют:

1) успешность деятельности учащегося;

2) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;

3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;

4) связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе [2;111].

Главная цель сопровождения – создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения, формирования личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивости мотивации познания; для психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.

Л.В. Байбородова в рамках ФГОС выделяет 4 функции сопровождения:

  1. Информационно-просветительская - состоит в оповещении всех заинтересованных лиц (учителя, администрация школы, родители обучающихся) о формах и методах сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, делает всех заинтересованных лиц активными участниками. При этом используются различные формы активного взаимодействия.

  2. Направляющая функция обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов образовательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетентности становится педагог-психолог школы.

  3. Диагностическая функция представлена системной деятельностью педагога-психолога и учителей, где личность ребенка изучается с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формировании устойчивой мотивации познания с учетом развития универсальных учебных действий, оказания психолого-педагогической помощи детям, имеющим различные проблемы, обучении их родителям.

Развивающая функция задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения специалистов, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, социального педагога, дефектолога, учителя-логопеда и других педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи – развивающие дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после уроков [3;269]

Важным направлением психолого-педагогического сопровождения является формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, в полной мере способствующей реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования является внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность – это особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное на основе определенной программы; направленный на решение конкретных образовательных задач, в соответствии с требованиями ФГОС; способствующий проявлению активности обучающихся; реализуемый различными категориями педагогических работников в различных формах работы вне урока[5;244] .

Для осуществления внеурочной деятельности разработано большое количество программ, которые позволяют выбрать свой вариант внеурочной деятельности в ОУ.

Мы считаем. что конкретными задачами работы в данном направлении должны быть:

− целенаправленная деятельностью по созданию и развитию воспитательной системы;

− организация системы школьных событий, разработка стиля отношений в школе, норм и правил поведения на основе определенной системы ценностей;

− развитие дополнительного образования в школе, направленного на самореализацию учащихся;

− включение учащихся в решение школьных проблем через деятельность ученического самоуправления;

− совершенствование воспитательной работы в классе, освобождение классного руководителя от перегрузки;

− оказание психолого-педагогической помощи родителям в осуществлении семейного воспитания

Проведение опытно-экспериментальной работы по разработке новых способов осуществления внеурочной деятельности, наличие программ, моделей, форм организации внеурочной деятельности будут раскрыты в рамках магистерской диссертации.

Список литературы:

1. Абрамова С. Г. О понятии «корпоративная культура» / С. Г. Абрамова, И. А. Костенчук. – М., 2015.

2. Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения подростка от типа неблагополучной семьи. //Социальная помощь семье и детям. Выпуск 1. Москва. 2013.

3. Братусь Б.С. Педагогическая психология. - Ростов наД., 2014.

4. Газман О.С. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. – М., 2015.

5. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Издат. Центр "Академия" 2013.

Просмотров работы: 365