КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

Большакова Л.С. 1, Мишагина О.М. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ Ивановский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Поэтому очень важно своевременно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста [3].

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Обобщая научные труды Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г. Витцлак, Й. Шванцара, Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадрикова, в своей работе мы выделили такие компоненты как: интеллектуальная и речевая готовность, мотивационная, произвольная и личностная. Все составляющие готовности тесно взаимосвязаны; недостатки в формировании любой из них сказываются на успешности обучения, поэтому в работе с дошкольниками немало важен комплексный подход при вы­явлении трудностей в обучении, выбор первоочередных коррекционных за­дач и оптимальных путей их решения, а также грамотно составленная коррекционно-развивающая работа в период подготовки к школе. Но поскольку каждый ребенок индивидуален, нельзя забывать и про индивидуальный подход к каждому ребёнку.

При создании программы учитывались следующие принципы: индивидуального подхода; дифференцированного обучения; совместной деятельности ребенка с взрослым, обеспечивающей развитие психических процессов. Основные направления в работе с дошколь­никами базируются на принципах развивающе­го обучения (формирование познавательной активности, развитие навыков мнестической деятельности и речи), а также на принципах деятельностного подхода в воспитании и обу­чении [5]. Только с соблюдением этих и многих других принципов коррекционно-развивающая программа будет эффективной.

При составлении коррекционно-развивающей программы, в работе с детьми приоритет отдается игровым формам работы. Коррекционная направленность пред­метно-игровой деятельности, сюжетно-ролевой игры, продуктивных видов деятельности обеспечивается введением новых разде­лов в содержание занятий или специальными методиками изучения программ общеобра­зовательного дошкольного учреждения. Основываясь на знании возрастных норм и индивидуальных возможностей детей содержание занятий со старшими дошкольниками, направленно на развитие общей осведомленности, познавательных процессов, коммуникативных навыков, способности к регуляции поведения, мотивации, предпосылок к учебной деятельности и соответствует целевым ориентирам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования [4]. Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, нацеленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления. Кроме того, на занятиях уделяется внимание развитию эмоций и чувств детей; развитию навыков общения, установлению контакта со сверстниками, умению проявлять взаимное внимание и уважение. В ходе коррекционно-развивающих занятий мы работаем и над мотивационной готовностью, выполнение заданий на активизацию познавательных процессов, вызывает у дошкольников неподдельные положительные эмоции, создаются ситуации успеха, что влечет развитие познавательной мотивации [2].

Обучение на занятиях ставит своей целью формирование общей способности к учению, развитию учебных навыков. Работа с детьми строится на постепен­ном усложнении их деятельности: от максималь­ной развернутости практических действий, опо­ры на образцы, показа и конкретных указаний взрослого – к умению опираться на наглядную модель и словесные указания. При этом совер­шенствуется словесная регуляция действия: от сопровождения действий речью – к умению давать словесный отчет, а затем к планированию пред­стоящей работы [1].

Программа коррекционно-развивающего обучения детей составлена с учетом, ведущих положений Л.С. Выготского, А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина, таких как: онтогенетический подход, в котором соблюдаются принципы поэтапного формирования всех видов детской деятельности, учитываются особенности, а также индивидуальный темп психического развития каждого ребенка; своевременность коррекционно-педагогической помощи детям; предупреждение отклонений в развитии эмоционально – волевой и познавательной сферах ребенка; решение проблем взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на период с декабря по апрель, занятия проводятся 2 раза в неделю и состоят из вводной части (ритуал «приветствия»), основной части и заключительной (ритуал «прощания»). Занятие включает в себя игры, упражнения, расслабляющие тренинги, тестовые задания, пальчиковую гимнастику. Задания и игры разнообразны и доступны детям по содержанию.

Особенностью данного материала является то, что в нем кроме проверочных заданий (тестов) приводятся и тренировочные (коррекционные) упражнения, рассчитанные на развитие и усовершенствование "западающих звеньев". Использование групповых развивающих игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнёрства, взаимоответственности, сотрудничества, взаимопомощи, сопереживания радости и неудач своих товарищей (например: п/и "Разведчики", "Сочувствие", "Два друга" и т.д.). На каждом занятии представ­лены игры и упражнения, направленные на решение разных за­дач, что позволяет обеспечить всестороннюю психологическую готовность ребёнка к школе.

Ожидаемый результат от программы: позитивное отношение детей к занятиям; отсутствие тяжелых эмоциональных состояний (агрессии, тревожности, враждебности); повышение уровня школьной готовности у детей старшего дошкольного возраста, в частности: повышение уровня произвольной, интеллектуальной готовности, формирование направленности мотивационной готовности на учебную деятельность (формирование учебного мотива), повышение уровня развития коммуникативных навыков.

Список литературы

  1. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. / Т.В. Ананьева. - СПб.: Детство-Пресс, 2011.- 96с.

  2. Веракса А.Н., Гутова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 144с.

  3. Ильина М.Н. Парамонова Л.Г. Головнева Н.Я. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. / М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. - СПб.: Дельта, 1997. - 384с.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [электронный ресурс] http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai (Дата обращения 16.01. 2017)

  5. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. /Г.А. Широкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 384с.

Просмотров работы: 284