ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА»

Лысянченко А.В. 1, Мишагина О.М. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета г. Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В общей системе психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у подростков, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Актуальной остается проблема психолого-педагогического сопровождения детей подросткового возраста, принадлежащие к «группе риска», обеспечивающее решение психологической и социальной дезадаптации.

Перед тем как исследовать сущность психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска», необходимо изучить понятие «дети «группы риска»

Как справедливо замечает М.В. Маслова в общеобразовательном учреждении дети «группы риска» - учащиеся, проходящие обучение в школе, которые испытывают определенные сложности в процессе обучения, в процессе общения с педагогами, сверстниками, социально незащищенные дети с педагогической запущенностью [3, С.633]. При этом автор отмечает, что у указанной категории детей отсутствуют психические и физические отклонения, риск в данном случае выражается в процессе воспитания или его полном отсутствии [3, С.633].

И.Н. Назаров раскрыл проявление социально-педагогической запущенности подростков «группы риска». Так, по мнению автора, социально-педагогическая запущенность проявляется в негативном состоянии личности, заключающаяся в нарушении формирования «Я-концепции» [4, С.216].

Существуют дети, которые имеют патологию в психическом развитии и социальной адаптации. Им свойственно нарушение социализации, то есть отсутствие нравственных ориентиров в жизни, нарушение моральных норм и правил поведения в обществе, низкий уровень духовной культуры, потеря контроля над своими эмоциями, агрессии, утрата интереса к учебной деятельности, усвоению новых знаний, злоупотребление вредными привычками, лживость, лень, их так же относят к «группе риска» [6, С.365].

Обобщая вышесказанное, следует, что подростки «группы риска» - категория детей в возрасте от 10 до 15 лет, характеризующиеся в психической и социальной дезадаптации.

Определив содержание понятия «подростки «группы риска», следует выделить особенности психолого-педагогического сопровождения указанной возрастной группы детей.

В научной литературе по коррекционной психологии, преобладает мнение, что психолого-педагогическое сопровождение - организованная совместная деятельность социального педагога и педагога-психолога. В процессе обозначенного вида работы используются различные средства и методы, целью которые является выявление детей «группы риска» и дальнейшее их сопровождение [5, С.240].

Рассматривая цель психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска», нами выделено мнение И.Н. Назарова, которые наиболее содержательно определил цель указанного вида работ с подростками. Так, по мнению автора, цель обозначенного вида сопровождения – создать и обеспечить педагогические и социально-психологические условия, направленные на успешное функционирование и развитие учащихся в образовательном учреждении и в социальной среде [4, С.217].

Т.В. Точиева определила задачи психолого-педагогического сопровождения детей подросткового возраста, относящихся к «группе риска», к числу которые автор относит следующие:

  1. Выявление психолого-педагогического статуса подростка, направленное на организацию своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;

  2. Сформирование у ребенка подросткового возраста умения устанавливать личностные контакты со сверстниками и взрослыми;

  3. Снижение уровня тревожности и агрессивности;

  4. Формирование позитивной Я–концепции у ребенка подросткового возраста [7, С.118].

В научной литературе выделяются ряд направления психолого-педагогического сопровождения детей подросткового возраста, относящиеся к «группе риска». Из большинства направления, нами выделены следующие направления, которые обеспечивают решение проблем.

1. Диагностическая работа. Указанный тип работы позволять выявить детей подросткового возраста, характеризующимися социально-эмоциональными проблемами. Диагностическая работа проводится путем организации массовой диагностики учащихся или в результате получения сигнала о проблеме от ребенка, учителя, родителей.

И.С. Нестеренко выделяет основные направления диагностической работы: беседа с родителями подростка; беседа педагогами; анализ особенностей развития подростка; анализ успеваемости ученика и проблем, возникающих в процессе обучения; анализ характерных особенностей классного коллектива; сбор информации о состоянии здоровья подростка; анализ социального портрета класса [5, С.241].

2. Индивидуальная профилактическая работа. В результате проведения диагностической работы ребенка подросткового возраста, относящегося к «группе риска», психолог, социальный педагог и классный руководитель разрабатывают план индивидуального сопровождения ребенка «группы риска».

В содержание программы индивидуального сопровождения подростка «группы риска» входит:

  1. Взаимодействие педагога и подростка, целью которого является развитие социально-эмоциональной компетентности ребенка;

  2. Организация досуга подростка;

  3. Оказание помощи в преодолении учебных затруднений;

  4. Оказание помощи в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;

  5. Сопровождение родителей, т.е. консультирование и информационная поддержка.

Выделим методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей "группы риска":

  1. Проявление доброты, внимания, заботы; просьба;

  2. Поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);

  3. "Авансирование" личности – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает; аванс побуждает к лучшему;

  4. Обходное движение – защита воспитанника от обвинения коллектива;

  5. Прощение;

  6. Проявление огорчения;

  7. Проявление умений учителя, его мастерство.

Обобщая вышесказанное, нами сформулированы краткие выводы:

1. "Группу риска" составляют подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, школы и т.д.

2. Психолого-педагогическое сопровождение - система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития подростка в ситуациях школьного взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников. СПб: Питер, 2012. 336 с.

  2. Коваль В.В. Подростки «группы риска»: особенности ценностных ориентаций // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 210-211.

  3. Маслова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней школы № 2 имени Александра Сергеевича Пушкина // Молодой ученый. 2016. № 5. С. 632-634.

  4. Назаров И.Н. Психолого-педагогическое сопровождение педагогически запущенных учащихся, детей и подростков группы риска // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2015. № 4 (16). С. 215-221.

  5. Нестеренко И.С. Проблема организации психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска // Вестник университета (государственный университет управления). 2012. № 16. С. 239-244.

  6. Панова Т.В. Социально-психологические особенности подростков «группы риска» // Science Time. 2015. № 1 (13). С. 364-368.

  7. Точиева Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска развития кризисных ситуаций // Известия Южного федерального университета. 2015. № 8. С. 117-122.

Просмотров работы: 1170