ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКОВ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКОВ.

Закурина И.В. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета г. Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. [1] на старшей ступени образовательной школы ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения). Данная задача требует переосмысления и модификации подходов, связанных с созданием единой системы формирования профессиональных интересов школьников через раскрытие и использование способностей, личностной инициативности, раскрытия мотивации и жизненной ориентации обучающихся общеобразовательного учреждения.

Субъектами психолого-педагогического сопровождения формирования профессиональных интересов школьников являются: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, медицинский работник, родители, учителя-предметники. Обучающийся в сотрудничестве с педагогом-психологом в процессе формирования профинтересов конструирует сам свой личный профессиональный план действий, исходя из его конкретных и реальных целей, интересов и способностей, отслеживает направления своего саморазвития, самостоятельно определяет конечный результат.

Как справедливо отмечает Н.С. Пряжников, формирование профинтересов школьников проводится в условиях действия объективных и субъективных факторов. Так, автор к числу объективных факторов относит требования, нормы и ограничения, выдвигаемые профессией к трудовой деятельности человека, и наличие у него определенных индивидуально-психологических особенностей и черт личности, мало изменяющихся в процессе жизнедеятельности [5, С.41]; а к субъективным факторам относит способности, уровни сформированности учебно-профессиональной мотивации, притязаний, самооценка личности [5, С.41].

По мнению Е.А. Климова, в формировании профинтересов школьников важную роль играет мотивация учащихся. Одна из важнейших составляющих этой мотивации – мотивация выбора профессии базовой профессиональной школы, будущими рабочими и специалистами квалифицированного труда [,3, С.69].

В рамках психолого-педагогического сопровождения формирования профессионального интереса школьников необходимо уделить особое внимание развивающей (активизирующей) форме психологического содействия профессиональному самоопределению, а именно разработке и реализации активизирующих, обучающих и коррекционно-развивающих мероприятий, спецкурсов, психотренингов, проектной деятельности.

Целенаправленная психологическая работа должна включать следующие направления:

  1. Внедрить систему элективных курсов по формированию профинтересов учащихся общеобразовательных учреждений, что позволит утвердить идеи профориентации обучающихся, реализовывать на практике задачи в школе, принятые Министерством образования и науки Российской Федерации в области концепции профильного обучения;

  2. Использовать современные технологии обучения (развивающие, личностно-ориентированные и дифференцированный подход к обучающимся, педагогика сотрудничества). Метод проектов способствующий формированию профессионального самоопределения личности школьника, развивающий умение получать необходимую информацию самостоятельно и применять ее на практике;

  3. Создать на каждого учащегося карту «Профессиональный выбор обучающегося», создать электронное портфолио;

  4. Принять на практике учебно-методические разработки для классных руководителей, обучающихся;

  5. Четко определить функции каждого участника образовательного процесса при реализации процесса формирования профинтересов.

Исходя из сказанного, следует, что педагог-психолог в образовательном учреждении занимает центральное место в процессе сопровождения формирования профеинтересов у учащихся, а именно начиная с мотивационного компонента, заканчивая психологическим сопровождением выбора профессии и построением карьерного личностного плана.

Обратим внимание, что в процессе формирования профинтересов школьников общеобразовательное учреждение должно сотрудничать с учреждениями дополнительного и профессионального образования, что позволит школьникам более подробно ознакомится с профессиями, с основными требованиями, предъявляемыми к той или иной профессии, а также определить особенности каждой профессии.

Общеобразовательное учреждение должны быть созданы максимальные условия для профессионального развития личности школьника: предоставить свободный выбор сфер деятельности, оказать своевременную помощь и поддержку, учесть индивидуальные и возрастные особенности личности обучающегося, развить самостоятельность в преодолении трудностей. Созданные условия в психолого-педагогическом сопровождении формирования профинтересов позволять укрепить «Я-концепцию» школьника, поддержать адекватную самооценку обучающегося, расширить технологию профессионального самосохранения выпускника.

В процессе психолого-педагогического сопровождения формирования профессиональных интересов учащихся общеобразовательных учреждений необходимо внедрить дифференцированный подход к каждому отдельному учащемуся как в урочное, так и внеурочное время; снизить порог дискомфорта и тревожности учащихся при выборе профессионального профиля.

Реализация психолого-педагогического сопровождения формирования профинтересов учащихся позволит добиться положительной динамики в выборе профессии обучающихся, повысить мотивацию учащихся в профессиональном самоопределении, общей психологической культуры, творческих способностей, коммуникативной компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489; СЗ РФ. 2009. № 33. Ст. 4127.

  2. Гладкова Н. Профессиональное самоопределение личности в системе «кадетский корпус - высшее военное учебное заведение». СПб: Питер, 2008. 27 с.

  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2010. 304 с.

  4. Курнешова Л.Е. Профориентационная работа в образовательном учреждении. М.: Генезис, 2010. 99 с.

  5. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, дискуссии, задачи-упражнения. Методическое пособие. СПб, 2010. 288 с.

  6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2009. 114 с.

  7. Резапкина Г.В. Классные часы: Беседы о самоопределении. Книга для классных руководителей. М.: Генезис, 2010. 78 с.

  8. Тюляева Т.И. Портфолио ученика или папка личных достижений. М.: Генезис, 2010. 34 с.

  9. Чистякова С.Н. Выбор профиля обучения и профессии. М.: Генезис, 2010. 110 с.

Просмотров работы: 228