ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одна из ведущих ключевых компетентностей младшего школьника – социальная. С ее формированием связано, прежде всего, формирование умения ребенка ориентироваться в постоянно меняющемся социуме.

По результатам исследований, Г.Э. Белицкой, Л.И Берестовой., Ж. Делором, Н.А. Рототаевой и др., школьник не умеет применять полученные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На современном этапе развития общества, подрастающее поколение сталкивается и не может преодолеть ряд трудностей: неумение общаться со сверстниками и взрослыми, слушать и слышать партнера по общению, поддерживать и вести разговор, выражать свои чувства в общении, адекватно реагировать на высказывания и действия других людей, принимать решения, опираясь на мнение другого человека, регулировать и конструктивно разрешать конфликты.

Социальную компетентность, ученые предлагают рассматривать «как особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умение добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление их собственных желаний» [1,с.117].

В педагогическом словаре приводится следующее определение: «Социальная компетентность (социальный - межличностный; компетенция, от лат. competere, - встреча) подразумевает способность к межличностным отношениям» [7,с.32].

Проблема формирования социальной компетентности личности представляется нам чрезвычайно актуальной. Цель нашего исследования состоит в разработке, реализации и проверке эффективности программы психолого-педагогической работы по формированию социальной компетентности младших школьников.

Чтобы корректировать и планировать работу по формированию социальной компетентности учащихся начальной школы, нами был организован педагогический эксперимент, который проводился в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Эксперимент проводился на базе МКОУСОШ с.Холуй в 4 «А» и «Б» классах. В эксперименте участвовало 51 человек.

Нами было организовано опытно – экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности социальной компетентности у младших школьников. Для этого мы используем следующие методы диагностики:

  • Методика «Выявления коммуникативных склонностей учащихся»(составлена Р. В. Овчаровой);

  • Методика изучения социализированности личности учащегося

  • (разработана М.И. Рожковым);

  • Методики диагностики нравственной самооценки; этики поведения и отношения к жизненным ценностям, нравственной мотивации (Методики разработаны в лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО Н. Е. Богуславской, Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович).

Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме и диагностическое обследование, проведенное нами в ходе опытно-экспериментальной работы с младшими школьниками 4 «А» и «Б» классах позволил выявить, что слабая сформированность социальной компетентности у детей проявляется в следующем:

  1. находятся на среднем уровне в «А» классе (30%), в «Б» классе (35%), ниже среднего в «А» и «Б» классах (10%) и на низком уровне в «А» классе (15%), в «Б» классе (5%) коммуникативные способности детей;

  2. находится на среднем в «А» классе (24%), в «Б» классе (26%) и на низком в «А» классе (8%), в «Б» классе (4%) уровне социализированность учащихся;

  3. находится на среднем уровне в «А» классе (60%), в «Б» классе (70%) нравственная самооценка учащихся;

  4. находятся на среднем уровне навыки этики поведения, отрицательные ответы детей в «А» классе составляют (28%), в «Б» классе (32%);

  5. находятся на среднем уровне (60%) и ниже среднего (20%) отношения к жизненным ценностям;

  6. находится на среднем уровне (75%) нравственная мотивация учащихся.

Таким образом, необходима специально организованная психолого-педагогическая работа, направленная на формирование и развитие социальной компетентности младших школьников.

Нами была разработана программа по формированию социальной компетентности младших школьников, целью которой является формирование социальной компетентности младших школьников.

Занятия строятся по пяти направлениям: коммуникация «Мир моих друзей», социализация «Настоящий друг - кто он?», нравственность «Истоки нравственности. Будем добрыми и человечными», этика поведения «Правила этического поведения на каждый день», отношения к жизненным ценностям «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные принципы».

На первом этапе «Мир моих друзей» дети активно сотрудничают друг с другом в совместной деятельности, в жизни класса, школы; каждый ребенок изучает другого, сравнивает его с собой, учится навыкам товарищества, заботы, взаимопомощи.

На втором этапе «Настоящий друг – кто он?» дети анализируют собственное поведение и поступки других; в детях воспитывается взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека; развивается умение вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения.

На третьем этапе «Истоки нравственности. Будем добрыми и человечными» дети развивают адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей и вырабатывают положительные черты характера. Значимой для усвоения детьми является идея о том, что человеку хорошо в том коллективе, где люди умеют договариваться между собой.

На четвертом этапе «Правила этического поведения на каждый день» дети вырабатывают правила этического поведения, выполняют их на практике и закрепляют такое качество, как уважение другого.

На пятом этапе «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные принципы» учащиеся закрепляют понятие «ценности», его буквальное и переносное значение, начинают лучше осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности.

В ходе формирующего этапа экспериментальной работы мы проводили с детьми: беседы, классные часы, игры на общение, внеклассные мероприятия.

Данная программа рассчитана на один учебный год, предлагается для учащихся 4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе учебно-воспитательного процесса. В реализации программы участвуют: учащиеся, классный руководитель, социальный педагог, психолог.

Список литературы:

  1. Баранова Л.А. Социальная компетентность: условия формирования и проявления // Человек и общество (научный и общественный альманах) / под ред. В.Е. Семенова. Выпуск XXXI СПб.: ПБУ. - 2006. - С. 111 - 121.

  2. Галина Э.Ф. Программа социально-педагогической деятельности по формированию социальных компетенций у учащихся начальных классов // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2013/10/4002 (дата обращения: 19.12.2014)

    1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // ВО Сегодня. М., 2003. - №5.

    2. Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения [Текст] / Н. В. Калинина // Психологическая наука и образование. - 2001.- № 4. - С. 16 - 48.

    3. Калинина Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н .В. Калинина. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. – 228 с.

    4. Каменская Е.В. Социальная компетентность: соотношение научных теорий // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №1.

    5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.

    6. Коротина Ю.В. Формирование социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.02. – Тамбов, 2011. – 210 с.

Просмотров работы: 379