КОНЦЕПЦИЯ ФИЗИЧИСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОНЦЕПЦИЯ ФИЗИЧИСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Мокроусов К.В. 1
1Институт физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные инновационные процессы в мире как движущие силы эволюционного развития закономерно обусловливают возникновение кризисных ситуаций в образовании, в том числе в системе физического воспитания школьников. В современной образовательной ситуации России отмечается ухудшение здоровья обучающихся на всех ступенях образования, неразвитость у них потребностей в занятиях физической культурой и спортом. На это также влияет снижение мотивации к физкультурно-спортивной активности у населения из-за низкого социально-экономического уровня. Кроме этого, к сожалению, в общеобразовательной школе наблюдается отставание от зарубежной практики физического воспитания, недостаточность материального и кадрового обеспечения. Проблема повышения эффективности физического воспитания школьников в системе образования как никогда актуальна на современном этапе.

Объект исследования – процесс физического воспитания школьников.

Предмет исследования – концепции физического воспитания школьников.

Цель курсовой работы – провести анализ современных концепций физического воспитания, используемых в сфере физической культуры школьников.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

  2. Рассмотреть модель российской концепции физического воспитания школьников и модель единой европейской концепции воспитания школьников.

  3. Познакомиться с современными концепциями физического воспитания школьников.

  4. Познакомиться с особенностями современной концепции физического образования.

  5. Рассмотреть инновационные технологии физического воспитания.

Во-первых я рассмотрел модель российской концепции физического воспитания школьников и модель единой европейской концепции физического развития школьников.

Модель российской концепции физического воспитания школьников построена на развитии личности. На основе этой модели разработаны две программы - «Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1–11 классы» и программа «Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей». Целью физического воспитания в школе согласно этой концепции является содействие формированию всесторонне развитой личности. Главное средство достижения этой цели - овладение учащимися основами физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных способностей, умение осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Обе программы основаны на идее оптимального сочетания базового и вариативного содержания программного материала, имеют общий характер и доступны для применения во всех общеобразовательных школах.

Главной целью сформулированной модели европейской концепции физического воспитания является содействие формированию активного и здорового образа жизни и предотвращение актуальных для детей и молодёжи Европы проблем, таких, как излишний вес и бедность движений. Для специалистов и учителей физической культуры наиболее разработанной является область моторики. При этом в европейской модели выделяются две её стороны: основополагающие (спортивно-двигательные) умения и навыки и свободные двигательные формы. Говоря о первой части, имеются в виду задачи и соответствующее содержание по обучению основным двигательным умениям и навыкам. Вторую сторону моторики в этой концепции составляют свободные (несвязанные) формы движений - альтернативные виды движений, которые должны вести к улучшению координации и кондиции и тем самым содействовать развитию индивида. В сумме влияние в процессе занятий на все обозначенные стороны моторики должно содействовать повышению адаптационных возможностей организма к всевозможным жизненным ситуациям и в целом оказывать прямое действие на психическое и физическое здоровье. А именно на это и нацелены основные компоненты анализируемой модели.

Таким образом, зарубежный опыт может послужить примером разработки новых способов модернизации в области физической культуры и воспитания российских школьников.

Во вторых, рассматрим собенности современной концепции физкультурного образовании и инновационные подходы к системе физического воспитания школьников. Концепция модернизации образования в Российской Федерации предопределило начало нового этапа в формировании отечественной школы, а следовательно, и необходимость в совершенствовании предметных основ образовательных дисциплин. Не стало исключением и образование школьников в сфере физической культуры. В последнее время все большую актуальность приобретает проблема сохранения здоровья школьников. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе здоровье детей ухудшилось в несколько раз. Поэтому одна из приоритетных задач учителя физической культуры – сохранение и укрепление здоровья школьников. преподаватель больше времени должен уделять тому виду спорта, в методике преподавания которого он разбирается лучше. Занятия следует строить так, чтобы учащиеся сами находили нужные решения, делали необходимые заключения. Процесс модернизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту вписывается в общую стратегию образовательной политики России на современном этапе, где ее первейшей задачей является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Таким образом, физкультурное образование учащихся позволит приблизиться к решению главной задачи современности, а именно, предоставить возможность каждому человеку в изменяющемся обществе чувствовать себя уверенно, защищено, при этом грамотно формируя и сберегая свое физическое, духовное и нравственное здоровье.

Современные концептуальные подходы предполагают коренное преобразование всего процесса физического воспитания школьников, прежде всего, учебного процесса. Переосмысление работы требует переподготовки учительских кадров, повышения их квалификации, создания новых учебных программ, определения новых подходов к системе физического воспитания. Одной из ключевых задач становится создание материальных условий для организации и индивидуализации здоровьесберегающих форм, методов обучения. Таким образом, в результате учебной деятельности учащиеся осваивают социальные и моральные ценности. При усвоении школьного материала формируются операции теоретического мышления, навыки анализа и рефлексии, творческое отношение к действительности, которое позволяет занять место в широком круге событий.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующий вывод. Феномен физической культуры в современных условиях требует новых концепций физического воспитания школьников, связанных с учетом ведущих стимулов человеческой деятельности: потребностей, мотивов, интересов, ценностей с общей направленностью на саморазвитие и самореализацию личности.

Просмотров работы: 880