ПИЩЕВОЙ СТАТУС СПОРТСМЕНОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПИЩЕВОЙ СТАТУС СПОРТСМЕНОВ

Никифорова В.П. 1, Демидова Е.А. 1
1ГБПОУ Училище олимпийского резерва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. Извечные вопросы о питании – как, когда, сколько и что мы едим – интересуют, наверное, каждого человека, в том числе и спортсменов. Поэтому формулировка "пищевой статус" имеет конкретное смысловое значение и отражает понятие состояния здоровья, обусловленное особенностями питания человека.

Питание спортсменов коренным образом отличается от питания обычных людей. С возрастанием физической нагрузки, повышается потребность в энергии, пища должна быть сбалансированным по основным питательным веществам в зависимости от вида спорта и этапов спортивной подготовки. Без соответствующей коррекции рациона развивается дефицит тех или иных компонентов пищи, что оказывает негативное влияние как на рост и развитие организма, так и на спортивные результаты.

Значение правильного питания еще более возрастает при серьезных занятиях спортом, так как организм спортсмена функционирует в жестком, порой предельном, режиме. Нередко соревнования и тренировки сопровождаются переездами, быстрой сменой климатических зон и временных поясов. Несомненно, это обусловливает повышенную потребность спортсменов в энергии, отдельных пищевых веществ, рациональном режиме питания. Ошибки в рационе могут стоить не только рекордных очков, но и здоровья. Именно этим объясняется актуальность работы.

Цель исследования: разработать содержание пищевого статуса спортсменов УОР.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

– изучить методы оценки пищевого статуса для спортсменов;

– выявить влияние питания на эффективность тренировочного процесса;

– разработать методические рекомендации для оптимизации питания спортсменов УОР.

Объект исследования: организация питания в УОР

Предмет исследования: пищевой статус спортсменов УОР

Гипотеза: предполагалось, что разработка содержания пищевого статуса спортсмена поможет студентам и тренерам-преподавателям регулировать подготовку спортсменов в предсоревновательный период.

Практическая значимость исследования заключаетсяв использовании тренерами как при работе с начинающими спортсменами, так и с профессионалами в период соревнований.

База исследования: училище олимпийского резерва.

Для решения задач были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анкетный опрос.

Этапы исследования. Исследование по представленной проблеме проводилось в три этапа.

Первый этап – теоретический, во время которого были изучены теоретические аспекты обозначенной проблемы.

Занятия спортом предъявляют особые требования к организации специализированного питания спортсменов. Питание занимающихся спортом должно обеспечить поступление в организм всех необходимых веществ для нормального осуществления большинства жизненных функций, поддержания высокого уровня здоровья и физической работоспособности, оно должно отличаться от питания обычного человека, поскольку тяжелые нагрузки и специфические требования к функциональности организма диктуют тщательный подбор состава рациона.

В литературе достаточно широко освещается вопрос питания спортсменов. Данным вопросом занимались такие ученые, как С.А. Полиевский, М.В. Арансон, Э.С. Токаев. Важнейшим условием достижения спортивного успеха и сохранения здоровья является правильное и рациональное питание [Покровский А.А., 2001; Доценко В.А., 2001]. Питание должно не только полностью удовлетворять потребности спортсмена в энергии, пластическом материале и биологически активных компонентах [Рогозкин В.А. 2009], но и быть индивидуализированным [Полиевский С.А., 2005]. С позиции «здорового питания» пища рассматривается как серьезный фактор профилактики и риска основных заболеваний современного человека [Батурин А.К. и др., 2006; Мартинчик А.Н., 2007]. Но проблема все еще не является до конца изученной в сфере питания спортсменов в предсоревновательный период. Упоминания о пищевом статусе мы нашли только в учебнике «Гигиена физического воспитания» (автор Я.С. Вайнбаум). Большинство ученых рассматривают только рациональное питание спортсменов и его влияние на спортивную подготовку. Эта тема стала интересна нам, потому что подготовка в УОР входит в единое олимпийское образование, цели которого - приобщение студентов к идеалам и ценностям физической культуры и спорта, подготовка специалистов и высококвалифицированных спортсменов для Оренбургской области, пополнение сборных команд России по видам спорта, приобщение студентов к идеям олимпизма. Студенты училища олимпийского резерва, будущие специалисты физической культуры и спорта, как никто близки к идеям здорового образа жизни, поэтому должны служить примером качественного питания.

Также была изучена нормативная база ("Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения", разработанные институтом питания РАМН и утвержденные МЗ в 1991 году. Приказ ГКФТ РФ от 05.04.1995 N 9 «О нормах обеспечения питанием учащихся училищ олимпийского резерва» (текст документа по состоянию на июль 2011 года), рекомендации по организации, минимальному суточному набору продуктов и калорийности питания учащихся училищ олимпийского резерва (05.04.1995г.).

Второй этап – организация исследования, в ходе которого было проведено анкетирование студентов «Что вы знаете о пищевом статусе?», изучены теоретические аспекты обозначенной проблемы. Были выбраны методики оценки пищевого статуса, которые возможно применить в условиях училища, проведено исследование по определению правильности питания в предсоревновательный период.

Третий этап - обобщающий, были подведены итоги исследования, анкетирования и организации питания в столовой.

В результате проведенных исследований мы пришли к следующим результатам.

С целью выяснения знаний студентов по теме «Пищевой статус спортсмена» было проведено анкетирование ((в опросе приняли участи 100 студентов). Студентам нужно было ответить на вопрос «Что вы знаете о пищевом статусе спортсмена?». Были получены следующие данные:

Итоги анкетирования студентов на начало эксперимента

При анализе организации питания студентов в училище мы выяснили, что распределение нормативов питания спортсменов по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, ужин и др.) проводится в УОР в соответствии с режимом питания, который включает в себя кратность приемов пищи, время приема и интервалы между приемами пищи.

Оптимальным режимом питания для спортсменов является 4-х разовое питание: завтрак – 25%, 2-й завтрак (или полдник) – 15%, обед – 40%, ужин – 20% от суточного рациона питания. Меню в столовой сбалансировано с учетом большой физической активности наших студентов, разработано с полной раскладной всех питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества). Энергетическая ценность всех блюд соответствует физической нагрузке спортсменов и находится в районе 5000-5500 ккал. Поэтому калорийность питания соответствует энергетическим затратам спортсмена, которые в свою очередь определяются возрастом, полом, спортивным стажем и квалификацией и, в особенности, видом спорта. Оценка среднесуточного продуктового набора показала, что в питание спортсменов включены все основные группы продуктов: ежедневно мясо, молочные продукты, овощи, фрукты, крупы, 2-3 раза в неделю рыба, творог, сыр. Но необходима коррекция питания спортсменов в период предсоревновательный деятельности. Также нами были изучены особенности организации питания в предсоревновательный период по всем видам спорта, представленным в училище.

Нами были разработаны методические рекомендации для оптимизации питания спортсменов УОР:

  1. При составлении меню для юных спортсменов рекомендуется использовать компьютерную программу «Организация питания в ДЮСШ и УОР» [2005].

  2. Обычная пища даже в меню спортсменов самого высокого уровня и квалификации не обеспечивает всех потребностей организма – необходимо специальное питание в зависимости от вида спорта. Поэтому в училище необходимо проводить индивидуальную коррекцию питания спортсменов перед ответственными соревнованиями.

  3. При организации питания в УОР необходимо использование специальных продуктов спортивного питания и витаминно-минеральных препаратов с целью оптимизации питания в зависимости от интенсивности физических нагрузок, вида спорта, этапа тренировочного процесса и сезона года. Данная рекомендация должна входить в общую образовательную программу по воспитанию культурно-гигиенических навыков здорового питания студентов УОР

  4. Необходим контроль тренировочной нагрузки, организации функционального питания с учетом спортивной специализации и направленности тренировочного процесса со стороны тренеров и руководства училища.

Чтобы данные рекомендации нашли реальное воплощение, для студентов была разработана памятка для студентов - спортсменов на период тренировочной и предсоревновательной деятельности:

1. Не принимать никаких новых пищевых продуктов. Все пищевые продукты должны быть апробированы заранее во время тренировок и предварительных соревнований.

2. Избегать пресыщения во время еды. Есть часто, понемногу и ту пищу, которая легко усваивается.

3. Употреблять легкую пищу в ночь перед соревнованием. Не пытаться насытиться в последние минуты. Необходимо постепенно в течение недели до соревнования увеличивать потребление углеводов.

4. При составлении рационов питания в соревновательный период необходимо учитывать время переваривания пищевых веществ в желудке и скорость их перемещения в кишечник.

5.Соблюдать питьевой режим, для чего:

- стремиться к тому, чтобы в организме было привычное равновесие между потерями воды и ее потреблением. Никогда не выходить на старт с отрицательным балансом воды!

- следует «запасаться» водой перед стартом, выпивая 400 – 600 мл за 40 – 60 минут до него. До старта не должно появиться чувство жажды.

- во время соревнований необходимо принимать небольшие порции (40 – 70 мл) воды или углеводно-минеральных напитков, и как можно чаще.

- нельзя употреблять в больших количествах охлажденной жидкости!

- не следует пользоваться никакими солевыми таблетками. Соли должно быть достаточно в обычной пищи.

- необходимо заранее приучать себя пить охлажденную жидкость летом.

- начинать восполнять потери воды и солей следует сразу же после окончания соревнования.

В результате проведенной работы мы пришли к следующим выводам:

1. Проблема оптимизации питания спортсменов с учетом спортивной специализации, задач и условий проведения тренировочного процесса, а также программ восстановительного периода после проведения соревнований остается весьма актуальной и требует своего практического решения с учетом специфики физиологических процессов, происходящих в организме на каждом этапе тренировочного процесса, а также с учетом последних достижений науки о питании.

2. На обобщающем этапе нашего исследования мы провели повторное анкетирование, провели обобщение и сравнительный анализ полученных результатов. Результаты анкетирования представлены в данной диаграмме:

Итоги анкетирования студентов на конец эксперимента

3. Состояние спортивной формы зависит от уровня обмена веществ и энергии, который у спортсменов высшей квалификации гораздо интенсивнее, чем у других категорий населения. Оптимальное удовлетворение потребностей организма в питании при больших нагрузках представляет собой важную предпосылку для решения задач физической подготовки.

4. Одним из важнейших компонентов обеспечения высокого уровня функционального состояния спортсменов является рациональное сбалансированное питание. Диеты, рекомендованные для спортсменов различных видов спорта, составлены с учетом этапа подготовки спортсмена, времени года (в зимнее время потребность в энергии выше приблизительно на 10%) и климатических условий, а также возраста, пола, веса, спортивного стажа и других индивидуальных показателей спортсмена. При этом рацион спортсмена должен:

  1. соответствовать его энергетическим затратам в данный момент времени;

  2. быть сбалансированным, т.е. содержать все необходимые питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли в необходимых пропорциях;

  3. содержать продукты, как животного, так и растительного происхождения;

  4. легко усваиваться организмом.

5. Проблема питания В УОР занимает одно из главных мест в системе подготовки спортсменов, т.к. рационально организованное питание приводит к укреплению здоровья, повышению спортивной работоспособности, ускорению процессов восстановления и адаптации к физическим нагрузкам, совершенствованию спортивного мастерства, а, следовательно, и спортивных достижений.

Литература

  1. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Изд.центр «Академия», 2011.

  2. Гигиена: Учебник. Под ред. Г.И. Румянцева. М.: ГЭОТАР.-Медицина, 2002.-608 с.

  3. Коровка, Л.С. Сборник технологических нормативов, рецептур блюд и кулинарнах изделий для школьных образовательных учреждений, школ-интернатов, детских домов и детских оздоровительных учреждений. Уральский региональный центр питания, Пермь, 2006.

  4. Могильный, М.П. Сборник рецептур на продукцию для обучающихся во всех образовательных учреждениях. Сборник технических нормативов. М.: Дели принт, 2011.

  5. Павлоцкая Л.Ф., Дуденко Н.В,.Эйдельман М.М. Физиология питания: Учебник. -М.:Высш.шк., 1989.-368 с.

  6. Сборник рецептур на продукцию для обучающихся во всех образовательных учреждениях. Сборник технических нормативов. М.: Дели принт, 2011.

  7. Смоляр В.И. Рациональное питание.-Киев: Наукова думка, 1991.-368 с.

 

7

 

Просмотров работы: 804