КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТСМЕНА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТСМЕНА

Дейнега Е.М. 1
1Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Любая деятельность предъявляет личности свои условия, не соответствуя которым конкретная личность не способна выполнять данную деятельность успешно. Условия, в которых протекает борьба за победу в современном спорте, ставшем повсеместно профессиональным, настолько многообразны и сложны, что добиваться высоких и стабильных результатов способна только всесторонне подготовленная личность (личность без слабых мест), функционирующая как система и представляющая собой уникальный сплав личностных характеристик, которые можно определить, как типичные для спортсменов-чемпионов.

Поэтому компетентностная ориентация в подготовке спортсменов должна не только занимать первостепенное место, но и являться частью обязательной комплексной подготовки, необходимой для высоких достижений. Она может не просто стоять в одном ряду с физической, тактической, технической, психической подготовкой, а дополнять их, формируя более высокий уровень профессионализма спортсмена.

Основываясь на специфических особенностях профессионального спорта, выделим некоторые компетенции спортсменов. Некоторые из них являются необходимыми, другие дают спортсмену преимущество перед соперниками.

Компетентный спортсмен – это не только физически развитый атлет, обязательно стремящийся совершенствоваться в своей деятельности, достигать лучших результатов, превосходить других, но и спортсмен, мыслящий критически, умеющий планировать и анализировать, желающий обучаться. Поэтому обладание личностными компетенциями может являться фундаментом для формирования адекватной самооценки, которая, несомненно, будет проявляться в самоконтроле при стрессовых ситуациях, умении принимать ответственность, способности уверенно выражать собственное мнение и противостоять групповому давлению, но в тоже время открытости на контакт и взаимодействия, в умении извлекать опыт из ошибок.

Чтобы достичь цели, спортсмен должен упорно и всесторонне тренироваться, то есть совершенствоваться не только через действия, требующие значительных физических усилий, но и интеллектуальных, волевых, эмоциональных. И он должен быть компетентен в своих действиях в определенных условиях и ситуациях. Такое совпадение достигается, когда отношение мотива и компетентности является основными в мотивационном механизме. В этом случае стоит выделить и мотивационную компетентность, которая сама по себе выступает как мотивация, направленная на готовность к осуществлению эффективных действий и их дальнейшему совершенствованию.

Свободное владение знаниями в области теории и методики спорта, построении спортивной подготовки, восстановления физической работоспособности, рационального питания и т.д. дают компетентному спортсмену уверенность в целедостижении, преимущество в ситуациях, требующих самостоятельного принятия решений и даже возможность самоподготовки (без тренера), что мы не редко наблюдаем среди профессиональных спортсменов высокой квалификации. Здесь речь идет о знаниево-когнитивных компетенциях.

Профессиональный спортсмен – личность публичная, пользующаяся повышенным вниманием общества. Часто мы видим спортсменов в роли примеров для подражания. Необходимо помнить и то, что высококвалифицированный атлет представляет свое государство перед мировой общественностью, вступая в политические межнациональные отношения. Основываясь на этом следует выделить коммуникативные компетенции и компетенции гражданственности, такие как знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина, осознание собственного достоинства, гражданского долга, знание и гордость за символы государства. Здесь же стоит упомянуть и о важности для спортсмена сохранения здоровья и ведении здорового образа жизни. Поэтому выделим компетенции здоровьясбережения, куда отнесем знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности вредных привычек, знание и соблюдение правил личной гигиены.

Учитывая специфичность спортивной деятельности, где проявление и совершенствование физических качеств, владение техникой избранного вида спорта и умение вести соревновательную борьбу являются основополагающими, необходимо выделить специальные спортивные компетенции, которые разделим на физические (в развитии и развитости физических способностей, требуемых для вида спорта, владении техникой избранного вида спорта, а также высокой степенью надежности техники в сложных условиях соревновательной деятельности) и тактические (владении индивидуальными тактическими действиями при ведении соревновательной борьбы).

Любой вид спорта требует от спортсмена определенных навыков по уходу, содержанию и подготовки личного инвентаря и оборудования. Они могут включать в себя как элементарное обеспечение пригодности инвентаря, его материальной и эксплуатационной сохранности, так и его ремонт и настройку. Этот широкий спектр технических действий от соблюдения гигиенического ухода за инвентарем до подготовки лыж у лыжников, ремонте велосипеда в велоспорте, сборки, разборки и чистке оружия в стрелковых видах спорта говорит о необходимости выделения технических компетенций в подготовке спортсменов.

Подводя итог вышесказанному, перечислим сформированные нами компетенции профессионального спортсмена: Личностные, мотивационные и знаниево-когнитивные компетенции. Специальные – физические и тактические, технические компетенции. А также, коммуникативные и компетенции гражданственности и здоровьесбережения.

Просмотров работы: 932