ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ПАУЗЫ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ПАУЗЫ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Жилина О.А. 1, Лебедихина Т.М. 1
1Уральский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня исследователи, педагогические коллективы и спортивные врачи озабочены проблемой повышения заболеваемости молодежи в течение студенческой жизни. При этом, чаще всего, это связано с недостаточной двигательной активностью. Каждый день студенты УрФУ проводят по 6 часов на парах в университете, столько же времени они посвящают самостоятельной подготовке, пребывая долгое время в сидячем положении. «Недостаточная двигательная активность снижает интенсивность обмена веществ, кровообращение, появляется застой крови в органах малого таза, в ногах, слабеет мускулатура, ухудшается осанка»1.

В 2015 году Институт социологии РАН провел исследование в десяти городах РФ, результаты И. В. Журавлев зафиксировал в монографии «Здоровье студентов: социологический анализ». Исследователи здоровья вузовской молодежи констатируют низкую физическую активность у 76% студентов, при этом избыточную массу тела имеют 15-20%. Согласно социологам РАН, 53% обучающихся в вузах болеют ОРЗ и гриппом от 3 до 8 раз в год. В то же время врачи медико-санитарной части УрФУ отмечают, что первокурсники и второкурсники переносят ОРВИ или грипп 4-5 раз в год, а третьекурсники и четверокурсники уже 3-4 раза. Таким образом, проблема недостатка двигательной активности актуальна для студенческой молодежи и сотрудников университетов по всей России.

Нашей генеральной целью явилась нормализация двигательной активности первокурсников УрФУ во время учебного процесса. Общими целями стали: введение физкультурной паузы в режиме учебного дня и демонстрация пятиминутного видеофильма с представлением правильной техники исполнения физических упражнений.

Задачи, которые мы поставили для себя:

  1. разработать комплекс упражнений для физкультурной паузы;

  2. проконсультироваться с преподавателем по физической культуре УрФУ;

  3. заключить договор с ректором УрФУ, предусматривающий издание приказа о введении физкультурной паузы для первокурсников;

  4. заключить договор со студенческими СМИ о размещении материалов о введении физкультурной паузы;

  5. подготовить тексты о введении физкультурной паузы и направить их в студенческие СМИ;

  6. распространить информацию о введении физкультурных пауз в социальных сетях;

  7. заключить договор об аренде спортивного зала с деканатом одного из институтов УрФУ;

  8. записать видео комплекс физкультурной паузы;

  9. смонтировать видеоролик;

  10. распространить его в социальных сетях;

  11. встретиться с первокурсниками-спорторгами академических групп и рассказать им о введении физкультурной паузы в вузе.

Предполагается, что комплекс физических упражнений будет выполняться ребятами один раз в день в середине предобеденной пары в течение 5 минут. Первокурсники выполнят ее стоя возле рабочих мест в своей повседневной одежде. В комплекс физических упражнений будут включены упражнения в потягивании для расслабления и вытяжения позвоночника и мышц спины, суставная гимнастика для рук и ног, на расслабление глаз и кистей рук, упражнения общего воздействия (например, марш на месте). Чтобы первокурсники выполняли упражнения с правильной техникой, ребятам каждый раз будет демонсрироваться пятиминутный видеоролик. Комплекс упражнений для видеоролика подготовят и продемонстрируют члены команды проекта. В видеосюжетах будет использоваться ритмическая музыка, которая повысит эмоциональный тонус, задаст темп упражнениям. Проект направлен именно на первокурсников, потому что они проходят важный процесс адаптации, когда студенты подвержены несоблюдению режима труда и отдыха из-за большой умственной нагрузки, у них снижены защитные функции организма. Кроме того, они менее всего осведомлены о пользе двигательной активности и правильности выполнения упражнений.

Для реализации проекта в УрФУ необходимы 15 человек. Менеджером проекта могут быть организованы внутренние «отделы»: журналистский, технический и отдел по спортивно-массовой работе. Студенты — журналисты напишут материалы для студенческих СМИ и помогут при создании видеоролика. Студенты-спортсмены составят комплекс необходимых физических упражнений для видеоролика. В команду проекта также необходимо привлечь студентов: видеооператора и специалиста по монтажу. Всем задействованным студентам предполагается единовременная выплата повышенной стипендии, продвижение участников проекта в университете на конкурсах. Привлекая студентов по специальности, менеджер проекта обеспечит наличие интеллектуальных и профессиональных ресурсов.

Составляя календарный план (Табл. 1), мы определили, что критический путь проекта составляет 13 дней. Стоимость ведения физкультурной паузы в УрФУ, по нашим подсчетам, составляет 30 тысяч 90 рублей. При чем 30 тысяч — денежное вознаграждение участников проекта (15 человек) в качестве единовременной повышенной стипендии, предусмотренной в договоре менеджера проекта с проректором по социальной работе и Союзом студентов. На 60 рублей планируется закупить три шариковые ручки для разработки и фиксации комплексов физических упражнений, 30 рублей — на четверть упаковки бумаги формата А4.

Таблица 1

Календарный план

Задача

Время на выполнение

Название ресурса

  1.  
    1. Разработать комплекс упражнений для физкультурной паузы

1 день

Профессиональные

  1.  
    1. Проконсультироваться с преподавателями

1 день

Информационные

  1.  
    1. Заключить договор с ректором УрФУ, итог – издание приказа

3 дня

Правовые

  1.  
    1. Заключить договор со студенческими СМИ

1 день

Правовые

  1.  
    1. Подготовить тексты для СМИ

3 дня

Профессиональные

  1.  
    1. Распространить информацию в социальных сетях

1 день

Информационные

  1.  
    1. Заключить договор об аренде спортивного зала

1 день

Правовые

  1.  
    1. Записать видео-комплекс физкультурной паузы

1 день

Технологические

  1.  
    1. Смонтировать видеоролик

1 день

Технологические

  1.  
    1. Распространить видеоролик в социальных сетях

1 день

Информационные

11.Встретиться со споторгами-первокурсниками

1 день

Информационные

Кроме того, у каждого указанного в проекте действия могут случиться непредвиденные риски. В связи с этим мы разработали противорисковые мероприятия к событиям с чрезвычайно высоким, высоким и средним статусом. (Табл. 2)

Таблица 2

План реагирования на риски

Задачи проекта

Виды рисков

Статус риска

Программа противорисковых мероприятий

1.Разработать комплекс упражнений для физкультурной паузы среди первокурсников УрФУ

Внутрипроектные риски нетехнического характера:

1)Неквалифицированный персонал (неверный подбор упражнений для студентов)

Технико-технологические

2) Срыв графика работ по разработке комплекса упражнений

Высокий

Чрезвычайно высокий

Превентивные меры:

1)сотрудники заранее подбираются из старшекурсников – студентов ИФКСиМП; при необходимости подбирается необходимая литература для грамотного составления комплекса упражнений

2)Контроль работы отдела через; включение дополнительной рабочей силы на волонтерской основе

Пострисковые:

1)Подбор и чтение необходимой литературы по составлению комплекса упражнений; ежедневное тестирование упражнений на себе

2) Личный контроль и помощь команде по разработке упражнений менеджера проекта

2.Проконсультироваться с преподавателем по поводу эффективности разработанного комплекса

Внутрипроектные риски нетехнического характера:

1)Отсутствие доступного консультанта или его контактов

Средний

Превентивные меры:

1)Подготовить менеджеру проекта студентам ИФКСиМП список консультантов – преподавателей; узнать их контакты

Пострисковые меры:

1)Завести менеджеру проекта базу контактов консультантов

3.Заключить договор с ректором, предусматривающий издание приказа о введении физкультурной паузы

Правовые

1)Отказ в издании приказа

Технико-технологические

2)Срыв графика работ по изданию приказа

Средний

Чрезвычайно высокий

Превентивные меры:

1)Подготовка аргументов в пользу введения физкультурной паузы

2)После заключение договора уточнить сроки издания приказа; заключить договор, включающий дату издания приказа

Пострисковые меры:

1)Составить список интересов руководства; предусмотреть включение интересов в реализации каждой задачи проекта

2)Взаимодействие с руководством, подготовка еженедельных отчетов по ходу реализации проекта

4.Заключить договор со студенческими СМИ о размещении материалов о введении физкультурной паузы

Правовые

1) Несогласие размещать материалы

Средний

Превентивные меры:

1)Подготовить договор на размещение материалов, учитывающий интерес студенческих СМИ (предоставление информационных поводов, качественных материалов), разместить информацию в социальных сетях

Пострисковые меры:

1)Разместить вышедший газетный номер с материалом в социальных сетях; договориться о дальнейшем сотрудничестве на основе прохождения практики одного из участников проекта

5.Связаться со спорторгами академических групп через Профсоюз студентов и социальные сети

Технико-технологические

1) Отсутствие спорторга в группах

2)Отсутствие контактов спорторга

Чрезвычайно высокий

Низкий

Превентивные меры:

1)Предварительная связь с профсоюзом, чтобы информировать о том, что каждой группе необходим спорторг, собрать контакты спорторгов, создать группу в социальных сетях для назначенных спорторгов

2)Создать базу контактов спорторгов групп

Пострисковые меры:

1)Регулярное ведение группы в социальных сетях, общение со спорторгами

6.Встретиться с первокурсниками-спорторгами академических

Технико-технологические

1)Неполная явка спорторгов

Высокий

Превентивные меры:

1)Распространить информацию о встрече команды со спорторгами в социальных сетях

Пострисковые меры:

1)Регулярное ведение группы спорторгов в социальных сетях; размещать информацию о ходе реализации проекта

Разрабатывая проект, мы опирались на рекомендации исследователей, которые изучают данную проблематику: И. В. Ильич, М. Я. Виленский, А. А. Горшков, В. М. Баршай. Они отмечают, что физические упражнения, выполняемые регулярно в течение учебного дня, снимут нервно-мышечное напряжение, повысят иммунитет, работоспособность, улучшат уровень усвоения нового материала, облегчат вхождение в новый коллектив. Кроме того, повысится врабатываемость, улучшится дисциплина, активный отдых тонизирует весь организм. При этом в нашем проекте физкультурная пауза выступает дополнительным средством нормализации двигательной активности первокурсников, профилактикой гиподинамии и связанных с ней заболеваний сердечно-сосудистой системы и внутренних органов.

Литература:

  1. Баршай В. М. Гимнастика: учебник / В. М. Баршай, В. Н. Курысь, И. Б. Павлов. – 2-е изд. доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 330 с.: ил. – (Высшее образование)

  2. Боронина, Л. Н. Основы управления проектами : [учеб. пособие] / Л. Н . Боронина, З. В. Сенук ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 112 с.

  3. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. – М.: Гардарики, 2007. – 280 с.

  4. Жеребцов А. В. Физкультура и труд [Электронный ресурс]./А. В. Жеребцов. – Москва, 1988. Режим доступа http://archive.volgodonskgorod.ru/read.php?id0=2176 (Дата обращения 17.11.2016)

  5. Ильинич В. И. Физическая культура студентов и жизнь : учебн. / В. И. Ильинич. М.: Гардарики, 2005. - 366 с.

1 Жеребцов А. В. Физкультура и труд [Электронный ресурс]. - URL.: http://archive.volgodonskgorod.ru/read.php?id0=2176 (Дата обращения 17.11.2016)

Просмотров работы: 327