РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ СРЕДСТВАМИ ВИРТУАНОЙ ЭКСКУРСИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ СРЕДСТВАМИ ВИРТУАНОЙ ЭКСКУРСИИ

Журавкова Ю.В. 1
1Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном обществе во все сферы жизни человека вошли информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).В системе образованиянеоднократно доказана эффективность применения электронных или цифровых образовательных ресурсов.На занятиях по физике используются презентации, электронные учебники, модули для проверки знаний. Одним из интересных средств использования ИКТ являются виртуальные экскурсии.

Виртуальная экскурсия –разновидность экскурсии, форма организации учебного занятия,отличающаясяот реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, т. п.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов[2].Виртуальные экскурсии можно использовать как на занятиях в вузе, так и в школе.

В рамках вуза применение виртуальных экскурсий при обучении физике способствует развитию таких общекультурных компетенций студентов, как способность ориентироваться в источниках информации, отбирать их для решения познавательных задач по определенным критериям; способность объяснять явления действительности, с которыми люди встречаются в повседневной жизни, с позиций науки; способность ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, что предполагает умение различать факты, суждения, оценки, устанавливать их связь с определенной системой ценностей, определять собственное аксиологическое поле[5].

В условиях преподавания физики в школе виртуальные экскурсии оказывают значительное воздействие на личностные результаты обучения, такие как приобретение познавательных интересов, развитие творческих способностей, убежденность в возможности познания природы, ее законов, в необходимости использования достижений науки и техники для дальнейшего развития общества. Формируется самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений, готовность к выбору своего жизненного пути, ценностное отношение к себе и окружающим, к приобретению новых знаний, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры, уважение к творцам науки и техники[6].

Основнымипреимуществами виртуальной экскурсии являются:возможность осмотра коллекций, образцов, изобретений всего мира без больших материальных и временных затрат;возможность осмотра в любое время;возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации.

В сети Интернет есть виртуальные музеи, куда можно «пойти» на экскурсию.Это может быть общее знакомство с определенным периодом жизни известного ученого-физика, история развития науки, раздела физики ит.п.

Например, при рассмотрении размерности величин и средств их измерения можно посетить Метрологический музей РОССТАНДАРТА при ФГУП «ВНИИМ им. Д.И.Менделеева»(рис. 1.).

Рис. 1. Сайт метрологического музея РОССТАНДАРТА при ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева»

При изучении раздела «Радиоволны, принцип радиосвязи» возможна экскурсия в Центральный музей связи имени Попова (рис. 2.)

Рис. 2. Сайт Центрального музея связи имени Попова

Проведение виртуальной экскурсии с точки зрения целей и задач мало чем отличается от реальной. Рассмотрим методику проведения виртуальной экскурсии по обобщённому плану частнодидактической технологии [3].

  1. Создание проблемной ситуации и введение в нее обучающихся.

  2. Осознание проблемы и ее вербальная формулировка в виде учебной задачи, формулировка цели.

  3. Оценка своих возможностей (знаний, умений и т. д.) и планирование деятельности по решению проблемы.

  4. Решение учебной задачи через выделение необходимых знаний, навыков и умений, способа деятельности; итогом решения являются новое знание, способ деятельности.

  5. Применение нового знания, способа деятельности к решению исходной учебной задачи, а также новых учебных задач на уровнях знакомых, измененных и новых условий.

  6. Контроль, переходящий в самоконтроль.

  7. Коррекция (при необходимости).

  8. Оценка, переходящая в самооценку.

Сначала учителем (преподавателем) создаётся проблемная ситуация. Например, всему миру известно, что радио изобрёл Франческо Маркони, однако на военных российских кораблях радио стали использовать раньше. Проблема: кто и когда на самом деле изобрёл радио?

Затем на основе поставленной проблемы обучающиеся формулируют цель экскурсии, определяютдидактические задачи по плану обобщённого характера [1, 4].Например, цель экскурсии: выяснить, кто, когда и с какой целью изобрёл радио.Задачи:

  1. История открытия.

  2. Жизнедеятельность учёного, открывшего радио.

  3. Назначение радио.

  4. Принцип действия радио.

  5. Схема устройства.

  6. Область применения радио.

Решение учебной задачи строится следующим образом: на рабочих столах создается папка «Виртуальная экскурсия по Центральному музею радио имени Попова». В данную папку помещается инструкция, в ней указывается адрес сайта, задания для обучающихся, сформулированные на основе дидактических задач. В течение 20 минут обучающиеся занимаются поиском информации и ознакомительной работой. На данном этапе возможнасамостоятельная работа с материалами, а можно и пошагово осуществлять руководство деятельностью обучающихся (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей).

Для отчётаможно предложить написать отзыв о музее, составить презентацию, подготовить доклад и т.п.После того, как материалы представлены, наступает этап рефлексии. Затем проходит совместноевыставление и обсуждение оценок по критериям, которые составили сами обучающиеся.

Виртуальная экскурсия по физике способствует реализации современных подходов: компетентностного и деятельностного. При этом организуется самостоятельная творческая деятельность обучающихся при получении новых знаний [5, 6]. Она позволяет развивать общекультурные качества студентов и школьников, не выходя за пределы образовательного учреждения.

Библиографический список:

  1. Бобров А.А. Развитие мышления учащихся при комплексном применении планов обобщённого характера// Развитие мышления в процессе обучения физике. Вып. 6/ Под ред. С.А. Суровикиной. – Омск: Полиграфический центр КАН, 2010. – С. 68-73.

  2. Самойленко П.И. Теория и методика обучения физике: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2010. – 332 с.

  3. Суровикина С.А. Обобщённая частнодидактическая технология и способы её реализации// Развитие мышления в процессе обучения физике. Вып. 4/ Под ред. С.А. Суровикиной. – Омск: Полиграфический центр КАН, 2008. – С. 29-36.

  4. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988. – 112 с. – (Б-ка учителя физики).

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 18.12.2016).

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 18.12.2016).

Просмотров работы: 266