ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Акулина Н.Н. 1, Сараева Л.П. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Шебекинская земля имеет очень древнюю историю, на ее территории находится 50 археологических памятников. Эти памятники представляют практически все основные культуры лесостепной и степной зон юга России. Следы первичного заселения территории данного района соотносятся с периодом позднего палеолита около 35 тыс. лет назад. В эпоху бронзы здесь проживали племена ямной, катакомбной и срубной культур. В раннем железном веке в VI-IV вв. до н.э. на этой земле жили скифы, оставившие после себя курганы и захоронения. В начале н.э. край населяли праславяне (северяне). В IX веке на берегах реки Корень обосновались древние русичи.

На протяжении IX-XI века н.э. на территории нынешнего Шебекинского района проходила граница между Хазарией и Древней Русью. На берегу реки Корень к XI веку был построен древнерусский город (территория современного села Крапивное), а на берегу реки Короча находились феодальные замки и селища алано-болгарских племен, которые входили в состав Хазарского каганата (территории современных сёл Дмитриевка, Большое Городище). Их поселение также располагалось вблизи села Архангельское. Несмотря на то, что Хазария брала дань с русских поселений и нередко случались военные столкновения, между этими народами и местным населением существовали торгово-экономические и культурные отношения. Во время монголо-татарского нашествия на Русь в XIII веке Крапивенское городище и все поселения округи были разрушены.

На протяжении XVI-XVII веков территория Шебекинского края вторично заселяется не только русскими людьми: в этот период возникло большинство сел района. При строительстве Белгородской оборонительной черты в 1654 г. на правом берегу реки Нежеголь был сооружен город-крепость Нежегольск, обеспечивающий оборону Нежегольского участка засечной черты. После создания Белгородской оборонительной черты началось активное заселение территории нынешнего Шебекинского района. Здесь селятся не только русские, но и украинцы (черкасы). Появляются села и деревни Чураево, Крапивное, Устинка, Никольское, Доброе, Пристань, Ртельное (Купино), Новиково (Дмитриевка). В 1634-1658 годы при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче, а также позже, вплоть до середины XVIII столетия началось усиленное заселение белгородского края, граничившего со Слободской Украиной. Появилось много украинских населенных пунктов: слободы Маломихайловка, Вознесеновка, Ржевка, Шебекино, слободка Яблочково и много других. Так, территория Шебекинского района была заселена служилыми людьми, которые охраняли южные окраины Российского государства.

В этот же период времени стали основываться первые православные монастыри и церкви. Территориальные статусы местных поселений различались в следующем: были деревни - русские поселения без церкви, села - русские поселения с церковью, слободы - украинские поселения с церковью, слободки - украинские поселения без церкви, хутора – выселки, сельцо - помещичьи усадьбы с дворами крепостных крестьян. Одним из самых ранних монастырей в районе была Нифонтова пустынь, которую основал в 1620 году в Нежегольском лесу старец Нифонт. В начале XVII века близ селения Устинка была основана Кореньская пустынь, получившая свое название по реке Корень. В конце семнадцатого века, когда границы Российского государства расширялись и оборонительная функция городов Шебекинской земли исчезла, они утратили свое военное значение.

При обозрении историко-культурных факторов формирования, можно сказать, что традиционная культура и уклад жизни людей определяла роль этой земли быть южной границей России, в выполнении ею оборонительной функции. Не менее важными аспектами формирования традиционного быта и уклада жизни в Шебекинском районе являются географическая близость Украины и, непосредственно, украинских поселений на территории Шебекинского района, тесное бытовое и культурное соприкосновение двух близких культур. Это все наложило неизгладимый отпечаток на диалект местности, на поэтику народных песен, на песенное искусство и на народно-прикладное творчество.

Традиционная песенная культура Шебекинского района Белгородской области созвучно народному песенному искусству Белгородского края в целом, которое славится у фольклористов богатыми и самобытными местными традициями на территории всего южнорусского региона. Его географическое положение, климат, плодородные земли обусловили неповторимые черты народной песни, отражающей традиции различных сословий и национальностей, сосредоточенных на одном историко-географическом пространстве. Здешние климатические особенности сказались на местном стиле звукоизвлечения - открытом, свободном тембре зычного, мощного, звонкого голоса на протяжении всей песенной партитуры.

В общем, песенная традиция Белгородской области делится на три стилевые зоны: Белгородско-Оскольскую, Белгородско-Воронежскую, Белгородско-Курскую. К последней из представленных выше, и относится традиционная песенная культура Шебекинского района. С точки зрения жанрового его своеобразия следует указать на важнейший пласт музыкального и песенного фольклора Курской стилевой зоны - танки и карагоды, которые исполнялись только под таночные и карагодные песни. На этой территории так же очень развиты инструментальные танцевальные пьесы. Помимо этих жанров, в Курской стилевой зоне бытуют календарные песни (христославные, колядки, щедровки, постовые, троицкие), протяжные, свадебные, трудовые, лирические:

Эх, там течёт-бежить речка быстрая,

Речка быстрая – вода холодная.

Эх, речка быстрая – вода холодная,

А на той реке девка мылася.

Как на той на реке девка мылася,

А казак молодой там коня поил.

Напоивши коня, стал привязывать,

Стал привязывать, стал приказывать.

Ты постой, погоди, конь, до белой зари,

Заря белая занимается.

Заря белая занимается,

А казак молодой все удивляется.

(лирическая песня села Верхнее Берёзово Шебекинского района1)

Также встречаются игровые и шуточные.

Современный процесс сохранения, развития и трансляции регионального песенного фольклора включает и шебекинские народные песенные традиции, освоение которых способствует постижению духовно-нравственных и историко-культурных основ, пониманию отношения предков к родной природе, жизни, семье, любви, дружбе, освоению песенной манеры местных народно-певческих школ.

Литература

  1. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М.С. Жиров. – Белгород: Обл. типография, 200.- 265с.

  2. Кузюлев, Н.Н. Записки краеведа / Н.Н. Кузюлев. - Шебекино. Шебекинская типография, 2005. - 62 с.

  3. Суряднова, С.В., Калугина, Т.Л. Шебекино и Шебекинский район (краткий очерк) / С.В. Суряднова, Т.Л. Калугина. – Шебекино: ООО ТК «Регистан», 1987.

  4. Традиционная культура Шебекинского района Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 14. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 2002 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 88 стр. с нот.

1 Традиционная культура Шебекинского района Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 14. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 2002 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 88 стр. с нот. – С. 65.

Просмотров работы: 760