Известно, что архаичное ядро народной песенной культуры (включая хореографические действия) передаёт мифологическое содержание и национальные ментальные комплексы1, доносящие информацию о различных жизненных явлениях и чувствованиях. Фольклорные хореографические традиции Белгородского края сохранили следы представлений и верований предков: ранние хореографические жанры были связанны, прежде всего, с солнечным циклом, что находило отражение в характере обрядовых действий, сочетающих игру, жесты, позы и движения. Одним из таких ранних хореографических жанров предстаёт хоровод (от греч.χορός - (хор) и водить) – хореографическое массовое культово-обрядовое действо, совершаемое на открытом пространстве на основе символических фигур, то есть передающих общие для традиционного коллектива смыслы. Самой древней символической формой хоровода являлся круг, символизирующий солнце, дарующего свет и тепло. Наряду с кругом, в ритуальной хореографии использовались такие фигуры как «плетень», «сторона на сторону» и т.д., также движения, иллюстрирующие трудовые процессы («сеют просо», «собирают урожай» и пр.). Типичными обрядовыми ситуациями в белгородских хороводах были «заклинание на благополучие скота», «на будущий урожай». Магия древних аграрных культов прослеживается в молодёжных игровых хороводных песнях «Вейся, ты, вейся, капустка», «А мы просо сеяли» или «Уж мы сеяли, сеяли ленок». Хореографические действия фиксируются на русальной неделе, на Купалу, святки и на масленицу.
Будучи связанными с календарными праздниками и обрядами смысловыми нитями, хореографические жанры были одним из способов воздействия на силы природы, на богатый будущий урожай. Со временем, с потерей обрядовых значений, данные жанры приобретают форму праздничного досуга, когда, собственно, начинают доминировать не ментальные смыслы, а развлекательно-игровое начало – мастерство хореографического орнамента. Тем не менее, обращает на себя внимание самодостаточный характер обрядовой хореографии, транслирующей значимые для традиционного коллектива знания, духовный опыт народа, черты его национального характера, менталитет, ценностные представления и ориентиры.
Литература
Алексеева, О.И. Народная хореография как составная компонента музыкального фольклорного наследия // Наука. Искусство. Культура № 3 / 2014. – С. 34-41.
Асафьев, Б.В. О народной музыке [Текст] / Б.В. Асафьев; сост. И.М. Земцовский, А.Б. Кунанбаева. - Ленинград: Музыка, 1987. - 397 с.
Веретенников, И.И. Белгородские карагоды. Белгород: «Везелица», 1993. – 114 с.
Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учеб.пособие. Белгород, 2000. – 267 с.: илл.
Жиров, М.С., Сараева, Л.П. Феномен музыкального фольклора (философско-культурологические аспекты): Монография / М.С. Жиров, Л.П. Сараева. – Белгород: БГУ, 2007. – 114 с.
Карачаров, И.Н. Песенная традиция бассейна реки Псел. Белгородско-Курское пограничье. Белгород, 2004. – 424 с.
Кудымова, О.Н. Локальные разновидности приуроченных хороводов на Юге России // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-2. – С. 61-63.
Руднева, А.В. Курские танки и карагоды. Таночные и карагодные песни и инструментальные танцевальные пьесы. М.: Советский композитор, 1975. - 310 с.
Щуров, В. М. Жанры русского музыкального фольклора : учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ: в 2-х ч. Ч. 1 : История, бытование, музыкально-поэтические особенности / В. М. Щуров ; Московская гос. консерватория . – М. : Музыка, 2007. – 324 с.
1 Об этом: Бернштам Т.А., Чичеров В.И. и пр.