ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ХОРЕОГРАФИИ БЕЛГОРОДСКОГО КРАЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ХОРЕОГРАФИИ БЕЛГОРОДСКОГО КРАЯ

Даценко Л.А. 1, Сараева Л.П. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Культурологическое содержание традиционной художественной культуры, неотъемлемой частью которой предстаёт народная хореографическая культура, позволяет рассмотреть функционально-смысловое в ней содержание. Включение разнообразных хореографических жанров в празднично-обрядовый комплекс Белгородского музыкального фольклора свидетельствует об их синкретической жанровой природе и историко-генетической подоплёке.

Известно, что архаичное ядро народной песенной культуры (включая хореографические действия) передаёт мифологическое содержание и национальные ментальные комплексы1, доносящие информацию о различных жизненных явлениях и чувствованиях. Фольклорные хореографические традиции Белгородского края сохранили следы представлений и верований предков: ранние хореографические жанры были связанны, прежде всего, с солнечным циклом, что находило отражение в характере обрядовых действий, сочетающих игру, жесты, позы и движения. Одним из таких ранних хореографических жанров предстаёт хоровод (от греч.χορός - (хор) и водить) – хореографическое массовое культово-обрядовое действо, совершаемое на открытом пространстве на основе символических фигур, то есть передающих общие для традиционного коллектива смыслы. Самой древней символической формой хоровода являлся круг, символизирующий солнце, дарующего свет и тепло. Наряду с кругом, в ритуальной хореографии использовались такие фигуры как «плетень», «сторона на сторону» и т.д., также движения, иллюстрирующие трудовые процессы («сеют просо», «собирают урожай» и пр.). Типичными обрядовыми ситуациями в белгородских хороводах были «заклинание на благополучие скота», «на будущий урожай». Магия древних аграрных культов прослеживается в молодёжных игровых хороводных песнях «Вейся, ты, вейся, капустка», «А мы просо сеяли» или «Уж мы сеяли, сеяли ленок». Хореографические действия фиксируются на русальной неделе, на Купалу, святки и на масленицу.

Будучи связанными с календарными праздниками и обрядами смысловыми нитями, хореографические жанры были одним из способов воздействия на силы природы, на богатый будущий урожай. Со временем, с потерей обрядовых значений, данные жанры приобретают форму праздничного досуга, когда, собственно, начинают доминировать не ментальные смыслы, а развлекательно-игровое начало – мастерство хореографического орнамента. Тем не менее, обращает на себя внимание самодостаточный характер обрядовой хореографии, транслирующей значимые для традиционного коллектива знания, духовный опыт народа, черты его национального характера, менталитет, ценностные представления и ориентиры.

Литература

  1. Алексеева, О.И. Народная хореография как составная компонента музыкального фольклорного наследия // Наука. Искусство. Культура № 3 / 2014. – С. 34-41.

  2. Асафьев, Б.В. О народной музыке [Текст] / Б.В. Асафьев; сост. И.М. Земцовский, А.Б. Кунанбаева. - Ленинград: Музыка, 1987. - 397 с.

  3. Веретенников, И.И. Белгородские карагоды. Белгород: «Везелица», 1993. – 114 с.

  4. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учеб.пособие. Белгород, 2000. – 267 с.: илл.

  5. Жиров, М.С., Сараева, Л.П. Феномен музыкального фольклора (философско-культурологические аспекты): Монография / М.С. Жиров, Л.П. Сараева. – Белгород: БГУ, 2007. – 114 с.

  6. Карачаров, И.Н. Песенная традиция бассейна реки Псел. Белгородско-Курское пограничье. Белгород, 2004. – 424 с.

  7. Кудымова, О.Н. Локальные разновидности приуроченных хороводов на Юге России // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-2. – С. 61-63.

  8. Руднева, А.В. Курские танки и карагоды. Таночные и карагодные песни и инструментальные танцевальные пьесы. М.: Советский композитор, 1975. - 310 с.

  9. Щуров, В. М. Жанры русского музыкального фольклора : учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ: в 2-х ч. Ч. 1 : История, бытование, музыкально-поэтические особенности / В. М. Щуров ; Московская гос. консерватория . – М. : Музыка, 2007. – 324 с.

1 Об этом: Бернштам Т.А., Чичеров В.И. и пр.

Просмотров работы: 314