НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ЖАНРА ДУХОВНОГО СТИХА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ЖАНРА ДУХОВНОГО СТИХА

Кочеткова К.К. 1, Сараева Л.П. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Внимание к народной песнеобусловлено общественным признанием её духовно-нравственного потенциала. Зародившись на бытовом уровне и оставаясь много веков насущной необходимостью, сегодня народное песенное творчество выросло до сценических форм и стало неотъемлемой частью репертуара многих как профессиональных, так и любительских народно-певческих коллективов.

В настоящее время в связи с поиском источников духовных ценностей, в отечественной культуре происходит возрождение интереса к жанру духовного стиха как глубоко свойственного народной песенной культуре в воплощении идеалов, стремлений народа, его жизненной философии, что требует постижения его исполнительской специфики в целях адаптации к условиям современной народно-певческой сферы.

Духовными стихами в русской словесности называют народные песни на религиозные сюжеты, которые пелись бродячими певцами-странниками на ярмарках, базарных площадях, у ворот монастырских церквей - везде, где находилось достаточное число благочестивых слушателей. О любви русского человека к такой форме религиозного самовыражения достаточно говорит тот факт, что вплоть до начала XX века духовный стих бытует гораздо шире, чем даже былины. По сравнению с героическим эпосом религиозная поэзия проявляет гораздо большую жизненность, распространившись почти на всем протяжении земли Русской (в отличие от «старин», закрепившихся на русском Севере). Можно сказать, что духовные стихи - живая традиция; они продолжают создаваться и по сей день, границы этого жанра открыты.

Духовные стихи трудно классифицировать по напеву: сами народные исполнители считают главным в духовных стихах слово: народную песню «играют», а стихи «поют». Народная терминология объясняет стилистические закοнοмернοсти, а манера исполнения, спοсοб пοдачи звука при исполнении данного жанра характеризует его специфику: в народе духοвные стихи пοются «прикрытым», стрοгим звукοм. Мелодия духовных стихов может принадлежать фактически любому народному песенному жанру (былине, романсу, колыбельной, плясовой, балладе). Главное в духовных стихах - не музыкальная их сторона, а текст, назидание. Источники духовных стихов изначально литературные: книги Ветхого и Нового Завета, Жития Святых, богослужебные книги, патристическая литература и апокрифы, которые также стали активно распространяться вскоре после крещения Руси, в конце X в., поэтому духовные стихи - это народный музыкальный жанр, который относится не только к устной, но и к письменной традиции. Одни из первых духовных стихов были написаны в монастырях, где исполнялись на церковно-славянском языке и на знаменные древние гласы (XV -XVII вв.). Мелодия и текст этих стихов не иллюстрируют друг друга, а дополняют и обогащают духовным смыслом.

Эволюцию исполнительской стилистики духовных песнопений последовательно представляют былинный стиль XVII в. (тогда и былины и духовные стихи в народе назывались старинами); духовное песнопение (канты на основе виршевой поэзии - с XVII по XVIII вв.).

Исследователь русского фольклора Ф. М. Селиванов отмечает родство фольклора и духовных стихов. Им отмечается, что духовные стихи не представляют в фольклоре изолированного круга произведений, они, тесно взаимодействуя с былинами, обрядами и историческими песнями, «подвергаясь их влиянию, … сами оказывали значительное воздействие на них»1.

По форме изложения духовные стихи распадаются на ряд песенных групп: старшие эпические стихи, монологи-причитания, стихи-диалоги. В построении песенных строк духовные стихи опирались на традиции русского народного тонического стихосложения, без рифмы. В поэтическом стиле духовных стихов используются образы-олицетворения, наряду с христианскими святыми. Насыщенность языка духовных стихов церковнославянизмами объясняется тем, что в старообрядческой среде они сочинялись на церковнославянском языке и распространялись в письменном виде. Но чем популярнее был стих, тем больше он освобождался от этой зависимости и наполнялся особенностями народной поэтической речи:

При пути-при дороге

Анике же чудо объявилось.

У чуда ноги лошадины,

У чудо тулово зверино,

У чуда буйна глава человечья,

На буйной главе власы да поясу.

Духовные стихи как жанр являют исследователям образцы изучения взаимодействия устной и письменной традиций, светской и христианской культуры, примеры для познания народного мировоззрения. Эволюция духοвнοгο стиха показывает его спοсοбнοсть в сοοтветствии с внешними истοрикο-культурными и сοциальными условиями принимать форму, наиболее удобную для восприятия текста слушателями и носителями духовной традиции.

Литература

  1. Асафьев, Б.В. О народной музыке [Текст] / Б.В. Асафьев; сост. И.М. Земцовский, А.Б. Кунанбаева. - Ленинград: Музыка, 1987. - 397 с.

  2. Живов, В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М., 1994.

  3. Жиров, М.С., Сараева, Л.П. Феномен музыкального фольклора (философско-культурологические аспекты): Монография / М.С. Жиров, Л.П. Сараева. – Белгород: БГУ, 2007. – 114 с.

  4. Карачаров, И.Н. Песенная традиция бассейна реки Псел. Белгород, 2004. С. 211.

  5. Лотман, Ю.М. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры // История и типология русской культуры. СПб., 2002. С. 88 -116.

  6. Селиванов Ф. М. Стихи духовные / Ф. М. Селиванов. – М.: Сов. Россия, 1991. – 333 с.

  7. Шамина, Л.В. Основы народно-певческой педагогики: Учебное пособие / Л.В. Шамина. – М., 2010. – 202 с.

Интернет-источники: http://soundball.ru/article_duh_stih.htm (19.02.17).

1 Селиванов Ф. М. Стихи духовные / Ф. М. Селиванов. – М.: Сов. Россия, 1991. – 333 с. – С.54.

Просмотров работы: 310