МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ НАРОДНОГО ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ НАРОДНОГО ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Кулабухова М.А. 1, Сараева Л.П. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная ситуация раннего развития человека характеризуется многообразием эстетических, методических, практических в этом подходов, способствующих быстрому достижению результатов. Многие из них отличаются узконаправленными целями, интенсивному «эксплуатированию» психофизиологических сил формирующегося организма человека. Именно поэтому в детской образовательной сфере наиболее востребована методика, способствующая комфортному, органичному его развитию.

Воспитание дошкольников на основе традиционной художественной культуре основывается на все возрастающем интересе к её воспитательному и образовательному потенциалу. Особенно это востребовано для дошкольного возраста, когда закладывается система духовно-нравственных координат, пробуждаются и совершенствуются музыкальные способности, формируется эмоциональная сфера, обостряются познавательные процессы восприятия, воображения и фантазии, активизируются творческие силы. Использование народной песни в качестве развивающего материала обнаруживает образовательную, воспитательную, развивающую функции, что проявляется в накоплении знаний по традиционной песенной культуре, формировании уважительного отношения детей к национальным песенным традициям, а также - эстетического вкуса и творческих способностей. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста на основе народного песенного творчества является наиболее органичной формой развития у детей музыкальных способностей. Об этом свидетельствуют труды С.И. Миропольского, А.Н. Карасева и др. Народной музыкальной педагогикой накоплен бесценный опыт музыкального (певческого) воспитания в условиях общинной празднично-обрядовой среды. Многообразие народных песенных жанров предоставляет интонационно, ритмически, ладово богатый материал.

Современная методическая сфера народного песенного исполнительства включает разнообразные направления и подходы к интонационному становлению детей младшего возраста. В этом отношении, Гнесинской школой1 разработана система певческого вокального воспитания дошкольников на основе игровой формы, которая в наибольшей степени соответствуют их психофизиологическим особенностям. В данной методике, направленной на активизацию процесса усвоения певческих умений и навыков, огромное значение придаётся малотерцовому попевочному периоду как первоначальной стадии интонирования. Огромное количество малотерцовых попевок (колыбельные, потешки, пестушки и пр.) становятся первоначальной школой для будущих исполнителей народной песни, закладывают интонационную основу и, в целом, развивают голособразовательную систему детей. Интонирование совмещается с элементами игры: укачивание куклы, изображение прогуливающегося петушка («трух-тух, ту-ру-рух, ходит по двору петух») и т.п., связываясь с постепенным повышением вокально-исполнительских задач. Естественный открытый певческий звук исподволь формируется на основе речевого звучания в процессе развития голоса благодаря каждодневному проявлению звукообразующей функции гортани, свободного использования регистров, которые на данный момент активизированы в разговорной речи малышей (либо головной, либо грудной). Наряду с интонацией малой терции, дошкольнику предлагаются более активные формы в воспроизведении простейших напевов (образцы календарной обрядовости в их обращённости к силам природы (колядки, щедровки, масленичные, заклички, веснянки и пр.). Память дошкольника интенсивно впитывает образцы календарных песен, в отличие от организованного процесса обучения пению на основе специальных упражнений. При этом развитие певческих навыков у дошкольников происходит комплексно, в единстве речитации, игры, движения, подчиняясь устной природе народно-певческого исполнительства: коллективность – индивидуальность, стабильность - мобильность (ритмо-интонация - мелос), моноэлементность - полеэлементность (навык - комплекс навыков). Важно в процессе развития первичных вокальных навыков у дошкольников опираться на общедидактические принципы наглядности, повторности, образно-игровой имитации, подражания, комбинации в освоении интонационного материала. Данные методические подходы становления интонационного поведения у дошкольников не противоречат формам и способам, корнями уходящих в народно-певческие истоки, предоставляя наиболее органичный путь развития голосообразовательной у них системы.

Литература

  1. Асафьев, Б.В. О народной музыке [Текст] / Б.В. Асафьев; сост. И.М. Земцовский, А.Б. Кунанбаева. - Ленинград: Музыка, 1987. - 397 с.

  2. Жиров, М.С., Сараева, Л.П. Феномен музыкального фольклора (философско-культурологические аспекты): Монография / М.С. Жиров, Л.П. Сараева. – Белгород: БГУ, 2007. – 114 с.

  3. Шамина, Л.В. Основы народно-певческой педагогики: Учебное пособие / Л.В. Шамина. – М., 2010. – 202 с.

1Московская средняя специальная музыкальная школа имени Гнесиных

Просмотров работы: 286