ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РЕПЕРТУАРА АНСАМБЛЯ «ДУБРАВУШКА» ПОСЁЛКА РОВЕНЬКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РЕПЕРТУАРА АНСАМБЛЯ «ДУБРАВУШКА» ПОСЁЛКА РОВЕНЬКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Мартишина В.В. 1, Сушкова Л.Н. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Истоки народной музыки, как и других искусств, уходят в доисторическое прошлое. В каждой исторической эпохе сосуществуют большие или малые древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют традиционный музыкальный фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительной самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями.

Народная музыка, а в нашем случае – традиционный музыкальный фольклор крестьянства, включает в себя вокальное, инструментальное и вокально-инструментальное народно-коллективное творчество народа. Бытует, как правило, в устной форме и передается благодаря исполнительским традициям.

Каждая местность характеризуется определённой колоритной традицией, существующей длительное время и сопровождающей жизнь крестьян. Устная передача из поколения в поколение требует постоянной «подпитки» процесса преемственности, в результате чего культура может сохраняться, и, в определённых условиях, полноценно функционировать. Дефицит преемственности традиционного музыкального фольклора на местах наблюдается исследователями достаточно давно, его связывают с социально-экономическими и политическими преобразованиями, проходившими в России за последнее столетие. В этот период учёными – исследователями народной культуры велась большая работа по фиксации образцов музыкальных традиций России, благодаря чему мы сегодня можем знакомиться с ними в архивах различного уровня.

Основные виды музыкального народного творчества - песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши. Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе ее исполнения.

Жанровое богатство народной музыки - результат разнообразия ее жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальные песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть (похоронные плачи - причитания). А, к примеру, у скотоводческих народов песни были связаны с приручением домашних животных, загоном скота и др.

Но проблема сегодняшнего дня состоит в недостаточности исследований, посвящённых в своё время некоторым традициям, из-за чего было утеряно огромное количество нематериальных культурных ценностей. В результате, в таких местностях осталось слишком мало людей, способных сохранить, возродить и передать накопленный многовековой опыт, особенно в том случае, когда от него остались лишь крупицы, требующие компетентной реконструкции для грамотного воспроизведения в условиях заданной традиции.

Данная проблема ставит задачу по обеспечению сельских поселений специалистами этнокультурной музыкальной сферы. Решается эта задача институтами и колледжами музыкального направления, которые, помимо формирования специалистов, могут проводить работу по сбору и сохранению образцов традиционной музыкальной культуры. Организовывая экспедиции в населённые пункты, где живы остатки старины, студенты здесь получают замечательную возможность вживую пообщаться с носителями культуры, прикоснуться к традициям нашего народа. А концертная деятельность, являющаяся неотъемлемой частью образовательного процесса в подобных учреждениях, направлена на приобщение публики к своему национальному богатству.

Белгородский государственный институт искусств и культуры, являясь творческим институтом, не стал исключением. На его базе функционирует кафедра искусства народного пения, в задачи которой входит не только всесторонне развитие студента как личности посредством обучения пению, игре на инструментах и хореографии, но также организация научно-исследовательской работы обучающихся, осуществление экспедиционных выездов.

Одна из таких экспедиций была проведена 7 декабря 2010 года под руководством кандидата искусствоведения Карачарова Ивана Николаевича в микрорайон Димитрово поселка Ровеньки Белгородской области, где удалось собрать пять исполнителей. Вот их имена:

  1. Линник Нэли Владимировна -1952 г.р, уроженка Димитрово, бывшая директор местного дома культуры, организатор ансамбля «Дубравушка», который позже распался, но участники продолжили свои реппетиции.

  2. Мухина Тамара Васильевна-1949 г.р, уроженка Сибири (Новосибирская область). Здесь проживает 10 лет.

  3. Мягкая Мария Ивановна 1952 г.р уроженка с. Верхняя Серебрянка, Ровеньского р-на. С 1971 года проживает в Димитрово.

  4. Киривенко Зинаида Андреевна 1948 г.р, уроженка хутора Средний, Ровеньского р-на. Проживает в микрорайоне уже 30 лет.

  5. Пшеничная Любовь Егоровна -1938 г.р, уроженка Украины, г. Харькова. Вышла замуж в Ровеньках, и уже 52 года проживает в Димитрово.

Как мы видим, исполнительницы микрорайона Димитрово уже не являются уроженками одной местности. На почве исчезновения многих ттрадиций, Димитровцы - вышли из положения за счёт пополнения репертуара своего коллектива не только песнями своей территории, которых осталось очень мало, но и расширяя его, путём привлечения песен других регионов, а также авторского репертуара, который приобрёл на данной почве свой неповторимый местный колорит. Зачастую, подбор репертуара мог осуществляться путём выбора понравившихся произведений, наличием того, что было исполнено в молодости, или когда-то услышанных от бабушек. По словам участников ансамбля, никто из них музыкальной грамоте обучен не был. Само разучивание происходило по слуху, а тексты записывались в тетрадки.

Такой подход к формированию репертуара породил жанровое и стилистическое своеобразие. Какие-то песни слышали по телерадиовещанию, что несомненно, оказало влияние на местный аутентичный фольклор, исполняемый коллективом, при этом, заимствованные песни впитали черты местного музыкального фольклора. Кроме того, важную роль также сыграло географическое расположение посёлка Ровеньки на территории, некогда являющейся южной границей России, а также в непосредственная близость от Украинского государства. Всё это даёт и историческую тематику песен, большое количество частушек, лирических песен с украинским диалектом и песен казаков. Таким образом, переработав песни, что называется, под себя и исполняя их в своей манере, жительницы микрорайона, что не моло важно, смогли сохранить свою индивидуальность в исполнении.

В процессе экспедиционой работы удалось зафиксировать местные традиционные песни, среди которые, колыбельная, масленичная, колядка, щедровка, частушки, поздние лирические песни, песни с казачьей тематикой,

Адаптированные авторские песни. Их примеры составляют материал приложения к настоящей работе.

На примере творчества исполнителей посёлка Ровеньки Белгородской области мы можем ещё раз подчеркнуть, что стремление человека к традиционной культуре – это не просто проблема досуга, это проявление менталитета нации, стремящейся к самовыражению и к коллективным видам устного творчества. И сегодняшняя проблема утраты традиций может быть решена, если мы перестанем стыдиться проявлений своего национального характера и сможем преодолеть насаждение новой модной поп-культуры и обратимся к своему историческому и культурному опыту.

Приложение.

Просмотров работы: 323