ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО НАРОДА. РУСАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ. ПОВЕРЬЯ И ОБЫЧАИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО НАРОДА. РУСАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ. ПОВЕРЬЯ И ОБЫЧАИ

Трубавина А.А. 1, Рябуха Л.Н. 1
1Губкинский филиал ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Среди славян, как и среди других народов, жила вера в сверхъестественные существа. Особую волшебную силу русские славяне приписывали озёрам и рекам. При глазной боли они умывались водой из целебных источников и бросали в них серебряные монеты, молились деревьям, особенно дуплам; поклонялись берёзам, липам и дубам. Никакая жертва не была приносима без украшения её ветвями. Народ верил, что душистые деревья, наполняя воздух приятным запахом, изгоняют злых духов и не позволяют русалкам тешиться над людьми. Но каким образом появились у наших предков русалки, которые до сих пор служат предметом суеверных толков? Народ, сроднившийся с языческими понятиями, заимствовал их от верований в бытие водяных существ. Греческие нереиды и нимфы лесов, речные богини, постепенно превратились в русалок. В Европе они были известны под особыми именами: у немцев – это дунайские девы, у англичан – озёрные девы, у французов – ундины (водяные) и т.д. Они представляются молодыми красивыми девушками, в тонких белых одеждах с длинными развивающимися волосами, ниспадающими по спине, груди и плечам; они не делают никакого вреда человеку и даже благодетельствуют ему, если захотят; они невинные и прелестные существа, поэтому их часто сравнивают с красавицами – вилами. Вилы собирают облака, готовят молнию и гром.

Русалки получили своё название от русла (источника), потому что они были обитательницами источников, рек и озёр. В Европе долгое время, почти до конца 18 в., верили в существование русалок.

В Украине и Малороссии господствует ещё поверье, что дети, умершие без крещения, превращаются в мавок, малок и гречух, спутников русалок; что злые духи мучают этих младенцев, которые освобождаются от их власти только на зелёные святки. В течение 7 лет души их летают по воздуху и просят жалобно, чтобы их окрестили. Кто услышит тоскливый их голос, должен произнести: «Крещу тебя, Иван да Марья, во имя Отца и Сына и Святого духа». После этих слов они возносятся на небо.

Олицетворение водяных существ у славян происходит оттого, что они поклонялись рекам. У славян были даже особые названия водяных существ женского рода: Девони, Дзеванны, Даны и надо думать, что это название рек: Дуная, Двины, Дона. Во всех языческих религиях вода была предметом поклонения и её освящали таинственными молитвами. Индейцы и египтяне почитали воду за начало жизни; греки приписывали воде воскресающую силу и по воде отгадывали будущее. Кое-где сохранилось поверье, что в лунные ночи бегает девона с собаками по лесу и пугает зверей. Они разгуливают по рощам, по лесам, в траве или плещутся в реках и озёрах. В некоторых местах доныне сохранился обычай в русальную неделю развешивать по деревьям полотно, которое будто бы мавки и русалки берут себе на рубашки. Иные суеверы раскладывают ещё горячий хлеб по окнам, думая, что паром его бывают сыты русалки.

Сохранилось поверье, что в русальные дни нельзя бросать скорлупу от выеденных яиц, а надо раскрошить на мелкие части, потому что, если скорлупа попадёт в воду, русалки построят из неё кораблик, и будут плавать назло людям. Если же кто выбросит на двор скорлупу, потом накопится в ней вода и напьётся сорока, то на того человека нападёт лихорадка.

Малороссийские поселенцы Саратовской губернии верят, что русалки безобразные: косматые, горбатые, с большим брюхом и острыми когтями, длинной гривой и железным крючком, которым они ловят прохожих. Бегают русалки по садам и лесам, ища себе добычи; ныряют, и, если кто станет купаться на Троицу, не прочитав молитвы, того русалка непременно утащит на дно. По убеждению жителей некоторых губерний, в их озёрах находятся подводные царства русалок, которые при закате солнца плещутся, играют в воде, выходят на берег и расчёсывают свои длинные мокрые волосы. Русалки, по словам рассказчиков, походят на обыкновенных женщин, только волосы у них зелёные.

В народе употребляются травы, оберегающие от нападения и щекотки русалок: это полынь и заря, которые так сильно действуют на них, что достаточно им бросить эти травы в глаза, как они тотчас разбегутся.

Жители днепровской России утверждают, что огни, светящиеся ночью на могилах, насыпанных курганах, в рощах, лесах и на полях, разводятся днепровскими русалками для того, чтобы заманить к себе людей и потом, схватив их, бросить в Днепр. Они изображаются страшными существами, ими пугают детей, как киевскими ведьмами. Накануне Троицына дня русалки бегают по полям, засеянным хлебом, и хлопают в ладоши, приговаривая: «Бух, бух, соломенный дух! Меня мати породила, некрещёну положила».

Русалки до Троицына дня живут в воде, на берег выходят поиграть и порезвиться. С Троицына дня до Петрова поста русалки бродят по земле; живут на ветвях и разматывают пряжу, которую уносят у поселянок, заснувших без молитвы. Они аукают в лесах и зазывают к себе хохотом прохожих: «Ходите к нам на рели качаться». Уводят их в чащу леса и защекочивают до смерти. В народных сказаниях сохранились некоторые загадки русалок, которые загадывают их первому попавшемуся парню или девушке:

Ой, бежит, бежит красная девушка,

А за нею – русалочка.

Ты послушай меня, красна девушка,

Загадаю тебе три загадки:

Коль отгадаешь, я до батьки пущу,

А не отгадаешь, я к себе возьму.

Что растёт без корня?

Что бежит без поводу?

Что цветёт без всякого цвету?

Путник задумывается и не отгадывает, но русалка, как говорит поверье, не даёт ему отгадывать, отвечает сама:

Камень растёт без кореньев,

Вода бежит без поводу,

Папоротник растёт без всякого цвету.

Девочка загадочки не отгадала,

Русалочка её защекотала.

Русалки немедленно бросаются на девушку, обвиваются около её шеи и щекочут под мышками: сначала тихо и с припевом, потом сильнее и сильнее с адским хохотом. Девушка смеётся с ними, но после умирает от щекотки.

На русальную неделю никто не осмеливается купаться в реке и хлопать в ладоши, потому что в это время – веселье русалок, и эхо раздаётся по всем окрестностям. На звук собираются другие русалки. На зелёной неделе в четверг никто не должен работать, чтобы русалки не портили домашний скот, птицу и всё хозяйство. Этот день называется «велик день русалок».

В Белоруссии поселяне верят, что русалки бегают нагие и кривляются, и если кому случится их увидеть, тот сам будет всегда кривляться.

В России сохранились сведения о русалках под именем водяных, лессовых, домовых, и все они находятся под властью водяного дедушки. Нет сомнения, что это остатки верований дунайских славян, которые поклонялись морянам и водяным. На Руси господствует мнение, что некоторые из злых духов при ниспровержении Вельзевула со всей нечистой его силой в ад частью попали в воду, другие расселились по полям, а прочие укрылись в лесах или домах. Водяные живут в омутах и под крутыми речными порогами. Они выходят на берег с растрёпанными волосами, хватают купающихся, уносят их с собой на дно и там замучивают их до смерти. Лешие представляют собою нечто среднее между дьяволом и косматым чудовищем. Они скитаются по лесам и лугам. Прохожие часто обманываются призраком и заходят в глушь леса, поэтому говорят, когда кто заплутается в лесу: «Эка куда завёл его леший».

Рассказы о русалках сохранились во многих местностях. В Тульской губернии существует предание о лессовой русалке: она молоденькая, прекрасная лицом и прелестная. Русалка эта совершенно безопасна во всё время года, кроме русальной недели. В это время она привлекает к себе лестью и защекочивает до смерти.

На русальной неделе, во вторник, крестьяне поминают «удавленников». Родня умершего приносит на могилу помин и призывает русалку:

Русалка – царица,

Красная девица!

Не загуби душки,

Не дай удавиться,

А мы тебе кланяемся.

В Сибири думают, что русалки во время русальной недели играют с девушками и парнями. В прочих местах России устраивается гулянье под названием «русального». Неделя от седмицы Святых Отцов в древности называлась на Руси – русальной, а сами забавы – русальи или скоморошеские. Из «Стоглава», составленного в 1550 г., видно, что накануне Иванова дня, Рождества Христова и Богоявления, мужчины, женщины и девицы сходились с хохотом на ночное веселье и шумную забаву, пели бесовские песни, плясали и скакали. Церковь наша строго запрещала эти забавы, налагая разные духовные наказания.

Западная Церковь тоже преследовала русалии, происходившие после Пасхи, когда расцветали розы, от этого святая Пятидесятница называлась Розовой Пасхой, а само воскресение – Розовым.

Наши предки боялись русалок, поэтому они придумали против них «изгнания и проводы». Девицы и женщины собирались с разных улиц деревни, распевая весёлые песни, для того чтобы ободрить друг друга. Они становились по углам с чучелом в виде женщины, изображающим русалку, потом составляли хоровод, в центре которого женщина с чучелом проделывала смешные телодвижения и скакала. Пропев песню, они разделялись на две половины: оборонительную и наступательную. Одни защищали чучело от нападения, другие бросали им в глаза песок и обливали водой. Наконец, все толпой отправлялись в поле: там разрывали чучело и разметывали его по воздуху. Это называлось проводами русалок.

Проводы русалок совершаются и ныне, почти с тем же самым обрядом, в первый понедельник после Троицы, который называется «русальным провожаньем», а воскресенье – «русальным заговлением».

Просмотров работы: 287