ВЛАДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛАДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Галушко А.В. 1, Гращенко А.Г. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В XXI веке технические средства прочно вошли в музыкально-образовательный процесс и окончательно закрепились в нем. «Формирование конкурентоспособного специалиста этномузыкальной направленности возможно при формировании у него ключевых и базовых профессиональных компетенций, исходя из модели, разработанной на основе анализа Государственного образовательного стандарта и экспертной оценки квалифицированных специалистов-практиков»[1.]. Это подтверждение закреплено и в общих компетенциях выпускника специальности «Сольное и хоровое народное пение»: «Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности».

Информационные технологии представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Основными средствами хранения и использования информации для специалистов этномузыкальной направленности служат записи полевых экспедиций разных лет.

Известная фольклористка Э. Линева впервые использовала в своей работе фонограф, который был оснащен восковым валиком, позволяющим только сделать запись. Сейчас же существует много различных информационных носителей, позволяющих делать не только общую запись или одного исполнителя, но и многоканальную запись, фиксирующую индивидуальность мелодической линии каждого из певцов.

Основой компетентности специалиста является две составляющих: первая - хранение и продление жизни традиционных ценностей, вторая - познавательная деятельность, которая в XXI веке основывается на современных информационно-коммуникационных средствах. Одной из первостепенных задач этномузыкального образования является доскональное освоение традиционных приемов народного исполнительства. Идеальный вариант преемственности манеры исполнительства существовал длительный отрезок времени, когда люди общины на спевках оттачивали свое мастерство. Со временем эта возможность освоения исчезла и ей на смену пришли информационно- коммуникационные средства, дающие возможность не только записывать, воспроизводить но и копировать культурные ценности как материальные, так и нематериальные (музыку, песни, танцы).

Использование технических средств в своей деятельности, позволяет будущему специалисту не только петь с этнографической точностью материал различных регионов России, опираясь на вокальные приемы известных мастеров фольклорного исполнительства, но и видеть «игру» песни, то есть чувствовать эмоциональное отношение исполнителя и умение передать характер песни.

Данные технологии оказывают большую помощь в освоении этнографической точности исследуемого материала при изучении обрядовой деятельности наших предков. Благодаря видеозаписи, хореографическая пластика выступает наглядным материалом для освоения изучаемой традиции. Белгородская область уникальный край юга России, здесь можно встретить и «карагоды», и «танки» всевозможных построений. Визитной карточкой хореографии фольклорных коллективов Белгородской области служит «пересек»- уникальная полиритмия, дающая эмоциональный всплеск плясовых песен. Возможность использования на уроках и в самостоятельной работе видеоряд упрощает освоение данной дисциплины. А русский костюм? Ведь на словах даже самого лучшего педагога невозможно объяснить разнообразие «паневных» вышивок или рисунков рубах: визуальный ряд помогает вдохнуть вторую жизнь этим удивительным творениям человека.

Большое техническое достижение «интернет», как никто другой дает возможность ускоренного развития специалиста, позволяя знакомиться с творчеством многих коллективов, исполнителей, собирателей, размещающих свое творчество на просторах социальных сетей. Это позволяет на месте знакомиться с яркими интерпретаторскими решениями различных произведений. Вместе с тем, широкое распространение аудио и видеозаписей, дает возможность слепому копированию материала, потере исполнительской индивидуальности. Прослушав и проанализировав записи, компетентный специалист будет стараться, сохранив стилевую характеристику, воплотить в произведении свое понимание образа, мыслей и чувств исполнителя.

Обучению компетентного специалиста существенную пользу может принести не только прослушивание, но и запись собственного исполнения в ходе самостоятельной работы, что позволит выработать объективное мнение к исполнению, а вместе с тем и более качественный образовательный уровень.

Литература.

1. Сушкова Л.Н., Гращенко А.Г. Пути формирования компетентного специалиста этномузыкальной сферы в учебных заведениях искусства и культуры // Современные наукоёмкие технологии. - №11, 2016 – Часть 2. – с. 175-179 (0,3 п.л.)

Просмотров работы: 417