ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ДМШ И ДШИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ДМШ И ДШИ

Королёв А.О. 1, Спицына Т.В. 1
1Губкинский филиал ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, и в первую очередь, личности ребёнка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В. Луночарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащённый полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со «старейшинами»- В.Н. Шацкой, Л. Н. Гродзенской, М.А. Румер, Г.Л. Рошалем, Н.И. Сац – продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. По своей удивительной способности вызвать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Зерно творческого вдохновения, заложенное в музыкальной школе, прорастёт и даст свои плоды в любой сфере деятельности, станет ли ребёнок математиком, строителем или музыкантом – у него будет разгораться искра создавать новое в любой сфере деятельности. На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

Опыт, полученный ребёнком в музыкальной школе, является неоценимым вкладом в его жизнь и проявляется в способности создавать новое в любой сфере деятельности, творчески относится к своей профессии, обогащает его внутренний мир.

Музыкальное воспитание можно понимать в широком или более узком смысле. В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека. В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки, - её восприятие и анализ.

Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные её особенности.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они имеют различное устройство, их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения. Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в индивидуальной форме.

В программу ДМШ включены такие дисциплины, как музыкальная литература (построенная по принципу историзма), сольфеджио, элементарная теория музыки, обучение игре на инструментах.

Все перечисленные формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культурой детей.

Итак, музыкальные цели воспитания носят, прежде всего, развивающий характер. В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей, и происходит это только через деятельность. Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия – не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству – формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Музыка украшает жизнь, делает её более интересной, а также играет важную роль в общей работе по воспитанию наших детей. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель – воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.

Литература

  1. Дьяченко, Н. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях / Н. Дьяченко, И. Котляревский, Ю. Полянский. – Киев.: Музична. Украiна, 1987.

  2. Котляревский И.А. Актуальные проблемы музыкального образования. / И.А.Котляревский, Ю.А.Полянский. // Сб.ст. – Киев: Музична Украина, 1986.

Просмотров работы: 419